Новости

Россиянам не хватает денег на книги

Россиянам не хватает денег на книгиКнижный рынок России прирастает на уровне 15% в год исключительно за счет повышения цен на книги: в ближайшие 2-4 года они достигнут европейского уровня 8-15 евро за экземпляр. По количеству наименований c 2006г. рынок РФ уже на уровне 100-110 тысяч (как в Великобритании 90-ых гг.).
При этом падение тиражей "достигло своего дна", - говорят эксперты. - 665,7 млн экземпляров по итогам 2007г.

Издатели и продавцы в заслугу рынка ставят ассортимент. Но не такой уж он огромный: на 25% выше, чем в 80-ых гг., а тиражи сегодня упали почти в 3 раза (в 1988г. - 1,8 млрд экземпляров для РСФСР). Да и номенклатура расширяется за счет гламурного чтива и эзотерики, констатируют эксперты.

"Для нас наиболее прибыльны развлекательная и прикладная литература, соглашается в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" гендиректор издательства "Эксмо" Олег Новиков. - Динамично развивается профессиональная литература: бизнес, бухгалтерия, юриспруденция". Но суммарные тиражи сегодняшней профессиональной литературы отличаются от советских: в 1986г. издательство "Наука" выпустило 2,24 тысяч книг общим тиражом 25,1 млн книг. Тиражи современной профессиональной литературы измеряются десятками тысяч.

Говоря о суммарных тиражах, эксперты констатируют "достижение дна". По словам О.Новикова, "тиражи находятся приблизительно на одном и том же уровне порядка 650 млн в течение 3 лет". Более насущной проблемой является рост цен на книги - 15% в год, который и формирует рост самого рынка. "Растут затраты на материалы (по мировым ценам), на типографские услуги, на гонорары авторов, - перечисляет гость "Сферы интересов". - Зарплаты сотрудникам. Плюс стоимость аренды - за 2007г. она выросла на 18-20%".

Многие издатели вообще бросают книгоиздание, переходя на печатание этикеток и глянцевых журналов. В условиях тотального подорожания полиграфического процесса не исключено и обращение к зарубежным типографиям, предупредил ранее в гостях "Сферы интересов" финансовый директор издательской группы "АСТ" Олег Бартенев.

По словам заместителя гендиректора сети магазинов "Московский дом книги" Натальи Юмашевой, с каждым годом все меньше людей приходит в магазины. "Основной вопрос наших покупателей: "Почему такие дорогие книги"?. Происходит падение продаж на 10-11% в год", - говорит генеральный директор этой сети Надежда Михайлова. Отметим, "Московский дом книги", который принадлежит правительству Москвы, вообще не повышает цены в последние 2 года.

Получается, что у граждан России даже при сохранении существующих цен на книги (хотя они растут на 15% в год) все меньше остается денег на их приобретение. Читательская аудитория сокращается: по опросам Российской национальной библиотеки, активными читателями назвали себя в 2006г. только 23% граждан, 37% признались, что вообще не читают книг.

Но рынок, объем которого более 2 млрд долларов в год, продолжает расти в денежном выражении. "Маржа до последних лет была на уровне 100%, сегодня на уровне 110-115%", - признается О.Новиков. Завышая цены ради такой высокой доходности, издатели просто лишают себя собственного хлеба в будущем, отучая людей от книги рублем. По итогам 2007г. доля читателей среди молодежи упала на 28%, подсчитали эксперты.

Отметим, уже сегодня книги - привилегия Москвы и 12 городов-миллионников. На долю столицы приходится более 85,1% совокупных тиражей издаваемых сегодня книг. То есть 10,45 млн москвичей (по официальным данным население г.Москвы) - 7,3% граждан России - потребляют 85% книг, остальные 131,8 млн россиян (92,7%) довольствуются 15% книг. Можно говорить о сегрегации населения по доступу к знаниям.

Среди причин, вызывающих сокращение книжной аудитории, иногда называют развитие Интернета. Но в это верится с трудом. По последним данным Мининформсвязи, с разной периодичностью пользуются Интернетом 25 млн россиян (около 18%). Правда, зарубежные статистики оценивают проникновение сети в России несколько выше - 19,8%, по данным Internet World Stats. Даже если предположить, что эти пользователи ежедневно читают книги "из Интернета", все равно оставшиеся 73% "не москвичей" и "людей без Интернета" довольствуются 15% бумажных книг.

Но и качественные показатели современного книгоиздания не радуют. Если в СССР самым издаваемым автором был Михаил Шолохов ("Тихий Дон"), то в РФ сегодня это Дарья Донцова, выпускающая по новой книге ежемесячно.

Остается добавить, на долю крупных издательств - "Эксмо", "АСТ", "Просвещение", "Дрофа" - сегодня приходится порядка 30% рынка России, происходит определенная концентрация бизнесов в связи с удорожанием полиграфического процесса, падением интереса к книге. Любопытно, что читатели остаются верны русскому слову. Так, авторами бестселлеров №1, по словам О.Новикова, являются "национальные авторы за исключением Д.Роулинг. В остальных странах бестселлерами являются все же авторы-американцы, даже во Франции и Британии".

РБК

31.03.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

17.12.2025 - 20:54
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация