Статьи

Средний класс как сложная мифологема

Сегодня слова о российском "среднем классе" мелькают очень часто. При этом говорящие о нем делятся в целом на два больших лагеря. Первые сетуют на то, что "средний класс" все никак не появится, и усматривают в этом трагедию реформенной России. Вторые утверждают, что "средний класс" уже сформировался, но мы просто не определили пока его границ и "штатного состава". Все сходятся в одном: "средний класс" - это принципиально важно.

Ему начинают приписывать если и не сверхъестественные способности, то уж по крайней мере заведомо противоположные черты. Средний класс выступает и как проводник "подлинных" реформ, и как их прямое наследие, результат. Он выступает как мощный двигатель преобразований и в то же время как гарант стабильности, устойчивости в обществе. Это сила, которую следует всячески активизировать, и одновременно широкая платформа, на которую можно опереться1. Причем, нередко об этом говорят одни и те же люди - просто, через запятую. Возникает образ социальных слоев, которые смогут буквально все и сразу: налоги заплатят по высшей мере и одновременно поднимут эффективный спрос на потребительских рынках, разовьют собственный малый бизнес и обеспечат прилив желанных инвестиций. А вдобавок, и проголосуют за нужные политические фигуры.

Что же скрывается за красивой вывеской "Добро пожаловать в средний класс!", кто принадлежит к среднему классу (или надеется принадлежать)? Если речь идет о чисто экономическом толковании - например, о слоях со средней величиной доходов или средним уровнем материальной обеспеченности, - то вопрос о среднем классе превращается в счетно-статистическую проблему и на "высокую идею" это никак не тянет. К тому же проблема о возникновении среднего класса в данном случае "решается" сама собой: полюсов без середины в подобных распределениях никогда не бывает. Или, скажем, средний класс - это группы, которые по жизненным стандартам достигли уровня наиболее массовых групп современных западных обществ? Вероятно, и это имеется в виду. Но претензия явно более велика. Да и о "середине" ли вообще идет речь? Мы говорим "средний", а подразумеваем нечто большее. В рассуждениях слышится намек на удачное решение некой крупной проблемы, затрагивающей экономику, политику и социальную сферу. Однако в чем суть этой проблемы?

Поскольку понятие "среднего класса" пришло к нам из западной стратификационной теории, посмотрим на дело с социологической точки зрения. И здесь мы сталкиваемся с двумя "банальными истинами". Первая: наличие и масштабы среднего класса в стране в сильнейшей степени зависят от выбора стратификационного критерия. И вторая: подобных критериев довольно много. Самое обидное, что их применение дает очень разные картины. Одно дело, если мы возьмем группы с "джентльменским" имущественным набором (хорошая квартира или дом, машина, вся необходимая бытовая техника, наличие сбережений и пр.). Другое дело, если станем спрашивать, кто относит себя к "среднему классу". Третье, если подойдем к делу с социально-профессиональной точки зрения. В любом случае мы должны быть готовы к тому, что наш средний класс окажется весьма неоднороден и будет включать группы с очень несхожим социальным профилем. Не случайно в большинстве западных стратификационных моделей, как правило, оказывается более одного "среднего класса". Мы встречаем здесь "верхний" и "нижний" средние классы, "старый" средний класс в лице малых предпринимателей и "новый" средний класс в лице профессиональных групп с высшим образованием. Наряду с ними, активно используется понятие "обслуживающего" класса (service class), в который включается значительная часть чиновников и социальных работников.

Словом, когда начинаются разговоры о "среднем классе", каждый раз хочется спросить, о чем собственно идет речь. Почему люди со средней величиной доходов или средним уровнем жизни должны вести себя неким сходным образом? Или почему в бумаге о среднем классе, которую зачитал российский президент, говорилось только о малых предпринимателях? Как будто не существует огромной, разношерстной армии специалистов с высшим образованием, также претендующей на это "святое место". Подобные вопросы можно задавать бесконечно.

Но главное состоит в ином. Мы вправе утверждать, что среднего класса как единого целого попросту не существует - ни с точки зрения сходства социально-экономических позиций (профессии или стиля жизни), ни с точки зрения общего мировоззрения, ни с точки зрения единообразного поведения (например, голосования за определенный политический блок). Вдобавок, все эти точки зрения уводят нас в разные стороны. Отдельные параметры средних слоев, конечно, могут и должны пересекаться, но надежды на получение единой стройной картины в принципе нет. По крайней мере, еще никому не удавалось обосновать ее в достаточной мере - эмпирически, с цифрами в руках. По всем социологическим параметрам "средний класс" выпрыгивает из одной универсальной схемы и со строго стратификационных позиций, к сожалению, оказывается фикцией, сверхклассовой конструкцией. Поэтому переводить дело в чисто инструментальную и счетную плоскости - значит, сильно опережать события. А надеяться, что все показатели благополучно сойдутся, - значит, хотеть невозможного.

Что же позволяет нам говорить именно о "среднем классе" в целом. Единство возникает, когда мы переходим в поле идеологии, где пытаемся выстроить системное понимание происходящего, исходя из некоторых ценностных представлений о том, что мы хотели бы видеть (не важно, осознаем мы идеологический характер наших представлений или не осознаем). Проще говоря, средний класс - это новый (для нас) социальный миф. Подчеркнем, что в этом слове вовсе не содержится ничего оскорбительного. Миф - это не заведомая ложь. Это даже не сказка. Миф представляет собою схему, которая объясняет нам происходящее (вкупе с прошлым и будущим). Но особенность ее такова: эта схема вырвана из другого контекста - перенесена из нашего собственного прошлого или позаимствована из какой-нибудь западной теории. Предлагаемые ею объяснения активно используются, но первоначальный смысл самой схемы остается для нас нераскрытым.

То, что "средний класс" - категория идеологическая, подтверждается несколькими обстоятельствами. Во-первых, вопреки своему названию, это не просто социальная группа, занимающая серединные позиции в профессиональной, статусной или имущественной иерархии. Как правило, в России под "средним классом" подразумевают верхний срез массовых групп населения, которые преуспевают по отношению к основной массе населения, но при этом явно не дотягивают до узкого слоя элиты. "Средний класс" - это фронтир массовых слоев населения. По существу, речь идет о "высшей средней" группе (upper middle).

Во-вторых, "средний класс" не является чисто позиционной характеристикой - набором мест в сложившейся структуре общества. Это в сильной степени динамическая характеристика. Она указывает ориентиры, в направлении которых будут двигаться дееспособные в экономическом и социальном отношении группы в некоем обозримом будущем. При этом речь идет не о социальном прогнозе в чистом виде. Данная динамическая характеристика содержит сильный элемент долженствования. "Средний класс" обозначает то, чем должна стать основная масса активного населения.

В-третьих, категория "среднего класса" очень сильно нагружена в ценностном отношении. Этому классу приписываются чуть ли не все позитивные черты в части его экономических, политических и социальных установок. Средний класс, таким образом, представляет идеализированный образ будущих членов общества, как их хотелось бы видеть с определенных ценностных позиций.

Наконец, в-четвертых, в части описания уровня и стиля жизни людей "средний класс" - это явно заимствованный образ. Принадлежать к среднему классу - значит, не просто жить хорошо по российским меркам, это означает, жить так, как живут на Западе, иметь то, чем обладает полноправный гражданин продвинутой западной страны.

Все эти элементы долженствования, идеализации в описании установок населения и заимствования образов из чужих социальных сред в описании жизненных стандартов определяют "средний класс" как весьма сложную мифологему, связанную с перенесением на российскую реальность внешних ценностно нагруженных образов своего потенциального будущего, определяемого через подсмотренное чужое настоящее.

Что это за миф, как он возник и почему он становится популярным в России именно сейчас, хотя попытки сказать что-то о среднем классе на протяжении последних 5–6 лет делались постоянно? Для этого совершим очень короткий экскурс в область эволюции крупных западных концепций "среднего класса".

Концепция "среднего класса" набрала силу в идейном противостоянии с ортодоксальным марксизмом, который еще с конца XIX столетия пытался продвинуть миф о неизбежной поляризации капиталистического общества и размывании средних слоев. Вскоре по этому принципиально важному идейному пункту марксизм был повержен, несмотря на то, что отдельные попытки говорить о поляризации производятся "левыми" и по сей день. Их теории о "пролетаризации" населения, включая массы "белых воротничков", породили массу дискуссий. И все же пришлось признать, что прогрессирующей поляризации на богатых и бедных, имущих и обездоленных, по крайней мере в развитых западных странах, не наблюдалось и не наблюдается.

Подвинув идею поляризации, сама идея "среднего класса оказалась впоследствии выхолощена в другом мифе. На этот раз речь идет о мифе либерального толка, рожденном, разумеется, уже не в Европе, а в заокеанских Соединенных Штатах, - о превращении развитого буржуазного общества в так называемое "общество среднего класса". Возник антиклассовый вариант классовой теории. В подобном обществе происходит не просто качественное повышение материального уровня жизни рабочего класса и других нижних слоев, которые вкушают спелые плоды цивилизации и приобщаются к очевидным достижениям массового производства. Нижние слои, помимо этого, проникаются системой "буржуазных" ценностей, на которых строится широкий общественный консенсус, и вливаются, таким образом, в ряды "среднего класса".

Понятно, что если такой "класс" грозит вобрать в себя все основные социальные слои, то проблема среднего класса снимается, он становится абсолютно безразмерным. Так, "светлый" миф об обществе среднего класса приходит на смену "темному" мифу о поляризации. Новый миф успешно отработал свое, однако уже к концу 50-х годов он начал давать серьезные трещины. Произошло "новое обнаружение бедности", или открытие "второй нации", которая живет в замыкающемся мире "альтернативных" субкультур и никак не вписывается в счастливую картину общего благосостояния и нормативного единства. Открытие бедности, застойной безработицы, этнических анклавов прочертило важную социальную границу и заставило обратить внимание на тех, кто всеми силами пытается удержаться и не скатиться вниз, а если повезет, продвинуться в далекие элитные слои. Вновь возникла содержательная проблема среднего класса.

Вадим Радаев

24.11.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

16.12.2025 - 22:37
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация