Есть мнение ...

Правила игры

Правила игры

в культурное телевидение анализирует спецкор отдела потребительского рынка "Коммерсанта" Сергей Соболев

Министр культуры Александр Авдеев, выступая на правительственном часе в Госдуме, назвал основную беду отечественного телевидения - его зависимость от рекламы. "Сама эта система создает низкопробное телевидение, потому что оно ориентируется на рейтинги,- приводит слова министра ИТАР-ТАСС.- Через рейтинги они (телеканалы.- "Ъ") получают доходы, делают низкопробные работы, которые действуют на подкорку и показывают запретное: насилие, секс и так далее. И потом снова запускают на телевидение". Поучиться России, по мнению господина Авдеева, стоит у Великобритании: "Потому что в этой стране телевидение финансируется из госбюджета, и оно очень высокохудожественное и высококачественное". "Когда мы изымем рекламу из телевидения, будет все в порядке",- заверил депутатов министр. Правда, позже в интервью ИТАР-ТАСС он все же признал, что сейчас "в силу экономических причин" отказаться от телерекламы невозможно, но стоит попробовать это сделать в отдаленном будущем.

Для министра культуры, видимо, откровением станет следующий факт: по своему объему британский телерекламный рынок, даже несмотря на продолжающуюся второй год рецессию, почти в полтора раза превосходит российский: по оценке ZenithOptimedia, это $5,296 млрд против $3,639 млрд в 2009 году. Другой новостью для господина Авдеева, очевидно, должна стать финансовая модель британской телерадиовещательной корпорации BBC, которую он, видимо, имел в беседе с депутатами. Государство если и выделяет BBC деньги, то в виде незначительных грантов. Основной доход BBC - абонентская плата. Удовольствие смотреть телеканалы корпорации, слушать ее радиостанции и пользоваться ее интернет-ресурсами обходится сейчас каждому британскому домохозяйству в £142,5 в год (более 6,3 тыс. руб. по вчерашнему курсу ЦБ). При этом, как свидетельствуют результаты телеизмерений, "высокохудожественное и высококачественное" BBC остро конкурирует с ITV, живущим исключительно за счет рекламы.

Любопытная деталь: даже в добропорядочной Британии далеко не все граждане своевременно перечисляют BBC абонентскую плату. В прошлом финансовом году корпорация недосчиталась 8,9% потенциальных доходов. Итальянский государственный холдинг RAI о таких цифрах может только мечтать. Ему абоненты недоплачивают до 25% причитающихся средств. В своей отчетности за 2008 год RAI сетует, что по этому показателю он лидер среди общественных телеканалов, хотя в Италии самый низкий размер абонентской платы в Западной Европе - €106 в год. Для справки: в Финляндии она достигает €215,45, в Австрии - €263,63, в Швейцарии - €281. Воплотись мечта господина Авдеева в жизнь, Россия, скорее всего, побьет итальянские рекорды по просроченным платежам.

Еще министр, видимо, забыл, что подконтрольный государству "Первый канал" и полностью государственный холдинг ВГТРК остаются крупнейшими игроками на телерекламном рынке. Как констатирует в своей отчетности холдинг "СТС Медиа", "Первый" и "Россия" в силу своего статуса имеют преимущества, которых по определению нет у частных компаний: у "Первого" - бесплатное распространение сигнала, у "России" - прямая господдержка. Впрочем, тому же итальянскому RAI, чтобы худо-бедно существовать, одной абонентской платы оказалось недостаточно: в 2008 году зрители перечислили ему €1,619 млрд, рекламодатели - €1,096 млрд

18.03.2010

на печать


Комментарии

Лукас
21.03.2010 11:45 | сообщение #1
 

Г-н Соболев нераскрыл тему. Вместо обещанного анализа "Правил игры в культурное телевидение" мы получили очередной набор западной практики в сравнении с российской действительностью.
Комментировать слова того или иного чиновника (тут министра культуры) - популизм ведущий в никуда. Посему, я комментировать Авдеева не буду. Равнозначно, комментировать этот псевдоанализ тоже нет смысла. А вот некоторые наблюдения, в рамках полемики, могу привести.
Итак, телевидение и культура.
Задача говорить о культуре довольно сложна. Ведь говорить придётся о состоянии дел такой общедоступной реальности, которую можно потрогать, увидеть и даже почувствовать на вкус. Т.е. об очень субъективном явлении, в большей степени зависимом от инструментов исследования, нежели от оценочных, экспертных методов. На основании этого я привожу следующее определение культуры.
Культура – не писаный план жизни в современном обществе; намерения людей действовать и взаимодействовать в соответствии со смыслами, которые они определяют для себя сами и вкладывают их на свой страх и риск.
Используемое мной определение культуры отвечает, на мой взгляд, дифференциации оснований и разновидностей действий, как отдельных людей, так и различных сообществ, и по смыслу, и по функциональностям, и по форме выражений.
Два десятилетия свободы и «безбарьерности»; 20 лет открытого разговора в новой истории. Сказано всеми всё, что хотелось сказать, и о прошлом, и о нынешнем. Что мы читаем? Что слушаем через динамики? Что видим на экране? Имена всем известы, названия передач и фильмов , слова песен и проч. Всё это вам известно. А что нам известно о культуре?
В этом комментарии у меня нет цели рассмотреть всю многогранность разноуровневых примеров, описывающих границы культуры. Сосредоточимся только на явлении влияние на которое определяет телевидение.
Наш человек – зритель. Он не просто виртуальный человек, о котором мы говорили уже. Наш человек живёт в пространстве телевидения. Потому, что оно определяет, что важно, что существенно. Наш человек сформировал общество зрителей. Но не в смысле, что мы смотрим, а в том, что мы ощущаем себя обществом, когда смотрим. Общество зрителей одного театра. Скорее, ТВ тут условно, это относиться ко многим образчикам, выступающими на «арене» в качестве притягивающих внимание зрителей. Но и притягательность эта – она разная, двойственная.
Все эти значения и образцы, обращаемые к массе, к тем кто «как все», с благодарностью принимаются теми, кто согласен быть «как все», ощущающими себя «как все», служат одному – рассеять внимание. Рассредоточить его, чтобы не оставалось времени на важное - созидание и творение. Т.е. погрузить человека в состояние, когда он уже не понимает: сон он видит или реальность. И в этой среде существуют некоторые точки призванные к собиранию внимания. Какая-либо книга, например, написанная в стиле концентрирующим внимание или использующая тему, концентрирующая внимание.
Не могу обойти события около последней Олимпиады. Поскольку свежо. Это и была такая точка концентрации внимания. Сбой дала только. Не получилось. Вернее, получилось, но не так как хотелось. Причина всех последующих скандалов и скандальчиков – не получилась точка концентрации внимания. Не получилось единения народа перед ТВ, как за 5 минут до наступления НГ, во время выступления Президента. И вот эти два режима: рассредоточения внимания и концентрации внимания задают ритм общественной жизни. Вернее иллюзию. Так же и в маркетинговом сообществе - те же самые «качели», та же иллюзия. Тот же театр на той же арене. И те же зрители. Общество зрителей.
В условиях этих реалий человек вынужден адаптироваться. Индивидуум пытается адаптироваться к постоянному распаду того большого здания общества, в котором он пытается жить. Одни уже нащупали некоторую основу, другие – живут в постоянном страхе, что завтра будет хуже. Весь этот «аттракцион» порождает процесс, как сказал Ю.Левада, понижающий адаптацию. Человек, с одной стороны, понижает требование к окружающей реальности: «И так всё неплохо. Мне что, больше всех надо? Я к этому не имею отношение», а с другой мы получаем процесс взаимодействия без действий. Такая вот конструкция общественной жизни: «У нас алиби – нас тут как бы нет. Нет, мы тут, но в стороне, посмотрим просто». «Куда-нибудь пост напишем, что мол, да всё плохо, но не так уж и плохо как все пишут. Живём же». Такой вот у нас Человек Виртуальный с Вами. Человек-зритель, говоря тем же левадовским языком. Как говорил один герой Шукшина: «Мы не мыслители, у нас зарплата не та». Вот такая антропология анонимности.
Два рассмотренных ранее режима: рассредоточения внимания и его собирания, опять расслабления и снова собирание задают ритмику понижающую адаптацию. Как гипнотическое покачивание кобры перед броском.
И в данной модели совершенно не имеет никакого значения низко-пробность или высоко-пробность телевидения. Основная задача телевидения - понижать адаптивность индивидуума. Что является одной из основ политического влияния и построения политической системы в обществе и государстве.
И следует признать-с этой задачей телевидение справляется блестяще!

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

17.12.2025 - 07:31
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация