Есть мнение ...

Бокал с кровью

Бокал с кровью

Скандал вокруг антирекламы нефтяного концерна Royal Dutch Shell, не опубликованной столь влиятельным изданием, как The Financial Times, вызвал поистине бешеный резонанс в британских масс-медиа. Ситуацию пытались прояснить и блогеры, невольно оказавшиеся обиженной стороной.

Выиграли, кажется, только правозащитники, не ожидавшие такого эффекта от задуманной акции: бедным нигерийцам, пьющим грязную воду по вине Shell, теперь сопереживают все. А вот нефтяники так и не заметили народного гнева.

AI

7 мая британская организация "Международная амнистия" (AI), выступающая за соблюдение прав человека, опубликовала на своем сайте сообщение о готовящейся сокрушительной антирекламной акции. В этот раз ее недовольство вызвал англо-голландский концерн Shell, добывающий нефть в дельте реки Нигер. Естественно, Shell - не единственная компания, загрязняющая экологию региона, но точно самая крупная из иностранных разработчиков.

В своем обращении AI попросила аудиторию помочь в финансировании проекта, цель которого - "пристыдить" нефтяного гиганта. Организация обратила внимание, что первый раз просит денег у общественности на рекламную акцию. Однако призналась, что эффективные кампании никогда не бывают дешевыми.

О сборе средств AI известила пользователей всех глобальных социальных сетей: Facebook, Twitter и Myspace. В результате на просьбу правозащитников откликнулись более 2000 человек, пожертвовавших средства на публикацию антирекламы на страницах целого ряда британских газет. Главной площадкой AI выбрала The Financial Times.

Полностраничную рекламу для большего эффекта планировалось напечатать 18 мая - в день, когда акционеры нефтяного концерна встречаются в Лондоне на ежегодном собрании. AI пожелала обратить внимание всех британцев на проблему загрязнения воды в дельте реки Нигер - главном нефтяном регионе страны, приносящем ей миллиарды долларов дохода. Однако в последний момент The Financial Times отказалась от предложения правозащитников.

The Financial Times

На рекламе, которую в итоге читателям не удалось увидеть на розовых страницах газеты, AI изобразила бокал для вина, наполненный нефтью. Рисунок организация сопроводила не менее провокационной надписью: "Пока Shell поднимает тост за прибыль в 9,8 миллиарда долларов, жители Нигерии пьют загрязненную воду. Они также вынуждены выращивать урожай на загрязненной почве. Ловить рыбу в грязных реках. Воспитывать детей в грязных домах". Держателям акций Shell предлагалось обсудить это с руководством, когда те соберутся выпить за грандиозную прибыль концерна.

Решение The Financial Times не печатать рекламу действительно выглядело несколько странным и "разочаровывающим", как отметили в организации. Больше всего AI расстроило, что издание сообщило о своем отказе буквально накануне, в конце рабочего дня: тогда, когда уже ничего нельзя было исправить.

Отговорки газеты показались "наивными" и где-то даже трусливыми. Стороны не смогли договориться из-за письменных гарантий AI, в которых правовая организация обещала взять на себя полную ответственность за содержание рекламы. Оправдываясь, представители The Financial Times заявили, что не имели ничего против самой рекламы и были даже заинтересованы в ее публикации, но гарантии AI они сочли недостаточными. Издание отметило, что ему "очевидно": правозащитники не провели всех должных консультаций с юристами.

Сама The Financial Times явно не выиграла в этой ситуации. Оказалось, что две другие британские газеты, The Metro и The Evening Standard, с радостью предоставили свои страницы для антирекламы. Подобный шаг, как отметили многие блогеры, поставил под сомнение независимость серьезного делового издания.

Стоит отметить, что в этот раз британские блогеры проявили невероятную активность. И, скорее всего, не только потому, что The Financial Times своим отказом подставила как тех, кто финансово поддержал этот проект, так и собственно "Международную амнистию".

Дело в том, что задумка AI придать нигерийскому вопросу широкую огласку действительно удалась. С самого начала пользователи социальных сетей следили за развитием кампании и, не увидев результата, остались разочарованы. Кроме того, по мнению многих британцев, поведение The Financial Times было боязливым и не адекватным ситуации. "Вероятность, что Shell станет судиться, была чрезвычайно мала", - такое мнение разделяли многие. И вправду, трудно представить, чтобы гигантский концерн, продолживший работу даже после того, как в 2006 году нигерийский суд признал его вину в ухудшении экологической ситуации в регионе, вдруг обиделся бы на The Financial Times и отправился в суд.

Но, по данным журнала Index on Censorship, руководство The Financial Times действительно испугалось судебных исков. По мнению экспертов журнала, судебный процесс лишь усилил бы шумиху вокруг антирекламы, и в данном случае газета стала бы легальным участником продолжающейся социальной кампании. И тогда, в случае признания ее вины, репутация The Financial Times могла бы оказаться под угрозой, причем на этот раз не только среди блогеров.

Однако, отмечает Index on Censorship, главное, что помешало изданию поддержать правозащитников, это опасение, что его читатель ненароком перепутает нефть с кровью.

Результаты

Реклама, попавшая в "отказники", привлекла к себе столько внимания именно благодаря тому, что ее не стали печатать на страницах известного и уважаемого издания. Она, без сомнения, запомнится блогерам, издателям и правозащитниками. Обратил ли на нее внимание нефтяной концерн, неизвестно. Такой мухой слона ведь все равно не напугаешь.

Однако эта акция дала повод в очередной раз порадоваться за свободу слова в Европе. Представить подобную ситуацию в России, пожалуй, невозможно. Пользователи "Одноклассников", собирающие деньги на антирекламу "Газпрома" для ее публикации, например, в "Ведомостях" - это абсурд. Жаль лишь одно: вся эта шумиха не очистит воду в Нигерии.

Татьяна Ершова, Lenta.ru
Advertology.Ru

20.05.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

17.12.2025 - 11:10
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация