Анализ рынков

Аппетитный январь

Аппетитный январь

В минувшем январе повседневные расходы россиян после декабрьского пика сократились сразу на -16,6%, практически вернувшись к показателям ноября и октября прошлого годы.

И такая динамика расходов вполне вписывается в общий тренд за все годы наблюдений с тем лишь исключением, что в нынешнем году январское снижение оказалось более скромным, чем в предыдущие годы. В годовом выражение общие расходы россиян в январе выросли на 9,5%, что уверенно превосходит накопленную с января 2016 года инфляцию в 5%. Таким образом, очищенные от инфляции расходы россиян оказались на уровне, уступающем только показателю 2013 года. Доля продовольствия в общей корзине повседневных затрат немного подросла – с 51% в конце прошлого года до 53% январе. Возможно, виной тому подорожание почти на процент продуктов питания, которое было зафиксировано Росстатом. С другой стороны, россияне, напомним, отказались от предпраздничной закупки продуктов впрок. Поэтому в январе нечего было доедать – продукты я начале года покупались в обычном режиме.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств *Romir Consumer Scan Panel, в январе повседневные расходы россиян после декабрьского пика сократились сразу на -16,6%, практически вернувшись к показателям ноября и октября прошлого года. И такая динамика расходов вполне вписывается в общий тренд за все годы наблюдений, однако с пометкой, что в минувшем январе снижение объемов общих расходов оказалось меньше, чем в предыдущие годы. Так, в январе 2016 сокращение расходов составило -20%, два предыдущих года – по -22%, в 2013 – 19% (см. График 1).

 График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – Январь 2017. 

100% = январь 2012 года 
Источник: RomirScanPanel, январь 2017 

В годовом выражение общие расходы россиян в январе выросли на 9,5%, что уверенно превосходит накопленную с января 2016 года инфляцию в 5%. Таким образом, реальные, то есть очищенные от инфляции, расходы россиян оказались на уровне, уступающем только показателю 2013 года (см. График 2).

График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – Январь 2017. 

100% = январь 2012 года
Источник: Romir Scan Panel, январь 2017 

Резкое снижение расходов в январе традиционно и не требует особых объяснений. Россияне после длинных новогодних праздников и каникул возвращаются к обычному стилю потребления и расходов. Доля продовольствия в общей корзине повседневных затрат немного подросла с 51% в декабре и ноябре до 53% в январе. Возможно, виной тому стало подорожание продовольственных товаров в среднем на 0,9%, по данным Росстата.

С другой стороны, стоит вспомнить, что в декабре мы отмечали повышение  общих трат россиян за счет непродовольственных товаров, то есть экстра запасов продуктов перед праздниками наши соотечественники в отличие от предыдущих лет не делали. Поэтому в январе и доедать особенно было нечего. Отсюда и увеличение доли продуктовых категорий в общей корзине затрат. 

Города и регионы

Те регионы, которые показали наибольший рост расходов в декабре относительно ноября, в январе продемонстрировали опять же самый значительный спад. Так, жители Сибири и Дальнего Востока в январе потратили меньше, чем в декабре на -24%. На юге и Северном Кавказе сокращение расходов в первом месяце года составило -23%, а на северо-западе -18,6%. Напомним, что самый скромный декабрьский рост был зафиксирован в Приволжском ФО. Вот и сокращение расходов в январе в этом регионе оказалось опять  же самым низким – всего -10,3%.

В годовом выражении динамика расходов в разных частях страны оказалась неоднородной. Так, например, сибиряки (+16,3%), жители центра страны (+18,5%) и северо-запада (+12%) показали уверенный рост расходов относительно января 2016 года. А вот на юге страны (-8,9%) и в Приволжском округе (-3,6%) расходы января 2017 не смогли дотянуть даже до показателей прошлого года.

В Москве в январе расходы сократились на -23% относительно расточительного декабря. Однако годовой рост расходов москвичей составил +8,1% и уверенно превзошел инфляцию. В Питере сокращение расходов в январе было немного более скромным -15,7%. Однако годовой рост расходов жителей северной столицы более чем втрое превзошел уровень накопленной инфляции и составил +16,7%. Напомним, что рост расходов в Питере в годовом выражении начался уже в конце прошлого года, хотя в первой половине 2016 наблюдалось затишье.

Расходы жителей мегаполисов в январе сократились на -16,5%, а за год выросли на +6,2%. Выделились в январских тратах жители пятисоттысячников. Напомним, что в течение всего предыдущего года они показывали редкостную экономию, но ощутимо раскошелились в декабре. В январе же жители крупных городов ужали свои повседневные траты сразу на -22%. Объем расходов января 2017 номинально совпал с показателем первого месяца 2016 года.  То есть годовой рост оказался нулевым.

Расходы жителей стотысячников в январе сократились меньше, чем в других типах городов. Падение составило -13,8%. Зато в годовом выражении рост почти троекратно превзошел размер официальной инфляции и составил +14,4%. Напомним, что в целом в стотысячниках расходы жителей показывали стабильный рост на протяжении всего прошлого года без резких скачков и падений.   

Доходные группы 

В среднем расходы россиян с разными доходами сократились в январе относительно декабря достаточно равномерно. Так, низкодоходники потратили меньше на -18,7%, среднедоходники сократили траты на -17%, а высокодоходники на -16,6%.

Зато в годовом выражении наблюдается разница в динамике расходов в разных доходных группах. Расходы россиян с низким доходом за год выросли практически на размер инфляции, то есть на +5,1%. В группе россиян со средними доходами расходы за год увеличились на +7,1%. А высокодоходники показали рост общих трат на +13,1%.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городе с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

09.02.2017

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Город Серебряного века

Город Серебряного века
Город Серебряного века. Пространство города в русском изобразительном искусстве и литературе Серебряного века. Книга является первым в современной отечественной науке междисциплинарным исследованием темы пространства города первых десятилетий XX века в русском изобразительном искусстве и литературе этого времени. Комплексный подход к теме, в основу которого положен структурный анализ городского пространства, позволил автору выстроить новую иконографию городских пространственных образов в произведениях русской литературы и искусства, воссоздать мыслимую модель города, каким его видели писатели и художники начала прошлого столетия. Книга богато иллюстрирована, написана ясным, доходчивым языком с привлечением большого числа высказываний художников, писателей и поэтов, помогающих понять рассуждения и выводы автора. Книга будет интересна не только специалистам — искусствоведам, филологам и культурологам, но и широкому кругу читателей, ценителей искусства и литературы Серебряного века. Во все времена Город, являющийся средоточием творческого потенциала эпохи, стремится осмыслить самое себя. Ситуация конца XIX — первых десятилетий XX века эту истину подтверждает. Город как аккумулятор основных идей и явлений промышленной цивилизации не мог не стать одним из центральных, если не главным, мотивом творчества художников и писателей первой трети XX столетия.В настоящей работе предпринимается попытка приблизиться к пониманию темы города в русском искусстве и литературе этого времени, выявить круг идей, мотивов и приёмов внутри данной темы, иными словами, показать некий срез новой городской иконографии. Для России этот круг проблем соотносится с двумя городами-миллионниками — Петербургом и Москвой. Внимание автора исследования концентрируется на проблемах организации пространства огромного города первой четверти XX века с точки зрения восприятия этого пространства современниками — писателями и художниками.На анализе конкретных произведений рассматриваются видоизменения и особенности основных модулей городского и архитектурного пространства, таких как улица, дом, окно, двери, ворота, арки. Существенным для понимания сути пространства нового города является его рекламная составляющая — городские вывески, призванные по своему назначению быть путеводителями по городу, но в действительности часто искажающие до неузнаваемости его улицы. К этим компонентам городского пространства необходимо добавить такой немаловажный его элемент, как толпа, ибо мегаполис начала XX столетия не существует и не может быть понят вне связи с феноменом «человека-массы».Всем этим структурообразующим составляющим (частям) городского пространства посвящены отдельные главы настоящей работы. На основе анализа большого числа произведений литературы и искусства автор стремится построить некие смысловые ряды, которые в совокупности позволяют понять, каким видели городской космос создатели этих произведений. И если в первой вводной главе, посвященной пространству города в целом, автор говорит о некоем общем для творческого сознания эпохи ощущении города как тюрьмы, то в последующих главах с их более прицельным подходом, в рамках более узких тем речь идёт о вариативных трактовках внутри этих конкретных тем. Последняя, заключительная глава работы отдана рассмотрению целостных индивидуальных образов города, принадлежащих крупнейшим мастерам пера и кисти первой четверти XX столетия, чье творчество тесно связано с темой города. Анализ многих произведений позволяет говорить об определенном концептуальном единстве в решении вопроса о судьбах современного города художниками и писателями тех лет.Предпочтения автора при выборе персоналий отданы в данной работе таким признанным урбанистам, как Андрей Белый и Мстислав Добужинский, а также тем писателям и художникам, кому удалось создать убедительные образы города начала XX века. Однако список привлекаемых автором имён писателей и художников и названий произведений весьма обширен.За скобки настоящей работы сознательно вынесены вопросы влияний европейской литературы и искусства конца XIX — начала XX столетия на творчество русских писателей и художников. Это объёмная задача для специального исследования. Но, разумеется, автор помнит о том, что европейский культурный контекст весьма значим для своего российского аналога.Русская литература и русское искусство почти синхронно с европейскими обратились к теме современного большого города, но шли собственными путями в её осмыслении, а отдельные их представители становились первооткрывателями на этих путях.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

04.06.2025 - 10:16
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация