Анализ рынков

Кризис отступает

Кризис отступает

По состоянию на конец прошлого года о своих ощущениях, что страна пребывает в кризисе, заявили 40% россиян, тогда как в начале 2016 года таких ответов насчитывалось 71%. Правда, еще почти половина опрошенных (46%) не отрицает наличие в стране некоторых экономических трудностей. Тем не менее, градус тревожности по поводу состоянии экономики в стране значительно понизился. Говоря о проявлениях кризиса, 80% россиян по-прежнему жалуются на рост цен. Однако теперь их куда меньше беспокоят проблемы на рынке труда (сокращение зарплат, персонала) или обесценивание рубля. В планах по преодолению экономических трудностей сегодня россияне чаще говорили о сокращении расходов на развлечения или дорогостоящие покупки и услуги. Зато доля наших соотечественников, которые планируют экономить на самом необходимом, вплоть до еды, значительно сократилась с 2016 года – с 66% до 48%.

В рамках очередного общероссийского опроса в декабре прошлого года исследовательский холдинг Ромир задал россиянам ряд вопросов о восприятии ими текущей экономической ситуации в стране и способах преодоления финансовых трудностей. Аналогичные исследования проводились в начале 2015 и 2016 годов. И тогда результаты свидетельствовали о пребывании страны в экономическом кризисе.  В конце же 2017 года восприятие россиянами экономической ситуации в стране значительно изменилось, причем в лучшую сторону.

По состоянию на конец прошлого года о своих ощущениях, что страна пребывает в кризисе, заявили 40% респондентов, тогда как в начале 2016 года таких ответов насчитывалось 71%. Сокращение доли подобных ответов произошло при одновременном двукратном увеличении числа россиян, которые считают, что в стране существуют некоторые проблемы экономического характера – с 23% до 46%. Вместе с тем с 2% до 7% увеличилась доля тех, кто считает что в стране все хорошо, и никаких экономических проблем нет (см. Гистограмму 1).

То есть, в одной стороны, общее число наших соотечественников, которые признают наличие экономических проблем, сократилось незначительно – с 94% в начале 2016 года до 86% к концу 2017 года. Однако градус тревожности по поводу состоянии экономики в стране значительно понизился. То есть можно говорить о том, что, по ощущениям россиян, национальная экономика потихоньку начинает восстанавливаться.  

Гистограмма 1. Скажите, пожалуйста, как бы вы охарактеризовали текущую экономическую ситуацию в стране? (%)

Следующий вопрос исследования касался проявлений кризиса или экономических трудностей в целом лично для каждого респондента. Как и в предыдущих замерах, лидирующим ответом в списке проблем опять стал рост цен, инфляция. При этом и доля таких ответов практически не изменилась и составила 80%. Чаще, чем в среднем по выборке на подорожание товаров и услуг жаловались респонденты старше 60 лет, россияне с низким доходом, жители мегаполисов.

Еще одно проявление кризиса, как девальвация рубля, на который в прежних опросах указывали более половины опрошенных, сегодня собрал только 30% голосов. То есть можно предположить, что россияне свыклись с новым курсом валют. Несколько чаще о падении курса рубля относительно валют продолжают говорить только высокодоходники и жители городов-миллионников.  

Гистограмма 2. Скажите, пожалуйста, в чем лично для вас выражается кризис? (%) Возможно несколько вариантов ответа, поэтому итоговая сумма превышает 100%.

Проблемы на рынке труда также постепенно теряют свою остроту. Так, в конце 2017 года о сокращении персонала на предприятиях и росте безработицы заявили 23% опрошенных, тогда как в 2016 году доля таких ответов составляла 34%. Также более чем на треть сократилось число ответов о сокращении зарплат – с 35% до 21%. Чуть меньше россиян, чем в 2015-2016 годах отметили, что испытывают трудности с выплатой кредитов -15%.

Небольшое усиление признаков кризиса россияне ощущают только на международной арене, о чем заявил каждый четвертый респондент (24%) против каждого пятого (21%) годом ранее.  Но в любом случае, по сравнению с ситуацией 2015 года международные события вызывают у наших соотечественников меньше беспокойства.

И в заключении респондентам было предложено ответить на вопрос о способах преодоления экономических трудностей.  Полученные ответы показали, что в целом принципы выживания в тяжелые кризисные времена постепенно смягчаются. Если в начале 2016 года среди первоочередных мер по преодолению кризиса россияне указывали перераспределение расходов в пользу еды и самого необходимого (39%) и даже грозились сократить расходы на питание и первоочередные товары (27%), то сегодня доля таких ответов сократилась соответственно до 33% и 15% (см. Гистограмму 3).

То есть можно говорить о том, что самые тяжелые времена прошли, на еде россияне собираются экономить меньше, чем, например, на развлечениях или дорогостоящих услугах. Действительно, с момента последнего опроса немного увеличилась доля россиян, которые заявляют о планах по сокращению расходов на отдых (с 28% до 31%), об отказе от крупных покупок товаров длительного пользования (с 22% до 26%) или от услуг на лечение образование (с 11% до 16%). 

Гистограмма 3. Скажите, пожалуйста, какие действия Вы предпринимаете или собираетесь предпринять, чтобы преодолеть эти экономические трудности? (%) Возможно несколько вариантов ответа, поэтому итоговая сумма превышает 100%.

При этом пошло на убыль и число респондентов, которые для преодоления экономических трудностей готовы найти дополнительный заработок. В 2016 году такой вариант ответа указывал каждый четвертый опрошенный (25%), а сегодня - уже только каждый пятый (20%). Тенденцию к сокращению получил и вариант ответа о планах на увеличение домашних заготовок из собственных урожаев. Сегодня об этом упоминает каждый десятый (11%).

И почти вдвое (с 7% до 13%) с 2016 года увеличилась доля россиян, которые заявляют, что экономические проблемы в стране их лично никак не затронули.

Результаты исследования комментирует президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин: «Здесь не стоит забывать, что результаты опросов демонстрируют не статистические данные о состоянии экономики в стране (для этого существуют специальные ведомства, чиновники и эксперты),  а показывают мнения людей.  А по ощущениям россиян получается, что за три года наши сограждане адаптировались к экономическим трудностям и даже в чем-то расслабились. Только за три последних поколения наша страна пережила такие потрясения, что остановка развития экономики и какие-то санкции уже не кажутся столь серьезным кризисом.  Мудрость и терпение народа велико – многое переживали, и это переживем.  Как говорится, лишь бы не было войны».

*Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.  

30.01.2018

на печать


Комментарии

Мастер
14.03.2019 11:59 | сообщение #1
 

Ах, как актуальны результаты исследования, проведенного Ромир более года назад и представленного аж 30.01.2018:-(
"Осетрина не бывает второй свежести"(с)

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.04.2024 - 14:18
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация