Статьи

Упаковать по-сибирски

Сегодня на рынке упаковки и упаковочного оборудования наблюдается противостояние отечественных и иностранных производителей. Похоже, отрасль ожидают большие перемены.

Аналитики Всемирной организации производителей картона утверждают, что Россия - едва ли не единственная страна во всей Восточной Европе, где за последние два года наблюдается ежегодный прирост производства упаковочных материалов. Для тарного картона этот показатель составляет 6% в год (в других странах Европы он не превышает 2%), а для полимерной упаковки - более 7%. Сегодня многие компании понимают, что на упаковке экономить нельзя: невыразительно оформленная продукция будет залеживаться на прилавках. "По наблюдениям наших сотрудников, упаковка - одно из главных требований, которые предъявляют к товару покупатели", - отмечает Виктор Сороковиков, заместитель директора компании "Лама", томского дистрибьютора продуктов питания. Рынок упаковки сибирского региона за последние несколько лет заметно преобразился и сейчас находится на подъеме.

Капитуляция грубых форм

Для производства упаковки в Сибири широко используется гладкий и гофрированный картон различного профиля как местного производства, так и ввозимый из-за Урала.

За последние пять лет упаковка из гофрокартона претерпела значительные изменения. Например, ООО "Кузбасс-Тара" (Новокузнецк) производит гофротару любых размеров из трех- и пятислойного картона на итальянском оборудовании. По желанию заказчика на картон можно нанести рисунок методом двухцветной флексографической печати. Это своего рода мейнстрим картонной упаковки, обеспечивающий стабильную прибыль.

Сегодня некоторые предприятия стараются отходить от него, ориентируясь на более перспективные технологии. Например, новосибирская компания "Новокор-С" выбрала свой путь развития, соединив изготовление микрогофрокартона с кашированием.

Дело в том, что на картон нельзя нанести изображение офсетным способом - можно использовать только флексопечать. Но такая упаковка выглядит не очень привлекательно для потребителя и выполняет в основном транспортировочную функцию, то есть предохраняет товар от внешних воздействий при перевозке. "Чтобы решить эту проблему, в конце 1980-х в Европе придумали каширование, - рассказывает коммерческий директор компании "Новокор-С" Константин Гоппе. - Любое по сложности и цветовому решению изображение офсетным способом наносится на тонкий однослойный картон, а полученный лист наклеивается на два других слоя - кашированный микрогофрокартон готов. Он красиво смотрится, обладает одновременно гибкостью и достаточной жесткостью". Из такого материала можно изготавливать как транспортную тару для пищевой продукции, так и потребительскую упаковку с оригинальным дизайном и цветовым решением.

К востоку от Урала кашированный микрогофрокартон изготавливают пока только на мощностях компании "Новокор-С". Офсетную печать в процессе каширования выполняют обычные типографии. Они, в свою очередь, не ограничиваются только нанесением изображения, но и сами включаются в процесс производства упаковки из однослойного картона.

Изготовление коробки из картона - процесс многоэтапный. Необходимо сделать штампы, вырубить форму, согнуть, склеить - такова в общих чертах технологическая цепочка. Сегодня для расфасовки товаров используются, как правило, автоматические линии, которые чрезвычайно требовательны к точности размеров тары. Строгое соблюдение стандартов требует современного оборудования и технологий. "Для производства упаковки из гладкого полиграфического картона используется только импортное оборудование, преимущественно немецкое или швейцарское, обладающее высокой точностью и имеющее многолетнюю гарантию стабильной работы", - говорит заместитель генерального директора новосибирской типографии "Харменс" Андрей Отнякин. При изготовлении одного тиража учитывается до сотни различных факторов, начиная с подбора сырья и заканчивая логистикой. Вот почему немногие компании могут взяться за производство упаковки из картона.

В "картонном" сегменте российского рынка упаковки в настоящее время работают порядка 200-300 предприятий. В сибирском регионе чаще всего встречается упаковочная продукция новосибирских компаний "Форт-Пресс", "Харменс" и "Принт-Мастер", а также екатеринбургской "Авантаж". Выпускают упаковку из гладкого картона и в Красноярске и Иркутске, но там производители не располагают высококлассным оборудованием, а значит, не могут предложить конкурентоспособный продукт высшей ценовой категории.

Конкурирующие производители картонной упаковки сами формируют спрос на свою высокотехнологичную продукцию, жестко обозначая ценовые рамки и ставя потребителей в ситуацию выбора: покупать товар подороже, но высокого качества, или дешевле, но попроще. За последние пять лет они доказали потребителям важность своей продукции, в частности ее влияние на объемы продаж.

Поучительный пример привел Константин Гоппе. Лет пять назад новосибирская компания "Шоколадная страна" начала выпускать печенье в картонных лоточках - тогда это считалось прорывом в оформлении товара. Лотки делались по старой технологии: на коробку из микрогофрокартона наносилась двухцветная флексопечать. Упаковка удобная, но на прилавке смотрелась серым пятном. Переход на чуть более дорогую, но несравнимо более качественную упаковку из кашированного микрогофрокартона привел к увеличению объема продаж печенья на 40%. Коммерческий успех стал сигналом и для других новосибирских производителей к началу использования прогрессивных технологий. В результате грубая "гофра" и флексопечать остались только в сегменте производства упаковки транспортировочного назначения.

Демократичные полимеры

Бумага как упаковочный материал понемногу сдает позиции под натиском полимеров. Бесспорно, у нее есть свои преимущества. Бумага и картон - "благородные" материалы, которые придают товару солидность и значимость в глазах покупателей. Полимерная упаковка, напротив, подчеркивает динамику, ускоряющийся жизненный ритм. И то, и другое имеет право на существование в разных ценовых категориях и для различных целевых аудиторий. Например, конфеты класса "Премиум" нельзя расфасовывать в полиэтиленовые мешки, а тем более в целлофановые фантики. Полимерная "рубашка" к лицу более демократичным шоколадным батончикам, ориентированным на молодежь.

При этом полимерная пленка служит хорошей защитой от ультрафиолетового излучения и воздействия атмосферного кислорода, что значительно увеличивает продолжительность жизни продукта. Полимер не боится ни влаги, ни жира, он прочнее бумаги. Наконец, полимерную тару легче изготовить, чем бумажную: технология по плечу даже средним и малым предприятиям.

Сибирские упаковщики используют полимерную пленку, 80% которой произведено в России. Половина этого объема выработана на местных мощностях. Широкий ассортимент полиэтиленовой упаковки с рисунком - от пленки стрейч до рукавов - предлагает новокузнецкая фирма "НовоПак". Пакеты различных конфигураций делает омская компания "Упак-Сервис". Кемеровский "Упак-центр" не только выпускает продукцию из полиэтилена, полистирола, полипропилена и ПЭТ (полиэтилентерефталат), но и развивает новое востребованное временем направление - вторичную переработку упаковочных материалов, пластмассовых изделий, различных видов продукции из всех типов пластика.

Вообще, в последние два года российские производители полимерной упаковки, в том числе сибирские, идут по пути инвестиций в перспективные технологии, разработанные за рубежом. Так, Омская химическая компания (ОХК) и немецкая фирма Bruckner в 2004 году подписали контракт на строительство под ключ линии производства высококачественной пленки. Предусмотрены не только поставка и монтаж оборудования, но и обширная программа обучения и содействие в маркетинге. На новой линии ОХК будет выпускать широкий диапазон материалов из полистирола для упаковки продуктов и для термоформования. Ее запуск запланирован на конец 2005 года.

По данным маркетингового исследования ассоциации "Союзупак", пока на российском рынке упаковочных материалов лидерство удерживает бумага - в 2004 году ее доля составила 54,3%. Полимерные пленки занимают 38,6%, прочие виды упаковки (стекло, металл) - 7,1%. Но производство полимерных пленок и оборудования для упаковки в них, активизировавшееся в последние два года, вскоре может изменить это соотношение. Во многом это будет зависеть от технической оснащенности предприятий.

Техническая революция

Важнейшими торговыми партнерами России по поставкам упаковочного оборудования являются итальянские, немецкие и голландские предприятия. Такие страны, как Турция, Польша, Чехия и Словакия, также стараются увеличить свою долю на российском рынке упаковочных материалов. Судя по энтузиазму, с которым иностранные компании и их торговые представители участвуют в многочисленных региональных выставках-ярмарках, посвященных упаковке, Сибирь для них - перспективный рынок сбыта.

В этом году на сибирский рынок вышла чешская фирма OMNIPOL A.S. Она предлагает покупателям горизонтальную машину, предназначенную для образования плоских кульков из печатаного рулона упаковочного материала, и вертикальную - для создания из рулона пакетов, а также их автоматического наполнения и запаивания. Но эти аппараты оснащены простыми релейными автоматическими устройствами управления, что по мировым производственным стандартам - уже вчерашний день.

Сегодня на пике развития "умное", саморегулируемое упаковочное оборудование. Так, московская фирма "Оптима-Россия" в начале 2005 года привезла в Сибирь новую разработку швейцарской компании Inauen Maschinen AG - серию машин по запаиванию поддонов и упаковок для супермаркетов. Из этих установок легко формируются целые автоматические линии. Модульная конструкция позволяет приспосабливать их для самых разнообразных продуктов и производственных потребностей. Современный автомат по запайке поддонов умеет выполнять семь различных операций, его производительность - до 3,5 тыс. упаковок в час. Новые модели оснащены пультом управления с сенсорным экраном.

Для упаковки пищевых продуктов широко используется вакуумный метод. Вакуумная техника и технологии в Сибири также в основном иностранного происхождения. Например, новосибирская компания "ЦентрПак" специализируется на поставке в регион вакуумных упаковщиков голландской компании Henkelman. Зарубежные системы отличает высокий уровень сервиса, а также широкие функциональные возможности. Почти все модели вакуумных машин, ввозимые в Сибирь, снабжены панелью управления с 10 изменяемыми программами для оптимальной работы с разными продуктами. Для работы в агрессивных средах (например, рыбных цехах) выпускаются машины, полностью выполненные из нержавеющей стали.

Несмотря на "продвинутость" оборудования иностранных компаний, в последние два года с зарубежными производителями начали активно конкурировать российские - главным образом в динамично развивающемся секторе полимерной упаковки. Отечественные предприятия смело предлагают технику собственного производства, сделанную с использованием импортных комплектующих и своих оригинальных программных разработок. "Самое сложное сегодня - победить сложившийся стереотип, что западное лучше российского, - говорит директор санкт-петербургского машиностроительного завода "Таурас-Феникс" Анатолий Петров. - На самом деле наше оборудование давно доказало свою конкурентоспособность. Оно не уступает импортному по качеству, к тому же мы ведем гибкую ценовую политику, предлагаем удобный сервис, оперативно снабжаем запчастями и комплектующими".

Одно из самых существенных преимуществ российской упаковочной техники - цена. Например, отечественный полуавтомат, в котором операции протяжки пленки и дозирования осуществляются в автоматическом режиме, а запайка пакетов - в ручном, стоит 2 тыс. евро. Автомат - порядка 15-20 тыс. евро. Дозаторы, отмеряющие определенное количество сыпучей продукции, оцениваются в сумму от 2 до 5 тыс. евро. Импортные аналоги - в два-три раза дороже. "Без применения специальных лизинговых схем сибирские упаковщики зачастую не могут себе позволить приобретать и обслуживать иностранное оборудование", - считает Виктор Сороковиков из компании "Лама". Пользуясь ценовым преимуществом, позиции на сибирском рынке укрепляют такие компании, как "Таурас-Феникс" и "Русская трапеза" (Санкт-Петербург), "Сигнал-Пак" (Екатеринбург).

Так, "Таурас-Феникс" на февральской выставке "Упаксервис-2005" в Новокузнецке показал, что вполне способен успешно конкурировать с иностранными машиностроителями. Одна из установок компании "Линепак-Ф", предназначенная для упаковки в трехшовные пакеты, поистине универсальна. Она способна упаковывать предметы самой различной формы. Особенность системы в том, что она может производить как штучную упаковку мороженого, глазированных сырков, шоколадных батончиков, хлеба, пиццы, так и групповую. Машина снабжена системой нанесения рисунка по фотометке - можно центрировать изображение на пакете. Имеется также термопринтер для нанесения даты на упаковку. Сейчас специалисты из Санкт-Петербурга готовят к выпуску машину усовершенствованной конструкции - "Диапак-авто" для упаковки изделий в термоусадочную пленку. Новинка отличается полной автоматизацией процессов. Для перехода на изделие другого размера машину не надо останавливать, чтобы вручную изменить параметры, - она автоматически перенастраивается под новый продукт. Как отмечают инженеры ЗАО "Таурас-Феникс", производительность установки - 40 упаковок в минуту - более чем в два раза превосходит производительность существующих аналогов.

2005 год можно считать революционным и для сибирских производителей упаковочной техники. Так, ООО "Научно-технический комплекс "Криогенная техника" (Омск) разработало установку для группового запечатывания различной продукции в термоусадочную пленку. Агрегат состоит из автоматического упаковщика и термотоннеля, которые могут поставляться отдельными блоками. ОАО "Барнаульский геофизический завод" предлагает аппараты для розлива и упаковки молочной продукции в пластиковые бутылки. Еще одна новинка - термопласт-автомат для изготовления пищевой тары из полиэтилена низкого и высокого давления.

Примером тому, насколько востребовано сегодня упаковочное оборудование отечественного производства, может служить ЗАО "Нотис". Сделав ставку на выпуск упаковочного оборудования, предприятие превратилось в крупнейшего производителя в Западной Сибири.

Установки под маркой "Нотис" работают на 18 предприятиях пищевой индустрии сибирского региона, в Казахстане, в европейской части России, Беларуси, Германии, Австралии. "Мы используем итальянские и швейцарские комплектующие, станины для машин изготавливаем сами, - рассказывает коммерческий директор ЗАО "Нотис" Владимир Плехов. - Наши мощности позволяют выпускать широкий спектр оборудования".

Поскольку заказчики предпочитают укомплектовывать свои цеха упаковочной техникой какого-либо одного бренда, отечественные производители вслед за иностранными коллегами стали применять комплексный подход - выпускать линейки оборудования для полного цикла производства.

Что касается такого важного показателя, как надежность, то российским машиностроителям есть куда расти. "Машины "Made in Siberia" по надежности несколько уступают немецким и швейцарским, хотя успешно конкурируют с итальянскими", - делится наблюдениями Владимир Плехов. Это подтверждает и выбор производителей продуктов питания, использующих упаковочное оборудование. Например, один из лидеров российского рынка снеков компания "Сибирский Берег" (Новосибирск) отказалась от закупок итальянских автоматов в пользу машин "Нотиса".

Накануне качественного скачка

Упаковочное оборудование с каждым годом становится все более интеллектуальным. Например, дозаторы сибирского производства имеют программное обеспечение высокого уровня, позволяющее системе самонастраиваться при изменении параметров работы без участия наладчика. Горизонтальные автоматы для упаковки мороженого, шоколадных батончиков и глазированных сырков оснащены несколькими независимыми приводами, которые связаны в одну систему и управляются одним процессором. Автомат может самостоятельно изменять скорость работы его агрегатов без остановок конвейера и дополнительных переналадок. Это особенно полезно при производстве продукции широкого ассортимента, например на хлебозаводах. Причем стоит такая техника дешевле импортных аналогов.

Понимание этих преимуществ потребителями привело к росту спроса на отечественную упаковочную технику. "Спрос уже начинает опережать производственные возможности, - замечает Владимир Плехов. - Отрасль находится на пороге качественного скачка. Особенно активное развитие в России и Сибири получат технологии дозирования: именно в области использования различных его алгоритмов идет соревнование компаний-производителей упаковочного оборудования".

Эта тенденция может привести в ближайшем будущем к увеличению объемов производства на 35-40%, а в совокупности с усовершенствованием производственной базы - к структурным изменениям рынка упаковочных машин в пользу отечественных производителей.

Андрей Маланов
Эксперт-Сибирь

26.04.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.04.2024 - 05:27
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация