Статьи

Человек-табак

Человек-табак

Его называли "ковбоем Марльборо". Но подняв продажи сигарет этой марки до невиданных высот, он весь остаток жизни потратил на борьбу с табачными компаниями. Надо сказать, Макларен проиграл: он - мёртв, а сигарет Marlboro сегодня продаётся больше, чем табачных трубок всех других марок вместе взятых.

Самый известный курильщик планеты - Уэйн Макларен. Он был лицом рекламной кампании Marlboro, и, сидя на коне с папиросой, представлял собой образ человека-победителя, хозяина жизни, которому всё по плечу и у которого никогда не бывает проблем. Проблемы, впрочем, возникли. От курения. В 52 года старина Уэйн умер от рака лёгких. Почему его жизнь и смерть привлекла так много внимания тогда, и почему её пересказывают сегодня?

Надо начать с истории самого бренда. Изначально под этой торговой маркой выпускались только женские сигареты. Рекламщики с их помощью пытались объяснить миру, что курение - это удел не только мужчин. Marlboro появились в 1924 году, накануне Великой американской депрессии, когда были модны настроения о равенстве полов, и в США начинало развиваться движение эмансипированных женщин. Marlboro оказался на волне: первые дамские сигареты несли в себе идею того, что настоящие независимые и целеустремлённые женщины обязаны курить. И не как мужчины, а «свои» сигареты из «своего» прекрасного мира. Тем не менее, в то время сам факт продажи сигарет женщинам выглядел шокирующе: это как если бы папиросы предложили грудным детям. Появление Marlboro совпало также с суфражизмом во Франции: женщины там как раз боролись за всеобщее избирательное право. Понятно, что они хотели равноправия во всём, включая вредные привычки. И они его получили.

Но в пятидесятых годах, сразу после окончания Второй мировой войны, сигаретный мир изменился. Как-то вдруг стали говорить, что курить - вредно: одинаково вредно и для мужчин, и для женщин. А в 1953 году учёные официально объявили: курение вызывает рак лёгких. Это повергло курильщиков в шок (а тогда курили почти все), и табачным компаниям пришлось срочно исправлять ситуацию.

В 1953 году потребление табака в США снизилось - впервые за всё время существования страны. Владелец марки Marlboro и всей компании, носящей его имя, Филипп Моррис начинает спешно придумывать, как отбить у людей панический страх перед курением. И он находит выход: нужно перепозиционировать свой главный бренд и предложить его именно тем людям, кто боится умереть от рака, но которым при этом очень сложно бросить курить. Был придуман образ: брутальная мужественность в лице «ковбоя Marlboro», который зарабатывает на жизнь постоянным движением и тем, что не боится никаких опасностей.

Для того, чтобы вбить в подсознание людей, что сигареты - это удивительное и не очень опасное развлечение, рекламная кампания начинает бить по самым «нежным» местам подсознания. Так, один из рекламных плакатов того времени изображал ребёнка и слоган: «Папа, тебе всегда достаётся самое лучшее, даже Мальборо!». Было к этому и ещё одно радикальное новшество: сигареты этой марки стали продаваться с фильтром. По сути, Marlboro стали первыми сигаретами с ним. Рекламная кампания сообщала: фильтр поможет избежать рака лёгких и других неприятных недугов. Придумал это всё гениальный американский рекламист Лео Барнетт. Он начал эксплуатировать сразу несколько образов: от «морского волка» и «строителя-высотника» до «военного корреспондента». Все они курили Marlboro. Но больше всего прижился именно образ ковбоя, который и стали затем успешно эксплуатировать. Боишься? Слабаки не курят Marlboro! Америке напомнили: её построили эти самые брутальные парни. Так чего бояться? Продажи Marlboro резко подскочили: после первой же рекламной кампании этот бренд занял четвёртое место на рынке. Филипп Моррис придумал и ещё одну инновацию: упаковку из твёрдого картона с откидной крышкой. Доставать сигареты стало удобнее, чем из мягкой пачки без крышки, и на этом была построена ещё кампания «лёгкости и практичности». Придумали затем и «мужской логотип»: полоса белого цвета буквально «вгоняется» в красный. Одним словом, сигареты стали символом мужественности и сексуальности. Эффект достигнут.

Тогда на сцене и появляется Уэйн Макларен. Случилось это в 1964 году. С экранов телевизоров он вещает: фильтр защитит вас от всех возможных болезней, но при этом он нисколько не меняет вкус самих сигарет. Сигареты с фильтром стали революцией сами по себе: фильтр дешевле табака, а потому на одну пачку сигарет уходило меньше ключевого ингредиента. Вдобавок использование фильтра позволило использовать табак подешевле. Макларен обращался к телезрителям с самодовольной ухмылкой: «Добро пожаловать в страну Марльборо». Уже тогда табак ежедневно уносил жизни шести людей...Унёс впоследствии жизни он и главных своих идеологов: помимо Макларена ими были Дэвид Миллар (умер в 1987-м от эмфиземы, рекламировал Marlboro), и Дэвид Маклин (был лицом многих сигаретных марок). Все трое курили очень много - гораздо больше среднего потребителя. Две-три пачки в день для Макларена, говорят, было нормой. Похоже, он и сам долгое время предпочитал верить в то, что рассказывал по телевизору: сигареты с фильтром безвредны.

Однако позже взгляды знаменитого «Ковбоя Марльборо» изменились. Рекламировать Marlboro он стал ещё в 24 года, и за 27 лет последующей жизни так и не смог избавиться от пагубной привычки. Выкуривал он как минимум 30 сигарет в день. О том, что здоровью пришёл конец, он узнал за несколько лет до смерти. Перед тем, как отойти в мир иной он пережил химиотерапию, лучевую терапию. Ему даже ампутировали лёгкое. Но ничего не помогло. В последние годы жизни он стал ярким примером того, к чему приводит курение. Когда он был молод в мифическую страну «Марльборо» мечтал попасть каждый пятый американец. А под конец всем стало ясно, что эта страна находится в онкологическом диспансере. За два года до смерти Уэйн Макларен стал активным участником кампании против курения. Перед смертью он успел сняться в видеоролике, в котором заявил о том, что сожалеет о своей пагубной привычке. «Берегитесь, дети», - взывал он. - «Моя вредная привычка доконала меня. Она не стоит того, что бы последние месяцы своей жизни вы истратили на посещения отделений для тяжело больных. Табак убьёт вас. Если не верите - посмотрите на меня».

Позже его слова в этом ролике разлетелись на цитаты, и именно Уэйн Макларен положил начало масштабной борьбе с табакозависимостью во всём мире. Так, великий пропагандист курения стал великим пропагандистом здорового образа жизни.

Philip Morris пыталась заставить своего бывшего сотрудника замолчать и даже возила тому чемоданы денег, но зачем они умирающему? В 1993 году спрос на сигареты марки Marlboro серьёзно упал. Способствовал тому выход на экраны ролика, в котором два ковбоя сидят и рассказывают друг другу о своих проблемах. У одного из них от сигарет «захрипели» голосовые связки, а другой подтвердил: сколько и как бы вы ни курили, это всегда приведёт вас к смерти».

Philip Morris от образа ковбоев пришлось отказаться. Теперь сигареты рекламируют любители путешествий и экстремальных видов спорта. Но борьба продолжается.

Валентин Мальцев, "Частный корреспондент"
Advertology.Ru

23.07.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

17.12.2025 - 23:40
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация