Статьи

Битва титанов

Битва титановСоздав пакет онлайновых офисных приложений, компания Google открыто вторгается на территорию Microsoft. Этот проект – лишь часть масштабной тенденции, в результате которой модель продвижения ПО на мировом рынке кардинально изменится.
В начале 2007 года на рынке офисного ПО произошло давно ожидаемое, но от этого не утратившее важности событие. Когда начались продажи операционной системы Windows Vista и пакета Microsoft Office 2007, корпорация Google запустила онлайновый офисный сервис Google Apps. Эта новость поставила точку в споре о том, какой будет дальнейшая стратегия Google. Если в первые годы своей работы компания ориентировалась на конечных потребителей, создавая поисковую машину, электронную почту нового поколения, интерактивные карты и прочие сервисы, то сейчас она все активнее движется в бизнес-сектор, продвигая продукты для корпоративных клиентов.

Запуск Google Apps окончательно подтвердил готовность интернет-компаний конкурировать с традиционными вендорами ПО. И даже если Apps не станет реальной угрозой бизнесу софтверного монополиста Microsoft, очевидно, что прежние методы завоевания успеха на рынке ПО уходят в прошлое. Вполне вероятно, что связка Windows и Office, стремительно продвинувшая Microsoft в лидеры этого рынка, в обозримой перспективе утратит свою эффективность, а ее место займет более гибкая и универсальная бизнес-модель.

Конструктор Google

Google Apps – асимметричный ответ пакету Office от Microsoft. Ключевое слово – "онлайн": Apps, в отличие от Office, работает исключительно через интернет, без установки на компьютер пользователя. Получить доступ к файлам и приложениям можно с любого ПК, имеющего выход в сеть. Базовая версия Apps бесплатна, а "продвинутый" вариант (в него включены постоянная техподдержка и инструменты интеграции пакета с корпоративными приложениями) обойдется в 50 долларов в год за каждое рабочее место.

Google сообщил, что новый пакет уже проходит тестирование в Procter & Gamble и General Electric, но понятно, что основная аудитория Apps распадается на две группы. Во-первых, это "домашние" пользователи, имеющие бесплатный доступ к пакету, они будут получать привязанную к контенту рекламу. Во-вторых, это малый и средний бизнес, который будет платить за надежность и дополнительные сервисы. И если частные лица – традиционные потребители продуктов Google, то предложение, адресованное корпоративным клиентам, нельзя не воспринимать как конкуренцию с Microsoft Office.

Примечательно, что приложения, вошедшие в состав Google Apps, не отличаются радикальными новациями. Это программы для офисной работы – текстовый редактор, электронные таблицы, органайзер – и для коммуникаций (электронная почта, обмен сообщениями, управление веб-сайтом). У любой из них на рынке найдется масса аналогов, в том числе и более функциональных. Но в случае Apps ставка сделана как раз на осознанное ограничение функциональности. Согласно многочисленным исследованиям, богатый потенциал того же Microsoft Office используется в среднем на 10-20%. Учитывая это обстоятельство, создание недорогого и простого в освоении продукта, включающего только самые востребованные функции, можно считать верным маркетинговым ходом.

Впрочем, такой подход к сегментации рынка – опять-таки не заслуга Google. Независимые разработчики уже давно предлагают упрощенные аналоги Office от Microsoft, самый известный – бесплатный OpenOffice.org. На эти продукты есть устойчивый спрос, хотя в масштабе всего рынка он незначителен. Поэтому Google сделал ставку не на продуктовые инновации, а на модель конструктора – собрал интересные рыночные идеи и построил из них собственные решения.

Закон сервиса – закон рынка

Впрочем, Google предложил не просто удобный набор приложений, а интегрированную систему нового типа. Apps – это последовательная реализация модели "программа как сервис" (Software as a Service, SaaS), предполагающей аутсорсинг всех функций по установке и обслуживанию ПО.

Традиционная "коробочная" модель предполагает, что пользователь покупает диск с программой, самостоятельно ее устанавливает и настраивает, иногда он вправе ее доработать. В модели SaaS софт существует лишь на серверах поставщика, данные находятся там же. В итоге пользователь получает не программный продукт, а услугу по обработке информации. Концепция SaaS актуальна именно для корпоративного использования (хотя интересна и частным лицам): небольшая фирма может вообще отказаться от организации собственной сети. Достаточно поставить в офис компьютеры с широкополосным доступом к интернету, а управление документами, почтой и прочими данными поставщик организует на своем оборудовании.

Недостатков у онлайновых офисных приложений, конечно, немало; это и естественные ограничения веб-технологий (проблемы с печатью, скоростью обработки данных и другие), и возникающие вопросы относительно конфиденциальности данных, которые находятся на серверах аутсорсера, не говоря уже о том, что файлы пользователей могут оказаться недоступными  при отключении интернета. И все же идея SaaS радикально меняет представление о программном обеспечении, не только в смысле потребительских свойств, но и с точки зрения доработки, создания новых версий. Эти процессы становятся на порядок быстрее и проще, что обостряет конкуренцию на рынке.

Как пошатнулась монополия

Microsoft в этой игре неожиданно для себя оказался в роли догоняющего. В 1990-е годы корпорация выиграла "войну браузеров", обеспечив монополистическое положение своему Internet Explorer, создала популярный портал MSN и почту Hotmail, число пользователей которой сегодня превышает 260 млн. Однако она упустила момент, когда на рынок вышли Google и другие веб-игроки нового поколения. Гиганты ИТ-рынка, такие как Microsoft или Yahoo!, ни на минуту не допускали мысли, что какой-нибудь стартап может составить им конкуренцию. Но именно так и произошло: Google за два-три года превратился в поисковый сервис номер один, а в 2006 году стал лидером рынка интернет-рекламы в США, оттеснив Yahoo! на второе место.

Microsoft, пожинавший плоды успеха своих решений для бизнес-клиентов, на успех конкурента отреагировал слишком поздно. Только в 2004 году компания запустила собственную поисковую службу MSN Search и лишь в 2006 году – систему контекстной рекламы. "Технология поиска Google оставила разработки Microsoft далеко позади", – констатировал в служебной записке конца 2005 года технический директор Microsoft Рэй Оззи. И несмотря на значительные ресурсы, вложенные с тех пор в развитие веб-проектов, результат пока скромен – в январе 2007 года MSN, по данным агентства AC Nielsen, заняла лишь 10,6% рынка поисковых услуг США (у Google – 53,7%, у Yahoo! – 22,7%). В последнем квартале 2006 года онлайновые сервисы Microsoft оставались убыточными и облегчили бюджет компании на 155 млн долларов.

Во многом это отставание связано с тем, что Microsoft все еще остается "платформенным" бизнесом, в основе которого лежит операционная система (ОС) Windows. Монополистические позиции корпорации на рынке ОС – одновременно и благо, и проклятие. С одной стороны, утверждение Windows в качестве стандарта де-факто побуждает независимых разработчиков создавать продукты под эту ОС и тем самым еще больше укрепляет ее позиции. Кроме того, успех платформы обеспечивает устойчивый сбыт всему ассортименту корпоративных продуктов, от флагманского Office до ERP-системы Microsoft Dynamics. Компания предлагает мощные средства для их интеграции и унифицированный интерфейс, снижая издержки клиентов.

С другой стороны, многие из этих преимуществ действенны лишь до тех пор, пока сохраняется монополия платформы Microsoft. До последнего времени интернет-компании ориентировались на производство контента, а не на сервис: их продукты лишь дополняли приложения Microsoft, а значит, зависели от Windows. Более того, расширенная функциональность этих продуктов усиливала мощь самой платформы. Однако Google продемонстрировал, что создание кросс-платформенных интернет-решений, эффективных в любой ОС, подрывает монополию Windows. Разработчики теперь могут активнее обслуживать пользователей альтернативных платформ и даже создавать собственные квази-платформы, как это делает Google – многие компании выпускают дополнения и надстройки для ее базовых решений.

Меж двух огней

Сегодняшняя позиция Microsoft в отношении интернета неоднозначна. С одной стороны, объем уже проведенных и текущих разработок для Windows и Office ограничивает возможность маневрирования и корпорация не может быстро перескочить от своих традиционных продуктов к веб-сервисам. Именно поэтому ее представители часто говорят, что возможности интернет-технологий ограничены и на их базе нельзя создать продукты, способные заменить Office. По мнению специалистов Microsoft, "будущее программного обеспечения – это комбинация приложений-клиентов (оффлайновых. – А.Ш.) и интернет-сервисов".

Согласно этой идеологии, интернет-проекты должны не заменять, а дополнять основные продукты компании, как это делает запущенный в прошлом году Office Live (он, как и Google Apps, адресован небольшим компаниям). Пакет не дублирует в онлайне привычные офисные приложения, он содержит систему управления веб-сайтами и электронной почтой, органайзер, бухгалтерскую программу, инструменты для рекламных кампаний.

Однако для Microsoft недостаточно просто сохранить позиции на рынке корпоративного и домашнего ПО. Компании критически важно удержать лидерство во всех основных сегментах ИТ-рынка – от этого сегодня зависят развитие и ценность корпоративного бренда, популярность платформы Windows. Поэтому, как заявляет глава Microsoft Стив Балмер, сейчас создание онлайновых услуг – номер один в списке инвестиционных приоритетов компании; в 2007 году вложения в это направление возрастут на 2-2,5 млрд долларов. Пока речь идет о концентрации на поисковых системах и средствах информационной безопасности. Microsoft отрицает, что будет выводить свои офисные продукты в онлайн. Но некоторые эксперты считают такую экспансию следующим шагом. По мнению старшего директора по информационным технологиям бизнес-школы Wharton Кендалла Уайтхауса, компания может продавать стандартный набор функций в рамках привычной модели, а дополнительные возможности – по подписке в виде веб-сервисов.

Большой шанс

Исход борьбы между Google и Microsoft пока сложно прогнозировать. Одна компания стремится занять территорию другой, при этом обе идут с разных рынков, где они добились практически монопольного статуса. Результаты их конкуренции будут определяться как динамикой спроса на корпоративное ПО, так и конъюнктурой интернет-рынка, темпами накопления критической массы веб-сервисов. Сегодня можно лишь приблизительно оценить преимущества и слабые стороны конкурентов.

Важное преимущество Microsoft – это платформа Windows, на которой работает большинство компьютеров в мире, а также сильные позиции в других секторах ИТ-рынка, включая ERP- и CRM-системы. Это все еще динамичная и активная компания, тратящая огромные средства на разработки. Основная проблема Microsoft состоит в том, что рано или поздно ей все равно придется перестраивать подход к разработке своих продуктов, так как актуальность концепции Software as a Service неуклонно растет. Возможно, компания сможет пройти этот переходный период без больших потерь, тесная интеграция оффлайновых и онлайновых разработок позволит ей более гибко подстроиться под запросы клиентов и выстроить вариативную ценовую политику.

На стороне Google прежде всего ее успех на рынке интернет-поиска и рекламы. Она может вести наступление на Microsoft, оставаясь интернет-компанией, то есть сохраняя свою ключевую компетенцию. Google успешно конкурирует с другими ИТ-корпорациями за лучшие кадры, а пробелы в продуктовой линейке оперативно восполняет за счет покупки веб-стартапов. Но неизвестно, долго ли компания сможет финансировать за счет своих рекламных доходов проекты, пока не обещающие большой прибыли, несмотря даже на концептуальную глубину.

Впрочем, глава компании Эрик Шмидт регулярно отрицает само намерение конкурировать с создателями Office. Возможно, успешная конкуренция с гигантом софтверного рынка действительно является только побочной задачей Google, а его главная  цель – изменить ожидания потребителей. Google стремится показать, что можно не покупать программу в коробке, а получить ее дешевле или вообще бесплатно в виде веб-сервиса. И шанс создать базовую платформу для таких сервисов куда интереснее, чем перспектива стать одним из множества разработчиков, пусть даже твой продукт будет интересен и востребован. Поэтому сегодняшним лидерам софтверного рынка стоит пошевелиться. Изменение потребительского поведения – конечно, перспектива минимум пяти-десяти лет. Но эти годы могут пролететь совсем незаметно.

Антон Шириков
expert.ru

01.06.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

18.12.2025 - 02:58
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация