Анализ рынков

Кризис отступает

Кризис отступает

По состоянию на конец прошлого года о своих ощущениях, что страна пребывает в кризисе, заявили 40% россиян, тогда как в начале 2016 года таких ответов насчитывалось 71%. Правда, еще почти половина опрошенных (46%) не отрицает наличие в стране некоторых экономических трудностей. Тем не менее, градус тревожности по поводу состоянии экономики в стране значительно понизился. Говоря о проявлениях кризиса, 80% россиян по-прежнему жалуются на рост цен. Однако теперь их куда меньше беспокоят проблемы на рынке труда (сокращение зарплат, персонала) или обесценивание рубля. В планах по преодолению экономических трудностей сегодня россияне чаще говорили о сокращении расходов на развлечения или дорогостоящие покупки и услуги. Зато доля наших соотечественников, которые планируют экономить на самом необходимом, вплоть до еды, значительно сократилась с 2016 года – с 66% до 48%.

В рамках очередного общероссийского опроса в декабре прошлого года исследовательский холдинг Ромир задал россиянам ряд вопросов о восприятии ими текущей экономической ситуации в стране и способах преодоления финансовых трудностей. Аналогичные исследования проводились в начале 2015 и 2016 годов. И тогда результаты свидетельствовали о пребывании страны в экономическом кризисе.  В конце же 2017 года восприятие россиянами экономической ситуации в стране значительно изменилось, причем в лучшую сторону.

По состоянию на конец прошлого года о своих ощущениях, что страна пребывает в кризисе, заявили 40% респондентов, тогда как в начале 2016 года таких ответов насчитывалось 71%. Сокращение доли подобных ответов произошло при одновременном двукратном увеличении числа россиян, которые считают, что в стране существуют некоторые проблемы экономического характера – с 23% до 46%. Вместе с тем с 2% до 7% увеличилась доля тех, кто считает что в стране все хорошо, и никаких экономических проблем нет (см. Гистограмму 1).

То есть, в одной стороны, общее число наших соотечественников, которые признают наличие экономических проблем, сократилось незначительно – с 94% в начале 2016 года до 86% к концу 2017 года. Однако градус тревожности по поводу состоянии экономики в стране значительно понизился. То есть можно говорить о том, что, по ощущениям россиян, национальная экономика потихоньку начинает восстанавливаться.  

Гистограмма 1. Скажите, пожалуйста, как бы вы охарактеризовали текущую экономическую ситуацию в стране? (%)

Следующий вопрос исследования касался проявлений кризиса или экономических трудностей в целом лично для каждого респондента. Как и в предыдущих замерах, лидирующим ответом в списке проблем опять стал рост цен, инфляция. При этом и доля таких ответов практически не изменилась и составила 80%. Чаще, чем в среднем по выборке на подорожание товаров и услуг жаловались респонденты старше 60 лет, россияне с низким доходом, жители мегаполисов.

Еще одно проявление кризиса, как девальвация рубля, на который в прежних опросах указывали более половины опрошенных, сегодня собрал только 30% голосов. То есть можно предположить, что россияне свыклись с новым курсом валют. Несколько чаще о падении курса рубля относительно валют продолжают говорить только высокодоходники и жители городов-миллионников.  

Гистограмма 2. Скажите, пожалуйста, в чем лично для вас выражается кризис? (%) Возможно несколько вариантов ответа, поэтому итоговая сумма превышает 100%.

Проблемы на рынке труда также постепенно теряют свою остроту. Так, в конце 2017 года о сокращении персонала на предприятиях и росте безработицы заявили 23% опрошенных, тогда как в 2016 году доля таких ответов составляла 34%. Также более чем на треть сократилось число ответов о сокращении зарплат – с 35% до 21%. Чуть меньше россиян, чем в 2015-2016 годах отметили, что испытывают трудности с выплатой кредитов -15%.

Небольшое усиление признаков кризиса россияне ощущают только на международной арене, о чем заявил каждый четвертый респондент (24%) против каждого пятого (21%) годом ранее.  Но в любом случае, по сравнению с ситуацией 2015 года международные события вызывают у наших соотечественников меньше беспокойства.

И в заключении респондентам было предложено ответить на вопрос о способах преодоления экономических трудностей.  Полученные ответы показали, что в целом принципы выживания в тяжелые кризисные времена постепенно смягчаются. Если в начале 2016 года среди первоочередных мер по преодолению кризиса россияне указывали перераспределение расходов в пользу еды и самого необходимого (39%) и даже грозились сократить расходы на питание и первоочередные товары (27%), то сегодня доля таких ответов сократилась соответственно до 33% и 15% (см. Гистограмму 3).

То есть можно говорить о том, что самые тяжелые времена прошли, на еде россияне собираются экономить меньше, чем, например, на развлечениях или дорогостоящих услугах. Действительно, с момента последнего опроса немного увеличилась доля россиян, которые заявляют о планах по сокращению расходов на отдых (с 28% до 31%), об отказе от крупных покупок товаров длительного пользования (с 22% до 26%) или от услуг на лечение образование (с 11% до 16%). 

Гистограмма 3. Скажите, пожалуйста, какие действия Вы предпринимаете или собираетесь предпринять, чтобы преодолеть эти экономические трудности? (%) Возможно несколько вариантов ответа, поэтому итоговая сумма превышает 100%.

При этом пошло на убыль и число респондентов, которые для преодоления экономических трудностей готовы найти дополнительный заработок. В 2016 году такой вариант ответа указывал каждый четвертый опрошенный (25%), а сегодня - уже только каждый пятый (20%). Тенденцию к сокращению получил и вариант ответа о планах на увеличение домашних заготовок из собственных урожаев. Сегодня об этом упоминает каждый десятый (11%).

И почти вдвое (с 7% до 13%) с 2016 года увеличилась доля россиян, которые заявляют, что экономические проблемы в стране их лично никак не затронули.

Результаты исследования комментирует президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин: «Здесь не стоит забывать, что результаты опросов демонстрируют не статистические данные о состоянии экономики в стране (для этого существуют специальные ведомства, чиновники и эксперты),  а показывают мнения людей.  А по ощущениям россиян получается, что за три года наши сограждане адаптировались к экономическим трудностям и даже в чем-то расслабились. Только за три последних поколения наша страна пережила такие потрясения, что остановка развития экономики и какие-то санкции уже не кажутся столь серьезным кризисом.  Мудрость и терпение народа велико – многое переживали, и это переживем.  Как говорится, лишь бы не было войны».

*Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.  

30.01.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

20 экспертов о том, должен ли PR продавать20 экспертов о том, должен ли PR продавать
Должен ли PR продавать? Этот вечный как мир вопрос — предмет ожесточенных споров между пиарщиками и их работодателями. Первые обычно «топят» за то, что PR — это про репутацию, имидж бренда и вообще игра вдолгую. Вторые хотят получать измеряемый в продажах результат здесь и сейчас, и кто их в этом осудит. На чьей стороне правда? Мы в Pressfeed попытались в этом разобраться, поговорив с 20 экспертами. Вот, что получилось.
"Он покупает, а ему платят!..""Он покупает, а ему платят!.."
Бизнес пробует все новые механики программ лояльности для своих клиентов. Что интересного появилось на рынке за последнее время? «Щедрая жизнь» от «Перекрестка» и «Ренессанс Жизнь», сервисы Qrooto и «Едадил» как новые форматы, не вызывающие приступа скуки у потребителя.
Эффективность рекламы: что продает и что произойдетЭффективность рекламы: что продает и что произойдет
За многие годы существования рекламы как индустрии, у рекламщиков сложился ряд убеждений, которые считаются истинными и принимаются, по умолчанию, при разработке кампаний. Некоторые из этих убеждений существуют давно, а некоторые, совсем “молодые”, рождаются с появлением и развитием новых форматов и технологий. Но сегодня всё так быстро меняется, что и они могут уже очень скоро потерять свою актуальность. И это, кстати, также еще одно новое убеждение. Попробуем разобраться в истинности расхожих рекламных установок и в том, как они работают в коммуникации.
Сдуло шлюпку, как скорлупкуСдуло шлюпку, как скорлупку
Пресс-служба спасателей Ставрополья три года пишет заголовки в рифму.
Чего действительно хотят женщины? Исследование #TogetherWeTriumphЧего действительно хотят женщины? Исследование #TogetherWeTriumph
Ведущий бренд нижнего белья Triumph, более 130 лет поддерживающий женщин во всем мире благодаря своим функциональным бра, провел глобальное исследование среди женщин, чтобы узнать, что придает им уверенность в себе, вдохновляет и открывает возможности каждый день.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА (1)
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

22.11.2018 - 11:33
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация