Статьи

Российский выставочный рынок находится на пороге серьезных изменений

Российский выставочный рынок находится на пороге серьезных изменений

Американские экономисты подсчитали, что благодаря участию в выставке затраты компании на реализацию сделки купли-продажи могут быть снижены в четыре раза. Поэтому выставочная отрасль России, понеся большие потери в период кризиса, рассчитывает быстро восстановиться - ее «товар» всегда будет востребован.

Но участники этого рынка уже не смогут быть конкурентоспособными, продавая «голые» квадратные метры, - в том числе потому, что выставочных метров современного уровня в стране остро не хватает. Индустрии предстоят количественные и качественные изменения.

Минус тридцать

На последнем заседании «Экспо-VIP-клуба», проходившем в Санкт-Петербурге, участники рынка и независимые эксперты оценили результаты, которые показала в прошлом году отечественная выставочная индустрия. Эти результаты, как заметили крупные игроки отрасли, свидетельствуют о том, что выставочный бизнес в России стремительно оправляется от потрясений, вызванных экономическим кризисом.

Потрясения были весьма ощутимыми. По данным исследований, проведенных компанией РЕСТЭК (одним из участников «Экспо-VIP-клуба»), за 2009 год совокупное сокращение выставочных площадей в России составило 30%, обороты организаторов мероприятий упали на 19%. Воздействие кризиса было особенно заметным еще и потому, что выставочные компании практически лишились своих зарубежных клиентов. А их доля в общем числе экспонентов в «высокие» годы порой достигала 70%. По данным руководителя службы маркетинга ЗАО «Экспоцентр» Оксаны Куц, «зарубежное участие до сих пор не вышло на приемлемый уровень».

Тем не менее уже 2010 год в значительной степени восполнил потери, понесенные отраслью во время кризиса. Так, площадь нетто по сравнению с 2009 годом увеличилась на 14,5%. Улучшился и другой показатель - число квадратных метров, приходящихся на одного экспонента. Если в 2009 году оно не превышало 13,8 кв. м, то к концу 2010-го выросло до 15,6 кв. м. Все это не могло не отразиться на стоимости сделок, которые совершались на выставках. По словам Оксаны Куц, за 2010 год общая сумма контрактов, заключенных на мероприятиях «Экспоцентра», увеличилась на 240 млн долл. и достигла 1 млрд долл.

Как заметил президент ГК «РЕСТЭК» Сергей Трофимов, у участников рынка есть все основания для оптимизма, если судить по динамике ключевых для российской экономики показателей. «В своих расчетах мы должны исходить из того, что ближайшие годы пройдут в условиях позитивных трендов в экономике страны, а следовательно, можно прогнозировать, что и выставочная отрасль будет показывать дальнейший рост», - сказал г-н Трофимов.

По расчетам экспертов, для того чтобы выйти на докризисный уровень, необходимо увеличить совокупную выставочную площадь на 400 кв. м, число экспонентов - на 12 тыс., а посетителей - на 2 млн. По прогнозам, эти показатели будут достигнуты уже в 2012 году. Характерно, что произойдет это во многом благодаря активности российской клиентуры выставочных компаний. «Хотя российский рынок более остро отреагировал на кризис, чем рынки западных стран, восстанавливается он гораздо быстрее, - комментирует главный исполнительный директор компании ITE Group Plc Рассел Тейлор. - Компании более живо реагируют на экономические тренды».

Виртуальный продукт

Впрочем, несмотря на явное улучшение конъюнктуры, надеяться на то, что кризис пройдет для выставочной индустрии бесследно, не стоит. Как признают участники рынка, главный эффект кризиса состоит в том, что он спровоцировал важные изменения в психологии потенциальных клиентов. Они стали более скрупулезно подходить к распределению маркетинговых бюджетов, что усложняет задачу организаторам выставок. «Нам сейчас приходится не только бороться с другими представителями выставочного сообщества, но и конкурировать с другими маркетинговыми инструментами, - объясняет Оксана Куц. - Ведь мы продаем достаточно сложный продукт, который на этапе продаж является до некоторой степени виртуальным».

С одной стороны, у выставок в этой конкуренции есть серьезные преимущества, уверен директор департамента маркетинга выставочного объединения РЕСТЭК Игорь Бычков: «Они даже в условиях финансовой нестабильности остаются очень эффективным инструментом маркетинга». С другой стороны, чтобы быть успешными, выставочные компании должны выйти на качественно иной уровень развития: им нужно научиться более профессионально и полно удовлетворять запросы клиентов.

Так, крупные игроки выставочной индустрии все больше предпочитают организовывать узкоспециализированные мероприятия. Доля многоотраслевых универсальных выставок постепенно сокращается. В этом смысле Россия следует в русле мировых тенденций. В Китае, например, специализированную направленность имеет абсолютное большинство крупных выставок, среди которых выставки технологий водоснабжения Technology & Equipment for Water, энергетики China Power, горнодобывающей промышленности China Coal & Mining и др. Та же картина наблюдается в Германии и США.

Еще один показательный момент: организаторы выставок стараются расширить ассортимент предоставляемых услуг. «Мы, например, активно используем систему назначения деловых встреч, которая у нас поставлена на очень серьезную платформу, - делится опытом Оксана Куц. - И сейчас мы заметили, что посетители и экспоненты начали пользоваться этим удобным и очень эффективным инструментом». Для того чтобы более успешно продвигать новые услуги, «Экспоцентр» разработал специальную обучающую программу для своих менеджеров.

Для того чтобы более чутко реагировать на спрос, выставочные компании стараются внимательно следить за изменениями стратегических приоритетов развития страны. Так, некоторые из крупных игроков выставочного рынка пытаются извлечь выгоду из всеобщей модернизации, которую власти объявили одной из ключевых задач государства. «Мы поставили перед собой задачу превратить наши выставки в эффективный инструмент инноваций, который был бы востребован как отечественными компаниями, работающими в реальном секторе экономики, так и их зарубежными партнерами», - рассказал о своих планах генеральный директор ЗАО «Экспоцентр» Владислав Малькевич. В настоящее время компания решила сконцентрироваться на разработке механизмов защиты интеллектуальной собственности для инноваторов, которые демонстрируют свои разработки на выставках. «Сегодня процедура патентования занимает довольно много времени, - продолжает г-н Малькевич. - И глупо, если изобретатель вынужден все это время держать изобретение в тайне только потому, что выставки не обеспечивают защиты интеллектуальной собственности».

Дефицит площадей

Впрочем, специалисты сходятся в том, что любые усилия игроков отрасли не дадут нужного эффекта, если в России не произойдет ощутимых сдвигов в части развития и расширения выставочной инфраструктуры. Даже Москва по размерам выставочных площадей в полтора-два раза отстает от таких городов, как Париж, Ганновер, Франкфурт. В Санкт-Петербурге дефицит современных выставочных комплексов ощущается еще острее, что мешает проводить в городе мероприятия мирового и европейского уровня. «Если инфраструктурная проблема не будет решена, то, несмотря на выгодное географическое положение, Петербург рискует так и остаться региональным выставочно-конгрессным центром», - считает Игорь Бычков.

Новые трудности, вызванные кризисом, стимулировали консолидацию в отрасли. С рынка постепенно вытесняются мелкие компании, для многих из которых выставки не являются профильным бизнесом. Однако и крупные игроки порой становятся объектами поглощений. Так, в декабре 2010 года британская ITE Group Plc купила одного из ведущих выставочных операторов России - компанию МВК. В результате этой сделки на долю ITE теперь приходится не менее 20% выставочных площадей в России. Это является очередным напоминанием о том, что для сохранения позиций на рынке отечественным игрокам нужно научиться работать с клиентами на более современном и профессиональном уровне, чем они это делали до сих пор. В свою очередь, новый подход к сервису потребует более глубокого знания не только выставочного рынка, но и бизнеса потенциальных клиентов.

Аркадий Поддубный, РБК daily
Advertology.Ru

09.03.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.04.2024 - 06:29
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация