Интервью

Антипиратский сбор может составить 25 рублей в месяц с абонента

Антипиратский сбор может составить 25 рублей в месяц с абонента

Чтобы не платить новый сбор, абонентам мобильной связи нужно будет отключить услугу «мобильный интернет».

В конце октября стало известно, что авторское право на аудиовизуальный и текстовый контент в Рунете может в корне измениться. Президенту Владимиру Путину была представлена концепция глобальных лицензий. Она предполагает сборы с каждого интернет-пользователя независимо от того, скачивает он нелегальный контент или нет. Собранные средства планируется распределять между правообладателями пропорционально использованию их контента, на основе анализа интернет-трафика. Сергей Федотов — один из разработчиков концепции глобальных лицензий, гендиректор Российского союза правообладателей (РСП занимается 1-процентным сбором с производителей гаджетов) — рассказал «Известиям» о некоторых финансовых и юридических деталях работы предлагаемой системы.

— В ряде других стран механизм глобальных лицензий обсуждался — но нигде пока не используется. Что помешало другим государствам использовать его?

— Мировой опыт борьбы с нарушениями интеллектуальных прав в интернете показывает, что проблема пиратства требует системного и комплексного решения. В последнее время власти многих стран всё чаще признают необходимость борьбы с пиратством не посредством принуждения к отказу от использования нелегального контента, а путем внедрения новых бизнес-моделей.

Из наиболее интересных можно отметить разработки профессора Стэнфордского университета Уильяма Фишера по созданию альтернативной модели лицензирования музыки, кино и иных объектов в рамках обмена контентом в глобальной сети под названием Digital Media Exchange (DMX), а также предложения экс-руководителя британского Управления по делам радио, телевидения и предприятий связи Ричарда Хупера по комплексному преобразованию правового регулирования интеллектуальных прав в цифровой сфере.

Основная идея этих предложений заключается в том, что, отдавая часть платы за интернет-трафик в качестве оплаты за использование чужой интеллектуальной собственности, пользователь цифровой сети получает неограниченный доступ к контенту. Все попытки реализовать эти предложения в рамках Евросоюза наталкивались на вечную проблему лоббирования каждой страной своих интересов, а в таких условиях реализовать подобную концепцию невозможно.

Запуская первого космонавта, наша страна не руководствовалась зарубежным опытом — и тем не менее заставила весь мир восхищаться нами и уважать нас. Реализация концепции может стать настоящим прорывом в сфере защиты интеллектуальных прав, а Россия — первой в мире страной, где будет функционировать эффективный механизм, регулирующий оборот цифрового контента в интернете.

— Относительно оплаты ранее звучала цифра $1–3 с абонента в год. Верен ли этот подсчет? При 240 млн абонентах сотовой связи (у многих людей больше одной SIM-карты) и паре десятков миллионов абонентов проводного интернета поступления с нового сбора могут составить порядка $300800 млн в год.

— Стоимость лицензии для одного подключения к интернету, будь то мобильный телефон или проводной интернет, составит 25 рублей в месяц, то есть 300 рублей в год. По имеющимся статистическим данным, это около 5% от средних расходов каждого абонента на интернет.

Что вы получаете за 25 рублей в месяц? Вы получаете право свободно и на законных основаниях использовать в личных целях — в том числе получать, распространять, делиться, обмениваться — абсолютно любой контент, который не исключен из системы глобального лицензирования. К примеру, в iTunes [магазин контента американской компании Apple] один фильм стоит в среднем 150 рублей, один музыкальный альбом — 100 рублей. И за эту сумму мы с вами приобретем лишь право смотреть или слушать этот фильм и музыку в кругу семьи. Возможность поделиться понравившимся фильмом или песней, например на своей странице в социальной сети, законодательно не предусмотрена и будет квалифицирована как интернет-пиратство.

Глобальная лицензия предлагает российским пользователям за многократно меньшую плату неограниченный доступ к всемирному культурному многообразию — музыке, кино, книгам, телепередачам, не ограничивая при этом их естественное желание поделиться с другими своими эмоциями и вызвавшими их произведениями искусства.

— По вашим данным, сколько сегодня получают правообладатели с Рунета в год? Денег у них станет больше или меньше?

— Сегодня объем российского легального рынка цифровой музыки, кино и литературы не превышает $200 млн в год. Глобальные лицензии — это примерно $850 млн, это рост национального цифрового рынка медиаконтента более чем в 4 раза.

— 300 рублей в год с 260 млн абонентов — получается 78 млрд рублей, или около $1,5 млрд (по условному курсу 50 рублей за доллар). Подразумеваются ли какие-то исключения для тех абонентов мобильной связи, которые не пользуются интернетом?

— Фактически оплата глобальной лицензии связана с оплатой доступа к сети интернет: заключая с оператором связи договор о предоставлении доступа к интернет, абонент одновременно получает на условиях неисключительной лицензии возможность свободного обмена музыкой, кино и видео, а также книгами в Сети.

Поэтому механизм глобального лицензирования не коснется тех абонентов мобильной связи, у которых услуга мобильного интернета отключена.

В России по состоянию на сегодняшний день около 100 млн абонентов мобильного интернета и порядка 30 млн абонентов проводного широкополосного доступа. Соответственно совокупный доход правообладателей в системе глобального лицензирования составит около 39 млрд рублей в год.

— У меня интернет дома и еще есть две активные SIM-карты. Получается, мне придется платить трижды.

— Да, ведь вы в таком случае платите трижды за интернет. Если у вас мобильный телефон и выключен мобильный интернет, а к интернету подключаетесь только через WI-FI на работе, то вы платите один раз. Если у вас дома интернет по WI-FI, а еще 3G на телефоне, то за интернет и за глобальную лицензию вы платите два раза.

— Вы упомянули, что, согласно концепции, сборы покрывают использование в личных целях — значит, за коммерческое использование нужно будет доплачивать и договариваться напрямую с правообладателем. А значит ли это еще и то, что известный 1-процентный сбор «за воспроизведение в личных целях», который платят производители и поставщики различной техники, становится избыточным?

— Глобальное лицензирование будет действовать вне зависимости от того, в коммерческих целях используется контент или в личных.

Что касается соотношения сфер «частного копирования» и глобальных лицензий применительно к пользователю — физическому лицу, сфера «частного копирования» предоставляет право скопировать на свой компьютер, телефон или флешку какое-либо произведение исключительно для личного использования, в то время как глобальная лицензия предоставляет такому пользователю право свободно и без ограничений обмениваться медиаконтентом в Сети.

— Если на первых порах договор о глобальных лицензиях заключит только один правообладатель, вся сумма сборов пойдет ему одному? Или с самого начала начнут делить деньги между всеми правообладателями, рассчитывая, что позже они могут присоединиться к системе?

— Сбором вознаграждения за глобальные лицензии сможет заниматься только аккредитованная государством организация по коллективному управлению правами. Наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры, такая организация будет осуществлять сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

При этом правообладатель вправе в любой момент изъять принадлежащие ему права из управления аккредитованной организации и самостоятельно осуществлять управление и защиту своих прав в интернете.

— Если сбор взимается по умолчанию в пользу всех правообладателей, то существующее сейчас в России антипиратское законодательство надо менять? Если россияне через телеком-провайдеров уже заплатили за контент на всех сайтах мирового интернета, значит, не должно быть блокировки сайтов за контрафакт, судебных исков к сайтам и пр. У тех правообладателей, что откажутся от сотрудничества с аккредитованной управляющей компанией, будет меньше инструментов для самостоятельной защиты прав. Тогда законопроект о глобальных лицензиях должен идти в пакете с отменой ряда положений ГК, КоАПа и др.

— Действующие законодательные акты, в том числе «антипиратский закон» [от 2 июля 2013 года, № 187-ФЗ], а также любые предлагаемые инициативы лишь ограничивают доступ к нелегальному контенту. Этот подход эффективен в борьбе с отдельно взятыми блогами, СМИ или интернет-ресурсами, но нарушения интеллектуальных прав, ежедневно совершаемые миллионами пользователей, носят настолько массовый характер, что никакие механизмы запретов и ограничений не могут исправить положение.

Глобальная лицензия позволяет урегулировать эти проблемы. Для правообладателей, желающих, как и ранее, самостоятельно распоряжаться принадлежащими им произведениями или фонограммами, «антипиратский закон» по-прежнему останется основным инструментом защиты. Такие объекты интеллектуальных прав будут выведены из свободного оборота в цифровой среде и станут доступны пользователям только с согласия правообладателя на его условиях.

Концепция глобального лицензирования и «антипиратское законодательство» не противоречат, а дополняют друг друга и гарантируют защиту интеллектуальных прав в интернете при выборе правообладателем того или иного варианта их реализации. Стоит отметить, что глобальное лицензирование экономически эффективнее для правообладателей.

— Если пиратские сайты не будут преследовать, не приведет ли это к смерти легальных ресурсов, например платных онлайн-кинотеатров? Зачем потребителю платить деньги или смотреть рекламу, если на соседнем сайте то же самое бесплатно и легально?

— С принятием концепции глобального лицензирования интернет-сервисы более не будут производить лицензионные отчисления напрямую правообладателям — лицензионный платеж будет включен в стоимость доступа к Сети, а право распространять цифровой контент в интернете будет предоставляться пользователям автоматически при заключении договора с оператором связи.

Дальнейшая конкуренция между сервисами, в том числе интернет-кинотеатрами, будет основана не на спекулятивной торговле контентом, а на предоставлении наилучшего сервиса по наиболее низкой цене. А учитывая, что себестоимость цифровых сервисов минимальна, можно с уверенностью прогнозировать, что стоимость контента, размещаемого на их площадках, резко снизится, а в ряде случаев, когда сервисы будут зарабатывать на рекламной модели, контент станет фактически бесплатным.

Пользователь Сети, получивший доступ к произведениям или фонограммам через платный ресурс, станет платить не за право их загрузки или просмотра, а за предоставленный этим ресурсом сервис — удобный интерфейс, быстрый поиск, привязку к мобильному устройству, личный кабинет и т.д.

— Многие кинокомпании хотят регулировать сроки появления их фильма в Сети. Например, чтобы новинка появилась на легальных сайтах только через несколько недель после премьеры в кинотеатрах. Иначе сборы за билеты уменьшатся. Прекращение преследования пиратов лишает правообладателя возможности регулировать сроки интернет-премьеры. Как быть?

— Как вы помните, правообладатель вправе в любой момент изъять принадлежащие ему права из управления аккредитованной организации, прекратив в отношении изъятых произведений действие глобальной лицензии, и самостоятельно осуществлять управление и защиту своих прав. В то же время правообладатель может точно так же в любой момент вернуть изъятые произведения в систему глобального лицензирования.

В отношении релизных фильмов кинокомпании при необходимости смогут регулировать сроки их свободного появления в интернете, своевременно исключив такие фильмы из-под действия глобальной лицензии на период проката.

— Как быть с зарубежными посетителями российских сайтов? Ведь иностранные провайдеры не будут платить отчисления за своих клиентов. В итоге иностранцы станут смотреть кино на российских сайтах без какой-либо компенсации. С точки зрения иностранной юстиции они станут пиратами. Это может привести к большому количеству исков к российским сайтам.

— Даже в условиях трансграничности интернета цифровой контент, к которому на сегодняшний день предоставляется доступ различными интернет-площадками (ivi.ru, now.ru, YouTube и пр.), имеет территориальное ограничение в отношении пользователей.
Если интернет-сервис имеет лицензию на распространение контента только на территории Российской Федерации, то такой сервис устанавливает необходимые технические условия, позволяющие получить доступ к цифровому контенту только для пользователей Сети, находящихся на территории РФ. Технологически такая «фильтрация» пользователей идет посредством идентификации их IP-адресов.

Действие глобальной лицензии будет основано на аналогичном принципе — пользователь Сети, размещая какой-либо контент, например в YouTube, ограничивает территорию использования границами Российской Федерации. Для пользователей, находящихся за пределами территории России, интернет-сервисы станут и далее применять традиционную модель лицензирования, когда в стоимость просмотра или загрузки будет включаться лицензионный платеж в пользу правообладателя.

Стоит отметить и тот факт, что концепция глобального лицензирования позволит решить проблему обратной трансграничности — когда «пиратский контент» располагается на серверах за пределами РФ. В настоящее время в таких случаях защита интеллектуальных прав крайне затруднена, а правообладатель не получает никакого вознаграждения. Когда такой контент будет использоваться потребителями на территории Российской Федерации на условиях глобальной лицензии, правообладатель станет получать вознаграждение за каждый случай такого использования.

— А кто заставит того же российского пользователя YouTube при публикации видео ограничивать территорию его распространения?

— Мы не можем с помощью российского законодательства регулировать использование объектов авторского и смежных прав за пределами нашей страны. За рубежом действует свое законодательство в сфере интеллектуальной собственности, которое основано на традиционных механизмах лицензирования и защиты авторских и смежных прав в интернете. И пользователь, и YouTube в данном случае должны соблюдать требования такого законодательства.

— Представители киноиндустрии высказывали мнение, что не может быть одинаковым вознаграждение за просмотр премьерного боевика и созданного полвека назад фильма. Как разрешить эту проблему?

— Поскольку не существует четких и однозначных критериев оценки произведений с точки зрения их художественной ценности, общественной полезности, рыночной стоимости произведения как интеллектуального продукта, в рамках глобального лицензирования распределение вознаграждения между правообладателями будет основано на принципе равенства. Это означает, что размер экономической выгоды — вознаграждения — правообладателя от использования принадлежащих ему результатов интеллектуальной деятельности не ставится в зависимость от оценочных и субъективных понятий: «элитность», «актуальность», «зрелищность» и т.п.

Уровень доходов каждого правообладателя будет напрямую зависеть от популярности принадлежащего ему контента среди пользователей Сети: чем активнее пользователи обмениваются теми или иными произведениями и фонограммами (просматривают, скачивают, выкладывают в социальных сетях и т.п.), тем большая сумма вознаграждения будет получена обладателем прав на них.

— Также представители киноиндустрии сомневаются в возможности создать систему, подсчитывающую количество просмотров всех фильмов в мире, число прослушиваний всех созданных музыкальных записей и т.п.

— Уровень современных телекоммуникационных технологий позволяет создать такую систему, хотя, конечно, это очень масштабная и непростая работа. Программно-аппаратный комплекс будет работать с зеркальной копией медиатрафика. Выделить медиатрафик из общего потока можно даже без использования дорогостоящего DPI-оборудования (Deep Packet Inspection) — например, через отслеживание заголовков интернет-пакетов. При этом отделение медиатрафика позволяет полностью исключить возможность контроля личной информации и идентификации личности пользователя.

Затем, после «разворачивания» пакетов, данные склеиваются в один файл, который конвертируется в уникальный код-отпечаток. Сервер индексации и поиска сравнивает полученный отпечаток с контрольной базой данных цифровых отпечатков (реестром) и фиксирует данные об использовании идентифицированного объекта. Пополнение реестра будет осуществляться как самостоятельно правообладателями, так и с помощью цифровых поисковых роботов.

— Кстати, как будут взимать деньги за отрывки? За просмотр 10-минутного фрагмента фильма правообладателю будут платить столько же, сколько за просмотр всего фильма — или меньше?

— Правовая охрана распространяется не только на произведение или фонограмму в целом, но и на отдельные их части. Таким образом, исключается возможность применения различных «премиальных» систем распределения вознаграждения (например, «если произведения определенного автора использовались свыше 10 минут, то его вознаграждение увеличивается на 5%»). Вознаграждение будет распределяться за каждый зафиксированный факт использования произведения или его части.

Чтобы пользователи, правообладатели, провайдеры и другие участники рынка смогли ознакомиться с предлагаемой нами концепцией глобальных лицензий, 4 декабря запускается сайт Global-license.ru.

Александр Кондратьев, Тарас Подрез (Известия)

Advertology.Ru

04.12.2014

на печать


Комментарии

antCom
05.12.2014 14:21 | сообщение #1
 

Но тогда должны же отменить антипиратское законодательство, уголовное и административное наказание? Как этот платеж будет сочетаться с действующим законодательством?

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...
Опрос Ipsos показал: путешествия важны для благополучия россиян, но туризму сложно конкурировать с другими статьями расходов. Выиграть в этой борьбе помогут учет потребительских трендов, ориентация на опыт путешественника и маркетинг впечатлений.
Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...
Некогда главную марку русской кухни выставили на торги. От таких новостей возникает какая-то прямо-таки ностальгическая, светлая печаль. На московской площадке для торгов продадут два бренда группы «Елки-Палки» — «Елки-Палки экспресс» и «Елки-Палки трактир». Вы еще помните эти рестораны и точки общепита?
Городские власти запретят звуковую рекламу на улицахГородские власти запретят звуковую рекламу на улицах
Интересно, что добились этого муниципальные депутаты Тверского района.Некоторым очень везет. Их окна, которые так хочется держать открытыми этим теплым летом, выходят на людные улицы с множеством магазинов. А на этих улицах с утра до вечера — то есть все рабочее время — ходят люди с мегафонами, призывающие покупателей немедленно зайти и приобрести товар — как правило, недорогой и, как правило, поддельный. Ну или зайти выпить кофе. Или съесть гамбургер — все работающие и живущие на людных улицах несчастны по-разному и от разного.
Александр Оськин: "За газеты будем бороться"Александр Оськин: "За газеты будем бороться"
Назначена и дата «похорон» печатных СМИ — 29 декабря 2037 года. В неизбежности этого события уверены многие авторитетные медиаспецы. Многие, но не все. У вице-президента Союза предприятий печатной индустрии по распространению печатной продукции (СППИ ГИПП) Александра Оськина на этот счет иное мнение. Слухи о неминуемой и скорой смерти печатных СМИ он считает сильно преувеличенными.
"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

17.10.2019 - 18:55
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация