Школа рекламиста

PR для стартапа: руководство к действию

PR для стартапа: руководство к действию

«Нужен ли PR стартапу?» – часто задают себе вопрос руководители компании. С чего начать и как продвигать проект максимально эффективно? Ответы на эти и другие вопросы знает Ника Зебра, генеральный директор PR-агентства Zebra Company.

В небольших компаниях чаще всеми вопросами продвижения занимается лично руководитель или его помощники, зачастую не имеющие профильного образования. Более того, нанять профессионала у проекта, как правило, нет возможности. Поэтому советы, изложенные в этой статье, помогут грамотно самостоятельно сформировать PR-стратегию продвижения стартапа.

Определяем цели и аудиторию

Первый вопрос, который должен задавать себе любой руководитель: зачем моему проекту PR, поможет ли он в решении бизнес-задач, какие цели я хочу достичь? Не все цели можно и нужно решать с помощью пиара. Есть круг вопросов, которые проще и дешевле решить с помощью других инструментов: продажи, оптимизация сайта, прямая реклама.

В большинстве случаев PR нужен стартапу, когда есть уже сам стартап. То есть конкретный продукт или услуга, которые надо выводить на рынок. На этапе идеи PR, конечно, тоже может помочь, однако будет менее эффективен и направлен только на узкие аудитории, например, потенциальных инвесторов. В этом случае задача PR – сделать так, чтобы проект вкусно выглядел, продумать визуальные коммуникации, поработать с персональным брендом лидеров команды. Если вы не можете найти ответ на вопрос, зачем вам PR, - просто забудьте о нем. Поверьте, когда он вам понадобится, вы сами это поймете.

Второй вопрос, который надо себе задать, касается целевой аудитории: кто она и что я хочу ей рассказать? Вашей целевой аудиторией могут быть не только конечные пользователи, но и инвесторы, бизнес-партнеры, представителей средств массовой информации, чиновники и даже будущие сотрудники. Очень часто ошибки PR­-работы кроются в неверном определении целевой аудитории или недостаточно конкретном ее описании. Для каждого сегмента целевой аудитории надо подобрать свой канал (или каналы) продвижения и свой посыл (message, который будем транслировать). Каналы продвижения — это способы «достучаться» до вашей аудитории. Вам надо знать, где эти люди бывают, что они читают, смотрят, какие сайты посещают, что их вообще в этом мире интересует.

Что может быть каналом коммуникации? Комплексное продвижение сайта, социальные сети, e-mail рассылка, СМИ (ТВ, радио, журналы, газеты, онлайн-ресурсы), прямая реклама или публикации, мероприятия, где вы можете быть в качестве гостей, партнеров или спикеров и множество других вариантов.

Пишем стратегию продвижения

Наступает момент создания PR-стратегии. В ней вы описываете целевую аудиторию, позиционирование стартапа и  прописывайте PR-план: список мероприятий, направленных на продвижение проекта, список СМИ (медиакарта) с которыми вы планируете работать. Стратегию и план можно писать на любой срок – на месяц, полгода или пять лет, например. Это документ, который определяет, какие шаги нужно предпринимать каждый день, чтобы приблизится к цели. На что должны быть направлены ваши действия, чтобы избежать ненужного хаоса и лишних движений.

Выберите сообщение, которое вы будете транслировать для каждого сегмента аудитории. Несмотря на единую стратегию продвижения, акценты в посыле могут смещаться: чиновикам стоит говорить, например, о пользе проекта для города, инвесторам — о высокой рентабельности и перспективах, журналистам — подавать стартап как удобную новинку на рынке, потенциальным сотрудникам стоит говорить о креативной команде и интересных задачах. Даже если ваш проект высокотехнологичен сообщение должно быть построено таким образом, чтобы то, что вы хотите донести, было понятно и интересно каждому.

Составьте список событий, в которых вы можете принять участие для продвижения вашего стартапа. Это могут быть как отраслевые и деловые конференции, так и события городского масштаба. Подумайте, как вы можете представить на мероприятии свой проект. Выступите спикером, экспертом или членом жюри. Дайте возможность посетителям мероприятия протестировать ваш продукт или услугу. Вложите информацию о вас в пакет участника, поставьте стенд или ролл-ап.

Создаем публикации о стартапе в СМИ

Вы выделили журналистов в одну из целевых аудиторий. Возникает вопрос: как выстроить эффективную коммуникацию со СМИ?

Самым главным является поиск или создание информационного повода. Без интересной новостной составляющей писать о вас вряд ли будут.  Рассмотрите ваш стартап с точки зрения информационной составляющей: с кем из компании можно сделать интервью и кому его предложить, кто может дать экспертную оценку событий на рынке, какой эксклюзив может понравиться аудитории. Инфоповод для статьи может касаться событий сегмента вашего рынка России или мира, новостей компании.

Учитывайте формат издания: история успеха подойдет для журнала, аналитическая статья — для делового издания.

Если вам удалось заинтересовать журналиста — будьте ему полезны. Оперативно согласовывайте материал, будьте доступны для комментариев, по запросу присылайте дополнительную информацию и фотографии.

Размещайте пресс-релизы о деятельности компании на специальных сайтах и агрегаторах новостей: ссылки на эти порталы часто высвечиваются в числе первых при запросах в поисковых системах. И не забывайте о сотрудничестве с блогерами, работающими в вашем секторе. По опыту работы с бизнес PR, могу сказать, что в некоторых сферах охват и влияние блогеров равны, а иногда и превышают уровень, достижимый классическими СМИ.

Распространенные ошибки при продвижении стартапа

Ошибка думать, что PR решит все ваши проблемы. Повышение информирования о вашем проекте может сыграть плохую службу и вызвать волну негатива, если продукт некачественный, не до конца разработан, или у него плохое сервисное обслуживание.

Неправильно позиционировать свой проект на аудиторию, которой он не интересен. Не стоит также излишне завышать достижения, либо писать про ошибки и неудачи в начале запуска. Об этом можно будет рассказать потом, когда вы уже встанете на ноги. И самовосхваление, и принижение своих достоинств отталкивает от вас клиентов и инвесторов.

Если вы работает со СМИ, то не надо продвигать в одной публикации все достоинства стартапа: успех создателей, актуальность продукта и его «фишки», перспективы развития рынка. Расставляйте акценты для каждого канала продвижения. Работая со СМИ, не упускайте из виду главную цель продвижения и не делайте публикации ради публикации. Ваши движения должны быть точными и уверенными, метаться «лишь бы о нас что-то написали» бессмысленно и мало эффективно.

Надо ли вам обращаться в PR-агентство или брать пиарщика в штат? На этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны, это поможет вам разгрузить свою голову от стратегии и рутинной работы, но с другой – на это требуются деньги здесь и сейчас, пиарщик не будет работать за обещания и долю в компании. Мой совет: определите, на каком этапе находится ваш бизнес и где его узкое место. Если узкое место PR – начинайте над этим работать. Если проблема в бизнес-процессах или, к примеру, отношениях в команде, у вас сейчас должно должны быть другие приоритеты.

Последний совет всем, кто запускает стартап: развивайте проект, а не создавайте искусственно шум вокруг него. Хороший продукт продвигает себя сам.  

Ника Зебра, генеральный директор PR-агентства Zebra Company
Advertology.Ru

28.02.2014

на печать


Комментарии

Максим
05.01.2016 14:07 | сообщение #1
 

Думаю, что, например, выход на международные рынки для стартапа следует сопровождать выходом на зарубежные сетевые издания. А это тонны информации, мейлов, нервов. Самому руководителю или тому, кто будет заниматься пиаром или рекламой - придется нелегко. Не все пресс-релизы будут интересны зарубежной аудитории. Но нужен такой пресс-релиз, чтобы его было не стыдно отправить. Можно заказать у носителя языка. И собрать базу потенциальных изданий. Или купить готовую (вот здесь: http://toqueadvertising.com/great_pr/) - этого хватит, чтобы с чего-то начать. И тогда статья не пригодится)

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.04.2024 - 11:06
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация