Статьи

Вышел в топ

Вышел в топ

24 мая "Яндекс", крупнейший российский поисковик и одна из самых дорогих несырьевых компаний России, провел публичное размещение акций на американской бирже Nasdaq.

Размещение вышло сверхуспешным как для самого "Яндекса", так и для инвесторов: российская компания сумела за день до IPO увеличить диапазон стоимости своих ценных бумаг, а инвесторы - выгодно продать акции уже в первый день торгов.

"Яндекс" готовился к IPO очень долго: впервые о возможности провести размещение акций стало известно еще в 2008 году. Из-за кризиса "Яндекс" решил подождать и, как выяснилось в 2011 году, не прогадал: его IPO можно назвать одним из самых успешных дебютов российских компаний на международных рынках.

Изначально "Яндекс" планировал заработать на продаже акций около миллиарда долларов. Правда, из-за того, что сама компания слухи об IPO долгое время не комментировала, в прессе появлялись разные домыслы. Так, в Великобритании писали, что "Яндекс" хочет привлечь миллиард, но не долларов, а фунтов стерлингов. В России же в основном спорили о сроках размещения - еще в сентябре 2010 года "РБК daily" со ссылкой на анонимные источники писала, что размещение состоится не раньше второго полугодия 2011 года.

Официально об IPO "Яндекс" объявил в конце апреля. Время, как казалось, было выбрано не очень удачно: на середину мая было намечено размещение акций деловой социальной сети Linkedln. Это могло снизить интерес инвесторов к российской компании: хоть Linkedln и "Яндекс" занимаются разными вещами, но обе они подпадают под определение "интернет-компании".

Linkedln в США разместился более чем успешно: акции сети были реализованы по верхней границе установленного ценового диапазона, который, кстати, за несколько дней до размещения был увеличен, компания смогла привлечь 352,8 миллиона долларов. Ее капитализация составила после IPO 4,25 миллиарда долларов, но уже на следующий день выросла более чем вдвое - спрос на акции Linkedln превзошел все ожидания.

Тем не менее, "Яндекс" в связи с IPO Linkedln ничего предпринимать не стал. И, как оказалось, правильно сделал.

"Привет, ребята! Найдется все"

Именно этими словами поприветствовал трейдеров на бирже Nasdaq глава и один из акционеров "Яндекса" Аркадий Волож 24 мая. Ему было поручено торжественное открытие торгов - этим правом обладают менеджеры особо ценных для биржи компаний. Судя по тому, как резво инвесторы стали торговать акциями "Яндекса", им выступление Воложа понравилось.

До радостного возгласа, после которого менеджерам "Яндекса" наконец-то можно было расслабиться, руководству компании пришлось несколько недель заниматься довольно нервной работой: искать первичных инвесторов и рассчитывать "справедливую" стоимость своих ценных бумаг.

Изначально ценовой диапазон на акции "Яндекса" был объявлен на уровне 20-22 доллара за акцию. Но буквально накануне IPO выяснилось, что книга заявок оказалась переподписана в несколько раз ("Ведомости" писали, что в 10 раз), причем инвесторы соглашались покупать ценные бумаги даже дороже верхней границы объявленного диапазона.

Это дало возможность "Яндексу" увеличить диапазон до 24-25 долларов, а потом и разместить ценные бумаги по 25 долларов. Всего инвесторы приобрели более 52 миллионов акций, что позволило "Яндексу" привлечь более 1,3 миллиарда долларов. За эти деньги поисковик отдал 16,3 процента от уставного капитала. Еще более 100 миллионов долларов компания может получить от организаторов IPO - у них есть право на выкуп 5,2 миллиона акций по 25 долларов.

Капитализация "Яндекса" была оценена в 8,03 миллиарда долларов. Для сравнения, "Аэрофлот", крупнейшая авиакомпания России, стоит на рынке меньше трех миллиардов долларов, "Мосэнерго" и "Интер РАО ЕЭС" - менее четырех миллиардов.

Для сравнения с капитализацией "Яндекса" специально были выбраны ценные бумаги компаний, которые входят в базу расчета индекса ММВБ. Тут, кстати, будет уместным вспомнить, что сам "Яндекс" в российские индексы не попадет: он на отечественных площадках листинг не проводил, воспользовавшись тем, что его головная компания зарегистрирована в Нидерландах.

Сразу после фразы Воложа "Привет, ребята! Найдется все" акции "Яндекса" стали стремительно расти в цене. За первый час торгов они подорожали на 40 процентов, а за весь день - более чем на 55 процентов. К концу торгов 24 мая "Яндекс" оценивался уже более чем в 12 миллиардов долларов, а одна акция компании стоила почти 39 долларов.

"Яндекс" и Google

За день до IPO "Яндекса" в российском интернете широко обсуждалась статья агентства Bloomberg, журналисты которой подсчитали, что отечественный поисковик опередил американский по показателю P/E (отношению рыночной стоимости к чистой прибыли).

После проведения IPO у журналистов появился другой повод для сравнения двух интернет-компаний: объем IPO "Яндекса" стал вторым по величине в мире после IPO Google в 2004 году. Тогда американский поисковик привлек 1,67 миллиарда долларов.

Кроме того, "Яндекс" обогнал Google по росту котировок в первый день торгов: американская компания за день после размещения подорожала только на 18 процентов.

Правда, при всем этом капитализация "Яндекса" и Google не сравнима: американская компания стоит на рынке больше 167 миллиардов долларов. Но вряд ли в российском поисковике задумывались всерьез конкурировать с Google; встать с ним в один ряд - уже почетно.

Наши

На биржах в разное время торговались четыре российских интернет-компании: РБК, "Рамблер", Mail.Ru Group и сам "Яндекс".

РБК до сих пор торгуется на российских площадках, правда, сделки с акциями этой медиакомпании проходят не очень часто. По данным биржи РТС, капитализация компании составляет 184 миллиона долларов и не менялась с 16 мая.

"Рамблер" провел IPO в 2005 году на Лондонской фондовой бирже. Сумма размещения тогда составила 40 миллионов долларов. Уже через четыре года "Рамблер" провел делистинг акций: один из крупнейших российских поисковиков был поглощен холдингом "Проф-Медиа".

Наконец, Mail.Ru Group, которая объединяет портал Mail.Ru, социальные сети "Одноклассники.Ру" и "Вконтакте", а также мессенджер ICQ и другие активы, вышла на рынок в конце 2010 года. Mail.Ru продала около 17 процентов акций, выручив за них чуть меньше миллиарда долларов. За первый день торгов акции компании подорожали на 29 процентов.

Mail.Ru, опередив "Яндекс" с выходом на биржу, сумела собрать инвесторов, которые раньше выражали заинтересованность в ценных бумагах российских интернет-компаний, но не имели возможности их приобрести. После IPO "Яндекса" у инвесторов появился выбор, и в какой актив они будут вкладываться больше, пока неясно: 24 мая акции Mail.Ru в Лондоне подешевели более чем на пять процентов.

Так что теперь Mail.Ru и "Яндекс" будут бороться не только за российских интернет-пользователей, но и за инвесторов по всему миру.

Александр Поливанов, Лента
Advertology.Ru

25.05.2011

на печать


Комментарии

Антон
26.05.2011 9:37 | сообщение #1
 

А разве Mail.Ru Group уже владеет и Вконтакте???

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

16.12.2025 - 11:37
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация