Статьи

Жюри отобрало 10 проектов будущего памятника жертвам политических репрессий

Жюри отобрало 10 проектов будущего памятника жертвам политических репрессий

Работу победителя конкурса установят на пересечении Садовой-Спасской улицы с проспектом Академика Сахарова.

Стали известны финалисты конкурса на разработку монумента жертвам политических репрессий в Москве. В ходе обсуждений экспертного совета и последующего голосования членов жюри было отобрано 10 проектов будущего памятника, который установят на пересечении Садовой-Спасской улицы с проспектом Академика Сахарова на внутренней стороне Садового кольца.

За первое место в конкурсе, которое дает право на реализацию проекта и гонорар в размере 350 тысяч рублей, поспорят Сергей Фомин и Александр Качалов, Сергей Муратов, Анна Картавая, Ваграм Мхчян, Вадим Фролов, Юлий Борисов, Владислав Сурин, Елена Бочарова, Дмитрий Ляшенко и Георгий Франгулян.

"На втором этапе финалисты должны будут создать макеты графических изображений, представленных в первом раунде конкурса, после чего жюри выберет победителя и призеров. Также на сайте проекта будет проходить голосование, в котором может поучаствовать любой желающий. Таким образом, победитель голосования получит приз зрительских симпатий. Монументы, занявшие второе (300 тысяч рублей) и третье (250 тысяч рублей) места, а также получивший приз зрительских симпатий будут предложены для установки в регионах, поскольку тема затрагивает всю страну", — рассказали в Музее истории ГУЛАГа, который курирует конкурс.

Проект будущего памятника жертвам политрепрессий.

Всего в конкурсе принимало участие 336 работ. Все заявки представлены на выставке в Музее Москвы. Имена тройки победителей будут объявлены 30 октября 2015 года, в День памяти жертв политических репрессий.

По замыслу организаторов (администрация президента РФ и правительство Москвы), «монумент должен не только хранить и передавать память о трагедии, но также подводить к мысли о недопустимости террористических методов управления государством, о высшей ценности человеческой жизни и о личной ответственности каждого за будущее страны».

В экспертный совет проекта входили руководитель департамента культуры Москвы Андрей Кибовский, главный архитектор столицы Сергей Кузнецов, президент Союза архитекторов России Андрей Боков, ректор Московского архитектурного института (МАРХИ) Дмитрий Швидковский, председатель Комиссии по монументальному искусству Московской городской думы (МГД) Лев Лавренов, председатель Комиссии МГД по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов и художник Игорь Гурович.

Председатель Союза художников России, член Совета при президенте РФ по культуре и искусству, председатель комиссии общественной палаты РФ Андрей Ковальчук рассказал, каким образом принималось решение в отношении финалистов конкурса: "Я участвовал в проекте в качестве координатора группы экспертов — не голосовал, но давал комментарии. Мы рассматривали все проекты и давали рекомендации членам жюри — разъясняли и помогали в принятии решений. Отмечу, что все проходило демократично. Мы собирались не один раз и рассматривали все проекты, а потом сокращали количество. Однако жюри имело полное право выбирать из всего объема представленных работ".

В состав жюри из 29 человек входили писатели и поэты Даниил Гранин, Валерий Ганичев, Дмитрий Дементьев; кинорежиссеры Павел Лунгин, Глеб Панфилов, Сергей Мирошниченко, Станислав Говорухин; общественные деятели Наталья Солженицына, Алла Гербер, Алексей Симонов, Людмила Алексеева, Элла Памфилова и другие, а также научные сотрудники.

Проект будущего памятника жертвам политрепрессий.

Проект будущего памятника жертвам политрепрессий.

Председатель правления правозащитного и благотворительного общества «Мемориал» Арсений Рогинский отметил, что при голосовании жюри не знало, какому автору принадлежит тот или иной проект, во избежание предвзятого отношения к работам: "Сначала работы отсмотрели эксперты и выбрали 53, которые с их точки зрения удовлетворяют разным требованиям: техническим, практическим, эстетическим и другим. Потом все работы отсмотрело жюри, в том числе и 53 рекомендованных экспертами, и провело голосование. Мы знали только номера работ, но не фамилии. Конечно, нельзя исключать, что кто-то что-то знал, потому что всегда есть люди, которые лоббируют тот или иной проект. Но мне и моим друзьям, участвовавшим в голосовании, этого известно не было".

Доктор исторических наук, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Карагонов сказал, что ключевое значение при выборе победителя будет иметь технологичность и практическая составляющая монумента: "Было важно, чтобы проект был ярким произведением искусства и соответствовал заданной тематике. Множество великолепных работ не прошли в финал только потому, что не укладывались в размеры площади. Среди финалистов есть интересные проекты, но такой, чтобы рвал мое сердце, отсутствует. Я не знал, кто является создателем той или иной работы. В противном случае я бы подорвал свою легитимность как члена жюри, пусть я и догадывался по стилю об авторстве некоторых работ".

Конкурс на разработку монумента проходит в рамках концепции государственной политики по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, утвержденной правительством РФ. Согласно документу, реализация плана пройдет в два этапа: с 2015 по 2016 год и с 2017 по 2019 год. Предполагается создание новых музейно-мемориальные комплексов, образовательных программ по истории политических репрессий и выплата пособий. Кроме того, планируется составление баз данных жертв репрессий, а также проведение научно-исследовательских работ, конференций и семинаров. Концепция будет реализовываться за счет бюджета и иных источников финансирования.

Резюме финалистов конкурса

«Лейтмотивом концепции проекта явилось четверостишие из поэмы «Реквием» Анны Ахматовой — «И я молюсь не о себе одной»которые будут высечены на бетонной плите монумента. Железобетонный каркас с металлическими решетками проемов символизирует тюрьму «Кресты». Грубые необработанные железобетонный столбы создают впечатление незавершенного строения. Это напоминает о том, что борьба со злом не окончена».

«Предлагаемая концепция позволяет отдать дань памяти каждому репрессированному. Проезжая или проходя вдоль мемориала, горожанин видит металлические стелы высотой от 4 до 5 м с выгравированными именами. Стелы расположены достаточно плотно и образуют символический лес или кладбище, в котором можно заблудиться. Таким образом посетитель визуально понимает, насколько масштабной была трагедия ГУЛАГА».

Работа представляет собой ров, через который проложен мост. По обеим сторонам рва выставлены камни, на части которых размещены подсвечивающиеся лампочки. В названии использованы строчки из стихотворения Иосифа Бродского «Я слышу не то, что ты мне говоришь, а голос»«Мосты правды, мосты искупления, мосты доверия, способные соединить два берега исторического обрыва, могущие проложить пути исцеления через разрушительные преграды зла, не способного к созиданию. Множество подобных мостов, как спасительных ковчегов памяти, напоминает о драматических крушениях в жизни народа и никогда не дают забыть о жертвах чудовищных репрессий, которыми напитана история нашей страны».

 «Проект представляет собой тысячи отдельно стоящих спиц, стремящихся к небу. Завершения обозначены светом. Количество кроет в себе не столько определенное число, сколько обозначает несчетное множество репрессированных людей. Средняя высота, взятая немногим больше роста человека, должна навевать мысли о том, что человек мал в этом мире и чувство того, что жертвами могли и можем оказаться мы. Число и высота вызывают понимание масштаба трагедии».

«Скульптурная композиция из листового железа высотой 9 м представляет собой разновеликие красно-черные разорванные силуэты человеческих фигур, в плане образующие крест. Фигуры пересекают металлические пруты, как бы перечеркивая их судьбы. В различных ракурсах композиция меняет свои очертания, рисуя все новые трагичные силуэты, напоминающие рваные раны или языки пламени».


«Монумент представляет собой падающую железобетонную стену толщиной 2 м. В стене, на равном расстоянии друг от друга, находятся 60 зарешеченных окон размером 50 на 50 см. Под стеной, на площади размером 32 на 16 м, на равном расстоянии друг от друга расположены 60 железобетонных тумб площадью 35 на 35 см и высотой 40 см».

«Пространственный двусторонний бронзовый рельеф, состоящий из бесконечного сочетания взлетающих вверх схематически вылепленных людских фигур. Просветы в форме силуэтов оставляют места для тех, кто уцелел. Пройдя сквозь них, люди смогут почувствовать себя на месте ставших частью стены, ощутить хрупкость человеческой жизни на фоне многотонной беспощадной системы. И одновременно осознать, что застывший гребень может тронуться снова».


«Пространство монумента — черные бетонные колонны, уходящие в небо. Они равномерно окружают площадь, постепенно уменьшаясь в высоте и исчезая к центру, создают «лес». В центре площади стоит уже живая, не сгоревшая сосна, как знак продолжающейся, но хрупкой жизни, которую нужно беречь и поддерживать. Издалека кажется, что вся площадь залита кровью — это камни мостовой, между которыми растет красный мох».


«Мемориал представляет собой лабиринт с расположенными в нем интерактивными светодиодными кубами разного размера, на которых проецируется изображение человека, запертого внутри. Изображение реагирует на проходящих мимо людей и взаимодействует со зрителями, усиливая эмоциональный эффект. Лабиринт символизирует ловушку, в которую попали миллионы людей и так и не смогли из нее выбраться».

«Монумент символизирует репрессивную машину. Растущая из земли призма создает гнетущее впечатление своим масштабом (20 м). Изломанный абрис бетонной стены символизирует трагедию людей, пострадавших от репрессий. Колючая проволока, как символ несвободы, дополняет утраченные фрагменты призмы, обнажая каркас, на котором зиждется репрессивный механизм».




izvestia.ru
Advertology.Ru

18.09.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

01.05.2024 - 03:29
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация