Анализ рынков

Метаморфозы курения

Метаморфозы курения

Количество курильщиков среди россиян продолжает снижаться. Так, в 2013 году называли себя потребителями табачной продукции 40% населения, в 2015 доля снизилась до 32%, а в сентябре 2017 года о пристрастии к курению заявили 26% россиян.

То есть за 5 лет доля курильщиков сократилась на треть, а вот цена пачки сигарет выросла почти вдвое. Снижение доли курильщиков  замедляется за  счет перехода на  другие виды  табачной  продукции – кальяны, сигары, электронные сигареты. Поседение, кстати, набирают популярность. Если в прошлом году о потреблении электронных сигарет заявляли 4% курильщиков, то в этом году эта доля выросла вдвое – до 8%. Причем ядро аудитории составляют россияне 18-24 лет. И вполне вероятно, доля потребителей электронных сигарет и кальяна  будет и дальше расти за счет молодежи. Одновременно рост разнообразия видов табачных  продуктов поможет сохранить долю  категории в целом.

Исследовательский холдинг Ромир продолжает изучать поведение курильщиков в России. Серия опросов на эту тема была запущена в 2013 году, когда  началось поэтапное введение в действие закона о запрете курения в общественных местах. Последние три года этот закон действует в полном объеме. Интересной представляется динамика потребления табака в таких ограниченных условиях, а также появление и развитие альтернативы в виде электронного курения.

В рамках сентябрьского всероссийского опроса* Ромир задал своим респондентам ряд вопросов на тему курения. Выяснилось, что количество курильщиков продолжает снижаться. Так, в 2013 году называли себя потребителями табачной продукции 40% населения, в 2014 – 38%, в 2015 доля снизилась до 32%, а 2016 году была получена доля курильщиков в размере 28%. В сентябре 2017 года о пристрастии к курению заявили 26% россиян.

Портрет курильщика в текущем году выглядит следующим образом. Несколько снизилась по сравнению с прошлым годом доля курящих мужчин – с 47% до 42%. Среди женщин доля курильщиков осталась стабильной – на уровне 13%. Основная масса курильщиков (97%) предпочитает обычные сигареты с фильтром. В 95% случаев курящие россияне потребляют табак каждый день.

Среднее количество выкуриваемых сигарет в день составляет 17 штук. Среди мужчин этот показатель немного выше и составляет 18 штук, а среди женщин – 15. Наиболее интенсивно курящими являются россияне 35-59 лет, которые заявляют о потреблении в среднем 19-20 сигарет в день. В молодежной среде 18-24 лет среднее количество выкуриваемых сигарет составляет 13 штук.  

Диаграмма 1. Доля курильщиков и средняя цена пачки сигарет.

Любопытно проследить динамику корреляции доли курильщиков и цен на сигареты. За пять лет средняя цена пачки выросла почти в 2 раза – с 57 рублей в 2013 году до 108 рублей в нынешнем. Доля курильщиков за это время также сократилась, но на треть с 40% до 26%.

С одной стороны, это положительный результат для законодателей, ратующих через запретительные законы за борьбу с курением.  Но с другой стороны, исследования показывают, что снижение доли курильщиков  замедляется за  счет перехода на  другие виды  табачной  продукции. Результаты опроса текущего года показали, что помимо обычных сигарет популярностью также пользуются сигареты без фильтра, электронные сигареты, кальян – по 8%, сигары – 6% (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 2. Потребляемые виды табачной продукции.

Напомним, что еще год назад в рамках аналогичного опроса в курении электронных сигарет признавались 4% курильщиков. То есть за год произошел двойной рост аудитории. Причем четверть из них (2% от общего числа курильщиков) используют электронные сигареты каждый день.

Отметим, что в молодежной (18-24 года) аудитории электронные сигареты курит каждый четвертый. Аналогичный показатель был зафиксирован и по курению кальянов. Но если курение последних связано, скорее всего, с вопросом легальности – разрешено курить в помещениях (барах и ресторанах), то в распространении электронного курения просматривается тренд новой культуры курения – меньший вред для здоровья и окружающих. И, вполне вероятно, эта тенденция будет развиваться.

Таким образом, доля потребителей электронных сигарет и кальяна, скорее всего, будет и дальше расти за счет курильщиков 18-24 лет. Одновременно рост разнообразия видов табачных  продуктов поможет сохранить долю  категории в целом.

* В опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое  население России. 

24.10.2017

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Изобразительное творчество ребёнка.

Изобразительное творчество ребёнка.
Изобразительное творчество ребёнка..   Уникальное издание для родителей и педагогов. Уникальность книги в том, что она даёт понимание как научить детей творчеству, а не отвратить от него. Не замучить ребёнка искусством, а дать возможность раскрыться индивидуальным способностям. Не создать из ребёнка «великого художника», а максимально открыть его личный творческий потенциал и привить любовь к искусству.  Книга о том, как научить ребёнка видеть и понимать искусство. Рисовать, лепить, творить и любить то, что ты сделал. Развить у ребенка самоуважение, дать ему возможность оценить произведения мировой культуры не задавив его грузом знаний. Часто оценить мировые шедевры можно только попробовав сделать что-то самостоятельно. Осознанное самостоятельное творчество, а не копирование даёт возможность раскрыть креативный потенциал ребенка. Раскрыть, под умелым руководством старшего товарища. Именно товарища, художника, коллеги, а не грозного педагога. Книга говорит о сложности и глубине детских рисунков, не всегда правильно понимаемых взрослыми, о взаимопонимании взрослого художника и его маленького коллеги. В книге большое внимание уделяется бережному отношению к детскому творчеству. Представлены многочисленные примеры детских работ с комментариями Романа Айххорна. После каждого тематического раздела автор предлагает ряд заданий. Они разработаны по уникальной методике и с учетом особенностей возрастной группы ребёнка. Потенциал, заложенный в детях от природы велик. Однако для своего дальнейшего развития творчество каждого ребёнка нуждается в заботливом индивидуальном подходе. Книга аккумулирует опыт профессионального художника и педагога, посвятившего более двадцати лет работе с детьми. Практическая помощь родителям, воспитателям детских садов, учителям общеобразовательной школы, лицам занятым в области детского изобразительного творчества. Содержание Изобразительное творчество ребёнка  «Это Я! Я сам!» Изобразительное творчество ребёнка  «Это Я! Я сам!» Минимум взрослого вмешательства в детские рисунки Аспекты детского творчества Цвет в детских работах Сюжет в детских работах Дети мастерят Глина и гипс Рисование сказки. Иллюстрация История в рисунках. Комикс Натюрморт. Как оживают предметы Это я, это мама, это папа... Дети и детство человечества Домашняя выставка Школа детского творчества«Где живёт Солнце во время дождя?» Художественные техники и эксперименты с материалами Что мы будем сегодня рисовать? Цветоведение для детей Натюрморт — мертвая природа или тихая жизнь? Лицо Пластика. Коллективная работа. Театр, зоопарк, птицы Печать. Монотипия, гравюра и сухая игла Комикс Книга Посещение музея История изобразительного искусства для детей Выставки

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

20.08.2025 - 22:30
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация