Анализ рынков

Экономный Новый год

Экономный Новый год

В декабре россияне традиционно не смогли удержаться от бурной предпраздничной закупки, что привело к росту общих трат сразу на 17,7% по сравнению с ноябрем. Таким образом, номинальный объем повседневных расходов наших соотечественников в конце прошлого года достиг небывалых высот.

Однако по сравнению с декабрем 2015 года рост расходов в последнем месяце ушедшего года не смог обогнать даже скромную инфляцию по версии Росстата, составив всего 4,3% против 5,4% соответственно. То есть реальные («очищенные» от инфляции) расходы россиян в декабре 2016 года оказались самыми низкими за последние пять лет наблюдений. В декабрьских тратах россияне проявили трезвость и рассудительность. Средний чек вырос на 7,8%, но частота походов выросла незначительно.  В прошедшие праздники россияне решили отказаться от излишеств за праздничным столом, и доля трат на продукты в декабре в корзине общих затрат осталась на уровне ноября и составила 51%. То есть вместо деликатесов россияне потратились в большей степени на подарки.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств *Romir Consumer Scan Panel, в минувшем декабре объем общих повседневных расходов россиян ожидаемо резко вырос, увеличившись на 17,7% по сравнению с ноябрем. То есть месячная инфляция, рассчитанная Росстатом в размере 0,4%, была с легкостью преодолена. Однако годовой рост расходов относительно декабря прошлого года составил всего 4,3%, что, увы, не дотягивает до размера даже скромной официальной годовой инфляции в 5,4% (см. График 1).

График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – декабрь 2016. 

Однако, не смотря на номинальный рост объема повседневных расходов до самого высокого показателя за все годы наблюдений,  реальные расходы, то есть «очищенные» от инфляции, в декабре прошедшего года оказались самыми низкими за пять последних лет (см. График 2). Реальные расходы декабря 2016 года почти совпали со значением декабря 2015 года с разницей в 1%, но значительно отстали от показателей последнего месяца 2012-2014 годов.

График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – декабрь 2016.

Таким образом, наши ранее сделанные прогнозы по поводу отложенной до последнего момента предновогодней закупки оправдались. При этом стоит отметить, что рост расходов в декабре был обусловлен в большей степени покупкой подарков, нежели продуктов к праздничному столу. Доля продуктовых категорий в общей корзине расходов в декабре сохранилась на уровне 51%, как и месяцем ранее.

Судя по тому, что средний чек в декабре вырос на 7,8%, вряд ли можно говорить о бурной закупочной лихорадке перед праздниками. Чек вырос, расходы увеличились, но частота походов в магазины, а вернее число посещаемых торговых точек, выросло незначительно. Россияне запасались повседневными товарами перед праздниками в разумных пределах.

Города и регионы

В разрезе регионов лидерами по росту расходов в декабре оказались жители Сибири и Дальнего Востока, которые в последний месяц года потратили на 28,6% больше, чем месяцем ранее. Жители северо-западного региона и юга страны тоже показали рост расходов выше среднего уровня – на 18,4%. А самый скромный рост по сравнению с другими федеральными округами продемонстрировали жители Приволжского округа – всего 12,4%.

При этом по сравнению с показателями годичной давности размер инфляции в вопросе роста общего объема повседневных расходов удалось преодолеть не всем. Так, сибиряки в минувшем декабре потратили на 14,5% больше, чем  годом ранее. Жители Центрального округа увеличили объемы ежедневных трат на 9,1%, а на северо-западе годовой рост расходов составил 7,3%. А вот россияне, проживающие на юге страны, по сравнению с декабрем 2015 года показали в прошедшем декабре сокращение расходов  на -5,6%. В Приволжском ФО падение объема общих расходов в разрезе года вообще составило почти -10%.

Не смотря на рост расходов в ЦФО в декабре ниже среднего, москвичи выделились на общем фоне, увеличив декабрьские траты на 19,7% по сравнению с предыдущим месяцем. Однако годовой рост расходов жителей столицы не смог перешагнуть накопленную инфляцию и составил всего 5,2%.

А вот жители северной столицы в декабре относительно ноября потратились немного скромнее – рост составил 16,1%. Однако в разрезе года увеличение расходов в Санкт-Петербурге на 14,5% почти втрое превысило уровень инфляции. В целом же жители миллионников в декабре увеличили расходы относительно ноября на 16,3%. По сравнению же с прошлым годом жители мегаполисов свои траты почти не изменили, увеличив их всего на 1,2%. 

Жители городов с населением свыше 500 тысяч человек, отличавшиеся повышенной бережливостью в течение последнего года, в декабре изрядно раскошелились, показав увеличение расходов сразу на 19,1%. Однако по сравнению с декабрем 2015 года их общие расходы продемонстрировали минусовую динамику в -1,2%.

Стабильность роста расходов и в разрезе года, и по сравнению с концом 2015 года была зафиксирована в городах с населением 100-500 тысяч человек. Так, по сравнению с ноябрем жители стотысячников потратили на 17,6% больше. А относительно декабря 2015 года рост расходов в этом типе городов составил 7,6%. 

Доходные группы 

Если в ноябре россияне с низким и средним доходом предпочли сэкономить на повседневных тратах, то  в декабре они дали волю свои потребительским аппетитам.  Низкодоходники в декабре потратили сразу на четверть (24,5%) больше, чем месяцем ранее, а среднедоходники увеличили свои траты на 18,2%. Значительно скромнее в своих предпраздничных тратах себя показали высокодоходники, которые увеличили расходы в декабре относительно предыдущего месяца на 14,7%. Но они, напомним, начали предпраздничную закупку уже в ноябре.

Однако ни одна из доходных групп по сравнению с декабрем 2015 года не смогла продемонстрировать роста расходов, превосходящего инфляцию. Так, низкодоходники в конце 2016 года потратили на 4,1% больше, чем годом ранее. В среднедоходной группе рост расходов за аналогичный период составил 4,6%, а в высокодоходной группе прирост оказался равен 4,5%.

Ромир
Advertology.Ru

12.01.2017

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Япония: праздник каждый день

Япония: праздник каждый день
Япония: праздник каждый день. Мацури — религиозно-обрядовые фестивали Японии — во многом отличаются от праздничных дат, отмечаемых другими нациями. Одни мацури связаны с календарем сельскохозяйственных работ, другие— с поминанием предков, третьи — с эстетикой смены сезонов, с природными и человеческими циклами жизни. Но каждый из японских праздников поражает красочностью, оригинальностью, единением всех его участников. Мацури — истоки своеобразной культуры Японии, способной поражать даже самых пресыщенных зрителей. Чтобы оценить это, достаточно перелистать страницы данного издания. В представлении большинства россиян японцы — заядлые трудоголики, готовые круглосуточно 365 дней в году трудиться на благо родной фирмы. Этот имидж настойчиво вдалбливали в головы наших соотечественников несколько поколений журналистов и японоведов. Между тем подобные утверждения достаточно далеки от истины. Японцы любят и, что самое главное, умеют развлекаться ничуть не хуже представителей других народов. В книге "Япония: праздник каждый день" рассказывается, как и какие в Стране восходящего солнца отмечают праздники. Праздники можно подразделить на две категории: мацури — религиозные фестивали и нэндзю гёдзи — праздничные даты календаря. Мацури в основном связаны с синтоистскими храмовыми праздниками и проводятся ежегодно в одни и те же дни. Нэндзю гёдзи — более широкая категория ежегодных и сезонных событий, во многом почерпнутая из буддизма и китайской истории. Другими словами, в японском календаре не найти и дня, когда где либо не проходит свой мацури, свой фестиваль, свой карнавал — по несколько десятков событий ежедневно. Праздник идет каждый день. Об одних празднествах бывает известно лишь в местной деревушке, в других принимает участие вся страна. Газеты регулярно печатают информацию о местах их проведения и каким транспортом туда удобнее добираться. Было бы желание, а участники любого мацури с удовольствием встретят приезжих, как своих, японских, так и зарубежных, вовлекут их в хороводы и марширующие колонны, научат основным танцевальным движениям и традиционным выкрикам, щедро напоят сакэ или пивом. Издание богато иллюстрировано и будет интересно всем увлеченным культурой Японии.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

02.06.2025 - 14:06
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация