25-й кадр ничего не решает
Таким образом, за шесть недель бизнесмен "обработал" 45 699 человек. В результате в кинотеатре продажи колы и попкорна выросли на 18,1 и 57,5 процента соответственно. Владельцы заведения молились на Вайкари. Он мгновенно прославился как автор методики новой "подсознательной рекламы".
Эта технология у нас и называется "эффектом 25-го кадра". На экране мы видим непрерывную плавную "картинку", но на самом деле она меняется с частотой 24 кадра в секунду. Если добавить еще один кадр, то человек его не заметит. Но, как утверждают многочисленные "специалисты", хоть глазами этот кадр не увидеть, но подсознательно мозг его отметит, запомнит и воспримет как руководство к действию. Мол, с помощью "25-го кадра" можно стимулировать потребительский спрос, избавляться от вредных привычек, да и вообще манипулировать сознанием человека.
Пропал кинотеатр
Первая часть истории с предприимчивым рекламным деятелем хорошо известна, однако не все знают, что случилось дальше.
- Вайкари развернул дело широко, - рассказывает специалист по рекламе Александр РЕПЬЕВ. - Создал фирму и предлагал солидным корпорациям свои услуги в использовании "подсознательной рекламы". На волне громкой славы он успел заработать состояние в 22,5 миллиона долларов, если считать по нынешним ценам.
Правда, свой чудо-проектор он никому не показывал, объясняя, что подал заявку на патент и пока опасается раскрывать все подробности.
Первыми об открытии Вайкари Америке сообщили журналисты. Они же первыми и засомневались в нем. Репортеры отправились на поиски кинотеатра, где тот проводил опыты. Газета Motion Picture Daily заявила, что он находится в городке Форт Ли (штат Нью-Джерси). Потом назывались и другие места. Удивленные хозяева кинотеатров недоуменно пожимали плечами - ни о каком Вайкари с его экспериментом они не слышали. Более того, кинозалы оказались настолько маленькими, что не могли пропустить 50 000 зрителей за шесть недель.
- Вскоре опомнилось и правительство, - продолжает Репьев. Возможность скрытно управлять человеком - вещь серьезная. Это уже не "попкорн с кока-колой", а манипулирование массами в масштабах страны. Например, во время избирательной кампании или в случае войны… Федеральная комиссия по коммуникациям затребовала Вайкари с его проектором в Вашингтон. Демонстрация новой чудо-технологии прошла в январе 1958 года. Присутствовали чиновники комиссии, конгрессмены, журналисты… Все закончилось конфузом изобретателя.
Зомбировали всю страну
А вскоре новый удар. Вайкари согласился публично провести эксперимент на всех телестанциях Canadian Broadcasting Company. На протяжении получасового шоу в "картинку" 352 раза вставлялось сообщение "позвони сейчас". Зрителей заранее предупредили, что на них будут воздействовать "подсознательной рекламой", но не сообщили, какой именно. Увы, никакого увеличения количества звонков как во время, так и после передачи зафиксировано не было. Вместо этого CBC получила тысячи писем, сообщающих о необъяснимых позывах взять банку пива, сходить в туалет, сменить канал и т. д. Ни один из написавших не отгадал настоящего сообщения!
Все закончилось, как и должно было. После того как Американская ассоциация психологов официально опровергла все утверждения Вайкари, он исчез. Исчезли и деньги со счетов его фирмы.
А точку в этой истории поставило патентное ведомство. Оказалось, что там никогда не слышали ни о патентной заявке Вайкари, ни о приборе для проецирования подсознательной рекламы.
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
Александр Павлович РЕПЬЕВ, еще будучи студентом МИФИ, в 1966 году попал в группу копирайтеров "Внешторгрекламы". Занимался изготовлением рекламы для советских внешнеторговых организаций. В конце 90-х годов стал директором по маркетингу компании Xerox. Именно он придумал для этой фирмы слоган "Мы научили мир копировать". Сейчас президент консалтингового агентства Mekka Consulting. Автор книг "Мудрый рекламодатель" и "Маркетинговое мышление и клиентомания"".
kp.ua
27.09.2007
Комментарии
Написать комментарий