Консалтинговый "супермаркет"

По мнению известного американского ученого в области мировой теории экономики и менеджмента Дэвида Тиса, "мы живем в эпоху, когда материальные активы больше не являются источником конкурентного преимущества. Эта роль переходит к нематериальным активам, таким как знания".
Консалтинг – деятельность, которая предусматривает получение заказчиком важной информации. И если, например, в таких сферах, как IT-технологии и финансовое сопровождение, он стал необъемлемой частью бизнеса, то в других областях эта услуга только появляется. Например, всё больше руководителей интересуются полезной информацией в сфере связей с общественностью, управления предприятием, организации производства и сбыта товаров.
Интерес к консалтингу сопровождается и увеличением числа компаний, которые оказывают данные услуги. И здесь в последнее время наблюдается интересная тенденция. Полезные знания предоставляют не только отраслевые фирмы, как это было раньше, но и организации из совсем других областей деятельности: агентства по подбору персонала, риэлтерские компании, юридические конторы и многие другие.
Практика в теории
Эксперты кадрового рынка отмечают, что причина "увлечения" непрофильных фирм консалтингом – это, прежде всего, сложность и своеобразие многих сегментов современного бизнеса. Поэтому разумным выглядит подход, когда подобные услуги начинают оказывать те, кто давно работает в определенной сфере. Преимуществом сотрудничества с такой компанией является ее узкая специализация. Фирма отслеживает все изменения в отрасли и эффективно на них реагирует. Кроме того, она инвестирует в совершенствование собственных технологий, методологий, а также в свой персонал.
Человеческие ресурсы – наиболее сложный в бизнесе "объект" для управления. По каким законам формируется успешная команда? Как оптимально мотивировать специалистов? Ответить на эти вопросы менеджменту фирмы непросто. Именно поэтому, по мнению экспертов, клиенты стали обращаться в кадровые компании не только в поисках персонала, но и за профессиональным советом.
По словам рекрутеров, консультирование клиента начинается еще до момента начала поиска сотрудников, а затем "вырастает" в настоящие партнерские отношения, основанные на доверии: "Часто работодатели не совсем четко определяют свои требования к соискателям. В процессе переговоров мы выясняем сложившееся на предприятии положение дел, особенности корпоративной культуры, мотивации персонала. И зачастую в ходе нашей работы у руководителей появляется правильное видение проблемы. В свою очередь, мы в результате таких контактов узнаем больше о стратегии развития предприятия, что помогает конкретнее формулировать требования к соискателю. На этом наше консультирование не заканчивается. Ведь специалисты агентства занимают экспертную позицию в вопросе кадровой политики организации. Иногда рекрутер настолько понимает потребности заказчика – настоящие и будущие, что даже при отсутствии заказа рекомендует интересного соискателя на определенную вакансию в компании".
Кроме того, осуществляется консультирование по отдельным вопросам, например, аттестации персонала. "В данном случае, например, возникает множество нюансов, связанных с самим проведением процедуры, - комментирует эту ситуацию консультант кадрового центра Ольга Рыбалова. - Обратившись за консультацией в агентство, фирма получает пакет документов, разработанных в соответствии с современными нормами: "Положения об аттестации", требования к должности, приказы, оценочная и сводная ведомости, протоколы, списки вопросов, кейсы и т.д.".
Сложно управлять не только людьми, но и недвижимостью: консалтинг "расцвел" и в данной сфере. В феврале этого года ведущая российская компания "МИЭЛЬ-Недвижимость" начала оказывать услугу управления портфелем частных активов "Private Property Management" (РРМ). Ее суть не только в текущем управлении финансами, но и в выработке комплекса мер (касающихся учета, налогообложения, взаимоотношений с арендаторами и госструктурами) по наиболее эффективному использованию недвижимости на базе глубинного анализа.
Специфика услуги РРМ проявляется как в ориентации на особый слой собственников нежилых помещений (успешных бизнесменов, не имеющих времени, опыта или желания постоянно заниматься своими объектами), так и в объектах недвижимости, являющихся для клиентов непрофильными. Причем к этой категории могут быть отнесены активы не только частных лиц, но и небольших компаний (или их руководителей), чей основной бизнес не связан со сферой недвижимости.
Среди перспективных направлений можно назвать и интернет-консалтинг. По последним данным опросов фонда "Общественное мнение", численность российской аудитории в этом сегменте достигла 23,8 млн. Интернет становится важнейшим инструментом повышения известности компании и увеличения объемов продаж товаров и услуг. А потому многие организации проявляют интерес к этому виду консалтинга. Так, компания IBM тоже решила развивать данное направление услуг в Восточной Европе. В рамках Интернет-консалтинга предполагается оценка сайтов по таким критериям, как информационное наполнение, функциональность, удобство использования, дизайн, техническая реализация. Кроме того, разрабатывается стратегия развития интернет-проекта.
Как видим, в большинстве случаев причина появления новых услуг в "обойме" компаний, ранее не имевших к консалтингу прямого отношения, это, прежде всего, накопленные знания и опыт узкопрофильных организаций.
Во всем "виноват" клиент?
На рынке консалтинга успешно развиваются как специализированные фирмы, так и оказывающие комплексные услуги. Практически 30% сегмента "знаний" занимает IT-консалтинг (см. Диаграмму 1). Автоматизация всех сфер деятельности российских компаний продолжается, а значит, и спрос на сопутствующие услуги растет. К ним, как правило, относится управление технологиями, анализ и построение систем информационной безопасности, развитие инфраструктуры, а также дальнейшая поддержка и сопровождение организации.
Наряду с данным направлением, комплексный подход, например, компании Energy Consulting, включает аудит, консалтинг - налоговый, бухгалтерский, стратегический, юридический, а также сегменты корпоративных финансов, международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), риск-менеджмента и т.д.
Ирина Сухова, вице-президент аудиторско-консалтинговой компании "ФБК", считает, что если потребности клиента не ограничены одной услугой, то для него будет предпочтительнее работа с многопрофильной компанией. У такого сотрудничества есть несколько плюсов.
"Во-первых, это повышение эффективности проекта за счет прямого или косвенного снижения стоимости работ. Под прямым снижением здесь понимаются скидки от объема, предоставляемые многими компаниями, и/или сокращение количества времени, затрачиваемого специалистами исполнителя на проект, и, как следствие, снижение цены при повременной оплате. Возможность такой оптимизации достигается за счет работы консультантов единой командой, что позволяет избегать дублирования при изучении имеющейся информации и подготовке выводов", - говорит Ирина Сухова.
Также, по словам специалиста, комплексный консалтинг дает более высокие гарантии сохранности информации. Ведь для того, чтобы выполнить работу, специалист нуждается в получении большого массива информации, в том числе конфиденциальной. Чем шире круг поставщиков, тем большему количеству людей заказчик должен ее раскрывать и тем труднее гарантировать сохранение конфиденциальности.
Еще одна тенденция комплексности в сфере нематериальных активов – появление отраслевых холдингов (объединения компаний). В этом случае у его участников есть возможность предоставить широкий спектр услуг. И они располагают очевидными конкурентными преимуществами за счет расширенного доступа к ресурсам: базам, клиентам, опыту, технологиям.
Вице-президент компании "PRADO Банкир и Консультант" (Москва) Святослав Павлов считает, что наличие стратегических партнеров позволяет реализовывать крупные портфельные проекты и позиционировать себя как консалтинговый "супермаркет". Вместе с тем, директор компании "Партнер Бизнес Консалтинг" (Красноярск) Александр Шубин напоминает и об угрозах таких альянсов: например, возможность недружественного поглощения квалифицированного персонала своего партнера.
Таким образом, инициатива консалтингового "супермаркета" исходит не только от тех, кто предоставляет данные услуги, но и от самих клиентов. "Стоит отметить, что заметно меняются мотивы, которые заставляют заказчиков прибегать к услугам консалтинговых компаний. Если ранее фирмы обращались к консультантам в основном за отдельными узкими услугами "для наведения порядка в финансах" (например, постановка системы бюджетирования, управленческого учета и пр.), то сейчас все более востребованными становятся комплексные проекты по построению "правильной" финансовой функции компании, включая все области финансового управления. Целью таких проектов чаще всего служит последующая автоматизация компании, подготовка бизнеса к продаже, слияния и поглощения, выход на IPO и т.д.", - рассказывает Дмитрий Садков, директор департамента управленческого консалтинга фирмы "IBS".
В ближайшие годы все мы, по всей видимости, станем свидетелями больших изменений на рынке консалтинга. Уже сейчас можно отметить две тенденции в этой сфере. С одной стороны, есть вероятность, что скоро для любой компании, независимо от ее специализации (будь то строительство или разработка интернет-сайтов), консалтинг станет составляющей бизнеса. Это, в свою очередь, приведет к еще большей дифференциации услуг со стороны узкопрофильных фирм.
С другой стороны, в целях выживания будет наблюдаться процесс глобализации консалтинговых компаний для обеспечения всех бизнес-потребностей современных организаций. В конечном счете, учитывая, что свои плюсы и минусы есть у обоих подходов, клиент будет делать выбор, исходя из реально стоящих перед ним проблем.
Кроме того, следует отметить и динамику сегментов внутри самого рынка нематериальных активов. Интересы заказчика в отношении отдельных видов консалтинговых услуг диктуют увеличение спроса на них. "Барометром" в данном случае выступает европейский рынок, традиционно немного опережающий российский.
На сегодняшний день на Западе спрос на IT-консалтинг быстро сокращается, а в России это направление по-прежнему занимает большую часть. То есть российские компании активно внедряют разнообразные программные решения для облегчения управления бизнесом. Но в будущем, когда руководители автоматизируют необходимые процессы и придут к пониманию того, что не все их проблемы решаются с помощью информационных технологий, они обратят внимание на другие составляющие эффективного менеджмента. Уже сейчас мы видим, как набирают обороты новые сегменты в области консалтинга – финансовое сопровождение, управление проектами, стратегическое планирование и управление персоналом.
Диаграмма 1.
Структура рынка консалтинговых услуг в 2006 году (без компаний "большой четверки"), %

10.09.2007











Комментарии
Написать комментарий