Xerox мечтает о былой славе
В течение последних нескольких лет бывший лидер на рынке оборудования для офиса пытается выработать новую маркетинговую стратегию, для того чтобы вернуть себе былое лидерство. Пока, впрочем, безуспешноВ августе американская корпорация Xerox Corp объявила о завершении выпуска старших необеспеченных нот (senior unsecured note), на которых компания заработала 500 млн долларов. Как говорится в официальном пресс-релизе Xerox, эти средства будут направлены на "общекорпоративные нужды". По мнению независимых экспертов, в том числе эти деньги будут потрачены на сильно хромающую в последнее время маркетинговую политику компании. Пытаясь вернуть себе былое лидерство на рынке офисного оборудования, руководство Xerox Corp зачастую прибегает к маркетинговым ходам, которые только усугубляют и без того непростое положение компании. Причина таких ошибок, как утверждают аналитики, заключается в низком уровне корпоративного управления – Xerox по-прежнему живет "вчерашним днем" и считает, что славы изобретателя копировального аппарата достаточно для успешного ведения бизнеса.
В самой компании Xerox сейчас полны оптимизма: по итогам 2003 г. долг корпорации уменьшился с 14,2 млрд долларов в 2002 г. до 11,2 млрд в прошлом. Одновременно компания вернулась и к прибыльности – если в 2000 г. она продемонстрировала убыток в 273 млн долларов, то в 2003 г. прибыль Xerox составила 360 млн долларов. Между тем, если сравнить финансовые показатели Xerox с его конкурентами, они выглядят более чем скромно. Рыночная капитализация Xerox на начало августа составляла 11,4 млрд долларов, что существенно меньше, чем у конкурентов – Hewlett-Packard (60,7 млрд долларов), Canon (40,6 млрд) и Ricoh (13,9 млрд). В то же время, как отмечают аналитики, компания демонстрирует отрицательную динамику доходов: оборот Xerox в прошлом году уменьшился на 6,8%, в то время как у Canon этот показатель вырос на 20,4%, у HP – на 29,1%, а у Ricoh – на 16,2%. При этом конкуренты Xerox активно развиваются – в середине августа Ricoh, например, объявила о покупке подразделения корпорации Hitachi, производящего принтеры, что должно еще более усилить позиции компании в этом сегменте.
Существенное отставание признанного в прошлом лидера на рынке офисного оборудования от своих конкурентов эксперты связывают с серьезными просчетами в маркетинговой политике. Xerox, которому принадлежат такие изобретения, как копировальный аппарат и лазерный принтер, считая эти продукты "родственными", пытается закрепится во всех сегментах рынка оборудования для офиса. "Пока компания не добилась в этом особенного успеха, – сказал Алексея Сухенко, глава российского представительства компании Trout&Partners (ее основатель Джек Траут (Jack Trout) считается одним из ведущих специалистов в области маркетинга в мире). – От распыления усилий страдает восприятие Xerox как качественного бренда, что, по сути, то же самое, что и снижение самого качества". Как отмечает г-н Сухенко, Xerox исповедует в отношении своего бренда некий "производственный стиль мышления". "Компания считает бренд Xerox производственным активом и старается выжать из него все, что можно, – продолжает Алексей Сухенко. – Xerox пытается продавать под своим брендом очень широкий спектр товаров, однако, как показывает практика, такие попытки оканчиваются неудачей. Например, одна из крупнейших американских телекоммуникационных компаний AT&T раньше пыталась продавать под своим брендом компьютеры – так покупатели, для которых она ассоциировалась исключительно со связью, подходили и спрашивали: "А где у него трубка?". То же самое можно сказать и про бренд Virgin. Несмотря на харизму его основателя Джорджа Бенсона (у Xerox такого человека нет), дела у отдельных компаний, находящихся под этим "зонтичным" брендом, идут далеко не гладко".
О том, что причиной нынешнего отставания Xerox является неудачная маркетинговая политика, говорят и в крупной международной консалтинговой компании, ранее работавшей с американской корпорацией. "Руководство компании считает, что у них есть "супербренд", и они до сих пор используют слоган "мы научили мир копировать". В результате – несмотря на то, что бумажный документооборот постепенно сходит на нет – бренд Xerox у большинства потребителей по-прежнему ассоциируется с бумажным копированием и поэтому выглядит неким атавизмом на фоне современных цифровых технологий. Руководство компании не особенно пытается это как-то исправить и, более того, часто только усугубляет ситуацию, предпринимая крайне сомнительные маркетинговые шаги". Характерный пример приводит Алексей Сухенко. "Пытаясь сломать стереотип о том, что компания производит только копировальную технику, Xerox доходил до того, что выпускал рекламу под лозунгом "Этот Xerox не умеет делать копии" (This Xerox machine can’t make a copy). Так компания пыталась рекламировать свои компьютеры. Однако это оказалось неубедительным. Более того, такие объявления могли принести и вред: нетерпеливые читатели, увидев такой заголовок, могли решить, что у Xerox – технические проблемы".
Как отмечают эксперты, причина всех проблем Xerox связана с крайней "инертностью". Несмотря на то, что у Xerox есть очень серьезная научная база (недаром она была автором многих инноваций, начиная с копира и заканчивая мышью), компания в силу низкой эффективности корпоративного управления очень медленно внедряет их в производство. "С моей точки зрения, Xerox просто почивает на лаврах. Есть компании, которые добиваются успеха и идут дальше, а кто-то только вспоминает о былой славе", – говорит собеседник RBC daily в консалтинговой компании. При этом для того, чтобы удержать лидерство, компания прибегает к не совсем честным приемам. В 2002 г. Xerox оказался в центре коррупционного скандала: выяснилось, что за пять лет компания завысила свою прибыль в общей сложности на сумму в 6,4 млрд долларов. По всей видимости, для того, чтобы такие методы не замечали во властных структурах, Xerox активно помогает в США как республиканцам, так и их противникам – демократам. По данным авторитетной неправительственной американской организации Common Cause (главного борца с притоком корпоративных денег в политическую систему США), в период с 1995 г. по 2002 г. Xerox и аффилированные с ним лица пожертвовали республиканцам 143,5 тыс. долларов, а демократам – 124 тыс. долларов.
Хотя, как говорят эксперты, гораздо эффективнее Xerox бы смог решить свои проблемы, если бы просто обратил внимание на свою маркетинговую политику. "У Xerox есть уникальное преимущество в виде самого названия бренда – во всем мире говорят "отксерить" или сделать ксерокопию. Это и сила, и одновременно слабость, мешающая бренду расширяться. Компании надо добавлять другие подбренды к своему "зонтичному бренду" и выдвигать их на первый план – по аналогии с производителями автомобилей, вроде концерна Volkswagen, которому принадлежат Audi, Skoda и другие марки. Джек Траут говорит об этом чуть ли не в каждой своей лекции, но они почему эти бесплатные консультации не воспринимают", – говорит Алексей Сухенко.
Впрочем, в самой компании Xerox с такой точкой зрения не соглашаются. "Мы занимаем третье место по продажам лазерных принтеров (и соперничаем на этом рынке совсем не с японскими производителями), – сказал директор по маркетингу Xerox (Евразия) Константин Клейн. – На рынке промышленной печати за последние три года мы практически добились статуса отраслевого стандарта, а в консалтинговых проектах (в зоне своей специализации и в силу ее специфики) мы практически не встречаем конкуренции. Так что с угрозой "с Востока" вопрос уже не столь актуален. Мы тратим около 900 млн долларов ежегодно на R&D, но при этом начиная с 1992 г. на разработку новых копировальных аппаратов не тратится ни цента, все инвестируется в современные цифровые технологии. Мы первыми вывели на рынок офисные многофункциональные устройства, промышленные цифровые типографии, новые услуги по управлению документооборотом. В ближайшие несколько лет появятся технологии, существенно изменяющие привычные подходы к работе с документами, в том числе на основе беспроводных технологий и искусственного интеллекта. Все новейшие разработки компании проходят жесткий отбор на экономическую эффективность, а эффективность их внедрения является корпоративным приоритетом".
10.09.2004











Комментарии
Написать комментарий