Интервью

"В 2007–2008 гг. будет развитие российского рынка печатных СМИ" - Александр Оськин

Продолжая тему подведения итогов ушедшего года и прогнозов на год наступивший, в этом номере "КП" попросил рассказать о своем видении процессов, происходящих на рынке печатных СМИ и дистрибуции председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александра ОСЬКИНА.

– Александр Владимирович, какие события, случившиеся на медиарынке в прошедшем 2005 году, можно назвать наиболее значимыми?

– В ушедшем году рынок печатных СМИ и распространения продолжил интенсивно развиваться, появилось большое количество новых изданий. В 2005 году, в среднем, за один день проходили регистрацию около 20 газет и журналов. При этом уровень доходности рынка практически не изменился.

Общее количество наименований периодических печатных СМИ за 2005 год выросло на 10%, но при этом общий объем продаж увеличен не был. Полагаю, что количество новых изданий в 2006 году будет продолжать расти, вырастут и объемы продаж. Если в 2005 году общий тираж газет составил 8,65 млрд. экз., а журналов – 620 млн. экз., то в 2006 году, по нашим оценкам, эти цифры составят соответственно около 8,72 млрд. экз. и 645 млн. экз.

Особо нужно отметить тот факт, что наряду с увеличением количества издаваемой прессы заметно повышается и ее качество. Это касается как полиграфических характеристик, так и содержания. Кроме того, отмечается изменение динамики спроса: богатеющее население предпочитает покупать более качественную во всех смыслах этого слова прессу. Соответственно, спрос на бульварную, развлекательную, дешевую периодику уменьшается.

– В 2005 году власти Москвы и Санкт-Петербурга подготовили ряд документов, способствующих развитию рынка дистрибуции. Какова ваша оценка действий властей?

– Мы считаем это знаковым, положительным явлением, поскольку оно оказывает влияние и на российский рынок распространения прессы в целом. Рынок Москвы и Санкт-Петербурга пока еще сильно отстает от уровня развития европейского рынка, но мы видим, что уже взят курс на соответствие мировым стандартам. В Питере и Москве были сделаны разные акценты. Так, губернатор Ленинградской области Валентина Матвиенко считает, что распространение прессы должно быть связано с обеспечением стандарта жизни петербуржцев. В Москве было решено в три раза увеличить количество торговых объектов и добиться "шаговой доступности" прессы для столичных жителей. Надеемся, что эти программы будут реализованы и остальные регионы тоже будут ориентироваться на эти принципы.

– Как один из руководителей ведущей в отрасли общественной организации, поделитесь – с какими результатами закончила прошлый год АРПП?

– За прошедший год был сделано довольно много. Значительно выросла членская база ассоциации, чему во многом способствовало вступление в АРПП ФГУП "Почта России". Сегодня мы представляем более трех четвертей рынка распространения страны. Авторитет АРПП укрепился, что позволяет нам еще лучше помогать и содействовать членам ассоциации в решении различных вопросов.

Из крупных мероприятий, проведенных АРПП, хотелось бы отметить семинары в Турции и Египте, на которых присутствовали представители практически всех крупных издательств и распространительских структур России.

В 2005 году АРПП стала членом международной организации DISTRIPRESS и приняла участие в юбилейном 50-м съезде этой организации во Франции.

Нам удалось многого достичь на рынке подписки РФ: АРПП принимала активное участие в процессе его стабилизации, сокращении нецивилизованных форм конкуренции, а также оказывала содействие "Почте России" в процессе внедрения современных технологий и оптимизации тарифов на доставку печатной продукции. Мы направили ряд писем президенту РФ, правительству и Государственной думе и получили подготовленный по поручению президента страны позитивный ответ от Министерства связи, в котором выражалось согласие с нашими инициативами, связанными с разработкой государственной целевой программы по поддержке института подписки.

– Каковы прогнозы АРПП по поводу дальнейшего развития медиарынка?

– Мы считаем, что в 2007–2008 годах будет происходить активное развитие российского рынка печатных СМИ, что приведет к росту числа торговых объектов по продаже прессы. Если сейчас в Москве 2 120 киосков, то к 2008 году ожидается рост торговой сети до 4 000 объектов. Также мы прогнозируем и рост числа супермаркетов, торгующих прессой. Сегодня в Москве на миллион жителей приходится 42 супермаркета, в целом по России – десять, а, например, в Восточной Европе – 112 супермаркетов. Полагаем, что только в Москве через два года будет работать 2 500 супермаркетов (сегодня – 1 300), что, соответственно приведет и к увеличению объемов продажи прессы в этих торговых сетях. Уже сегодня продажа прессы составляет до 2% от оборота столичных супермаркетов, а это очень хороший показатель.

На рынке подписки, напротив, сегодня наблюдается стагнация по ряду объективных и субъективных причин. В процессе подписки задействованы три стороны – почта, издатель и подписное агентство, и все они должны предпринять различные меры для улучшения ситуации. В некоторых регионах страны почта снизила тарифы на доставку прессы, а издатели здесь не только не снизили, но, напротив, увеличили свои отпускные цены. Учитывая такие действия издателей, сложно ожидать эффективного развития рынка подписки. В Европе подписные цены всегда меньше розничных. Многие западные издательские дома вкладывают огромные средства в поддержание института подписки, только один ИД "Бауэр" ежегодно тратит до 40 млн. евро в этих целях. Российские издатели не могут похвастаться подобными акциями, за исключением, пожалуй, только ИД "Спид-Инфо", который выделяет в год $1 млн. в целях развития и сохранения подписки. Если нам удастся добиться разработки и принятия федеральной целевой программы по развитию института подписки, то мы прогнозируем значительный рост подписных тиражей. Самый дорогостоящий этап в подписке – это доставка прессы, от почтового отделения до почтового ящика, и если бы государство смогло финансировать этот процесс, то объем подписных тиражей значительно вырос.

Это очень важно, ведь именно подписка формирует единое информационное пространство в стране.

К тенденциям 2006 года я бы отнес увеличение доли корпоративной, редакционной подписки и объема региональной прессы.

Еще одним важным направлением, которое должно активно развиваться, мы считаем рынок логистических услуг. Полагаем, что логистика будет развиваться в том же направлении, что и в Восточной Европе. Надо понимать, что перевозка печатной продукции имеет принципиальное значение. Этот процесс необходимо регулировать, бороться за снижение тарифов и повышение скорости доставки. Мы ожидаем рост спроса на логистические услуги, увеличение их перечня и рост их себестоимости. Также ожидается выход на отечественный рынок зарубежных компаний, специализирующихся на оказании логистических услуг. В целом будет происходить укрупнение логистических операторов, а малые предприятия будут постепенно уходить с рынка. Определенной трансформации подвергнутся и оптовые продажи, в области которых сегодня наблюдаются кризисные явления. Оптовое звено имеет низкую рентабельность, что мешает его развитию, поэтому этот сегмент рынка будет постепенно перемещаться в область логистики и расширять свою деятельность в регионах. В неизбежном сочетании оптово-розничной торговли будут применяться различные формы консалтинговой работы.

Постепенно будет меняться и формат магазинов. Если посмотреть на европейские тенденции, то можно отметить, что, с одной стороны, появляются крупные магазины, торгующие прессой, книгами и другими носителями информации, а с другой – развиваются мелкие торговые объекты, доступные большинству населения. В этом плане показателен опыт Германии, где прессу можно купить даже в булочных, цветочных магазинах и т.д. Там общенациональная система продажи периодики заменяет киосковую систему. Российский рынок тоже ориентируется на эту тенденцию. Так, постановление правительства Москвы рекомендует всем магазинам, имеющим площадь более 300 кв.м, иметь в ассортименте газеты и журналы.

– А как насчет выработки и принятия единых правил игры?..

– Я считаю, что российский медиарынок должен в ближайшем будущем выработать единые правила игры. Возмутительно, что рынок до сих пор деформирован разными условиями сотрудничества издателей и дистрибьюторов. Мы никак не можем придти к единым правилам и нормам, и это дестабилизирует ситуацию. АРПП будет добиваться формирования и применения единых правил игры для всех участников медиарынка.

Деформация рынка происходит и в области ценовой политики. Например, в сети "Метрополитеновец" обработка одного экземпляра газеты составляет 6 руб. Если при этом издатель хочет продавать свою газету по 5 руб., то возникает вопрос – как он предполагает это делать? Эту проблему необходимо решать с помощью диалога, но, в принципе, я считаю, что издатель должен иметь право устанавливать конечную цену на свою продукцию, если он готов компенсировать распространителю его затраты, как это делается за рубежом. В противном случае ценой управлять невозможно: никто не будет заниматься благотворительностью. В этом смысле хорош закон о СМИ, действующий в Польше, который гласит, что нет никаких ограничений по продаже прессы, кроме экономических. Процесс торговли – это процесс рыночный, и тут не место идеологии, тут важны только рыночные отношения.

Хотелось бы, чтобы наступивший год стал переломным для российского медиарынка в плане выработки отраслевых норм сотрудничества издателей и распространителей.

– Каковы планы АРПП на 2006 год?

– Наши планы касаются нескольких аспектов.

Первое – это меры по регулированию рынка. У нас создано около десяти рабочих групп по различным актуальным проблемам, и надеюсь, что в нынешнем году эти группы активно включатся в процесс регулирования рынка.

Второе – это совершенствование законов Российской Федерации, которые сегодня иногда просто мешают эффективному развитию отрасли. Например, существующий закон об НДС тормозит развитие подписки. Для медиарынка НДС должен быть единым, льготным и сквозным, и эту задачу необходимо решать. Также важно решить вопрос о налогообложении нереализованной продукции. Проблемы есть и в бумажном сегменте рынка, в области полиграфии и т.д., и их надо решать на федеральном уровне.

Третий аспект деятельности АРПП связан с изучением и пропагандой отечественного и зарубежного опыта. Мы планируем проведение около десяти крупных международных мероприятий – семинаров, стажировок, поездок наших специалистов за рубеж. Два наших принципиально важных традиционных семинара, которые по сути уже стали отраслевыми форумами, – это семинар в Египте (апрель) и еще один семинар, который будет приурочен к юбилею АРПП. Также АРПП планирует принять участие в 51-м конгрессе DISTRIPRESS, который пройдет в октябре в Барселоне. В рамках этого конгресса мы предполагаем обсудить с зарубежными партнерами вопросы регулирования рынка. Кроме того, АРПП получила приглашения от коллег из Индии, Китая, Канады для участия в различных мероприятиях. Надеюсь, что эти семинары помогут нам решить многие общие проблемы

Елена Балашова
"Курьер печати" №1/2006

17.01.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.05.2024 - 04:26
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация