Статьи

Душевные формы

В сфере обслуживания одним из самых мощных инструментариев брендинга становится корпоративная одежда сотрудников. Взаимовыгодные отношения между торговой маркой и потребителем строятся не только на доверии и здравом смысле: специалисты признали, что это так, изобретя понятие "эмоциональный брендинг". Это, мол, довольно свежая стратегия, предполагающая, что клиента перестанут навязчиво атаковать, а начнут соблазнять с искренней нежностью, устанавливая с ним интимный диалог вместо жесткой односторонней коммуникации.

Но какой интим может быть в сфере обслуживания? Возьмем гипотетическую сеть закусочных, где трудоустроены десятки тысяч людей: молодых и не очень, занудных и задиристых, проворных и неторопливых, рыжих и темноволосых. Что у них может быть общего для того, чтобы вы полюбили их всех до единого? Истинный профессионализм и хорошие манеры - удел небольших компаний. Все прочие давно сделали ставку на униформу, прибегнув к "эмоциональному брендингу" задолго до того, как появилось это название.

Корпоративная униформа занимает особое место в ящике, где хранятся инструменты брендинга. При бестолковом подходе она способна вызывать насмешки, зато при грамотном творит чудеса, помогая работать и рекламному отделу, и пиар-службе, и рекрутинговому менеджеру.

Люби, а не воюй

Современная рабочая одежда, по мнению историков костюма, сформировалась к концу 1940-х, когда вернувшиеся с фронта мужчины приступили к гражданскому труду, по-прежнему ощущая необходимость быть членами команды, как в армии. И поскольку на земном шаре, где мы живем, постоянно воюют, образ воина не выходит из моды. Хаки, камуфляж и галифе то и дело появляются на подиумах, а собственно деловой костюм от униформы отошел недалеко. Покойный Джанни Версаче в книге "Мода 2001" вообще предполагал, что к 2001 г. мы все облачимся в униформу, потому что будем настолько заняты, что у нас не останется времени на выбор. Версаче, возможно, заблуждался, но человек в форме - явно отважный и явно профессионал. Как воин, как летчик, как космонавт, он - недоступен, загадочен и потому сексуален.

В ходе недавнего исследования выяснилось, что сотрудники курьерской службы UPS испытывают искреннюю гордость по поводу своей униформы, считая себя в ней очень сексуальными. Мало того, с ними согласны клиенты. "Мы хотим, чтобы наша форма была и классической, и функциональной, - сообщает пиар-менеджер компании Стив Холмс. - Этим занимаются все отделы нашей компании, и так было с 1907 г.".

Коричневый, не самый сексуальный из цветов, был принят в качестве корпоративного цвета для одежды и транспортных средств UPS еще в 1916 г., скорее всего потому, что на коричневых железнодорожных вагонах из мастерской Пуллмана менее всего была заметна грязь. Эта случайность оказалась судьбоносной.

Славится униформами и другой гигант доставки, Federal Express. "Ваши сотрудники - это ваш бренд", - полагает управляющий директор компании по маркетингу Гейл Кристенсен.

Секс в воздухе

Один из образчиков сексапильной униформы - костюм воздушных бортпроводниц - тоже, как ни странно, "отпочковался" от военного. Первые стюардессы коммерческих авиарейсов обязаны были быть дипломированными медсестрами и носить форму.

Кристиан Диор еще в 1940-е годы помог стать сексуальнее стюардессам Скандинавских авиалиний. Но настоящая сексуальная революция в мире воздушных путешествий произошла в 1965 г., когда итальянец Эмилио Пуччи изменил в корне образ Braniff International, придав стюардессам такой вид, будто они готовятся к стриптизу на Луне. При кажущейся простоте этих костюмов и пальто фокус состоял в многослойности: по ходу рейса стюардессы постепенно избавлялись от пальтишек, накидок и шарфиков. "А ваша супруга знает, что вы летаете с нами?" - вопрошал один из рекламных плакатов Braniff. Идея "продавать секс-аппил" принадлежала Мэри Уэллс, специалисту нанятого Braniff рекламного агентства Jack Tinker & Partners, и ее не раз обвиняли в пропаганде сексизма. Кстати, вторым мужем Уэллс был никто иной, как президент Braniff Хардинг Лоуренс.

Вторым фокусом были жизнеутверждающие цвета - розовый, фисташковый, ярко-голубой, дынный и абрикосовый... Дизайнер Анна Суи утверждает, что униформы Пуччи до сих пор вдохновляют ее творчество.

Другим авиалиниям не оставалось ничего другого, как присоединиться к сексапильному тренду. Пьер Карден занялся стюардессами Пакистанских авиалиний, дом Balenciaga обшивал Air France, TWA наняли Ральфа Лорена, Swissair пригласил Луиджи Колани. Постепенно метафору "полет как секс" стали употреблять все реже: переживающая не лучшие времена авиаиндустрия сосредоточилась на экономии средств и выживании. Но сегодня, когда авиаперелетам пытаются придать былую роскошь и элегантность, "секс в воздухе" снова уместен, что заметно и в новой униформе Кристиана Лакруа для Air France, и в действиях "несерьезного" воздушного оператора Hooters, созданного на базе сети ресторанов и известных прежде всего создающими пляжную атмосферу официантками в очень коротких шортах - так называемыми "девочками Hooters". И пусть эта концепция - подражательство плейбоевским "крольчатам", дела у Hooters не так уж плохи.

Гибкость против рационализации

Униформа - скорее анти-мода, нежели мода: люди, носящие ее, не сами выбирают и приобретают свою одежду, за то, чтобы они ее носили, клиенты платят им деньги. Чтобы сломать этот стереотип, корпорации прибегают к услугам раскрученных фэшн-дизайнеров. Итальянскую полицию, например, обшивали Армани и Rocco Barocco, тот же Армани одевал персонал гостиницы Morgans на Манхеттене.

Специалисты в области корпоративной моды полагают, что такие усилия могут быть контрпродуктивными. Остромодные униформы укрепляют не бренд, а славу самого дизайнера, а к тому же быстро утрачивают актуальность, оборачиваясь немалыми тратами.

Немцы Lufthansa никогда не прибегали к услугам звездных дизайнеров, но их аэромода была на высоте, потому что они подходили к ней гибко. С тех пор, как в июле 1955 г. стюардессы впервые переоделись в удобную летнюю униформу, они одевались сообразно обстоятельствам. Осенью 1957-го, во время "Октоберфеста", стюардесс нарядили в "дриндлы" - кокетливые баварские платьица. Любопытно, что блондинкам выдали бледно-голубые, а брюнеткам - розовые. В 1965-м униформа Lufthansa стала однообразнее и практичнее, все 700 стюардесс облачились в одинаковые платья, разработанные их бывшей коллегой Урсулой Тотц. Согласно официальной формулировке, такая униформа должна была подчеркнуть "элегантность и шарм". Делает честь Lufthansa и тот факт, что, поспевая за временем, в 1979 г. компания позволила стюардессам носить брючные костюмы. Коллекция тогда состояла из 33 стандартных элементов, и, если верить отчетам Lufthansa, 33 тысячи метров бледно-голубой ткани ушло только на пошив пиджаков, юбок, брюк и пальто. Наконец, в 1986 г. рационализация окончательно взяла верх: была принята единая для 15 тысяч сотрудников униформа, с остромодными деталями попрощались навсегда.

Полюбить униформу

Правильно подобранная униформа укрепляет бренд не только снаружи, для клиентов, но и изнутри, создавая лояльность среди сотрудников. Детское желание пойти в летчики потому, что у летчиков красивые кепки - не такая уж бессмыслица даже во взрослом мире. И хотя вызывающая гордость сексуальная униформа UPS, упомянутая выше, - недостижимая высота для большинства крупных корпораций, любовь к униформе свойственна многим профессиям. Как сообщает нью-йоркский арт-журнал 2wice, основываясь на редакционном мини-опросе, именно униформа удерживает от смены работы многих отельных привратников. Что же касается нью-йоркских пожарников и полиции, этим службам почти не приходится давать объявление о работе: все благодаря торжественной, вызывающей уважение униформе. Любопытно, что когда в 1845 г. полицейским Нью-Йорка предложили их первую униформу, они отказались ее носить, не желая быть похожими на "ливрейных лакеев" - так они называли британских коллег. Отличие, в самом деле, получилось разительное.

Корпоративная одежда, непопулярная среди сотрудников, сулит неприятности. Между тем большинство предприятий сферы обслуживания смело применяют униформу, унижающую человеческое достоинство, что особенно заметно в общепите. Униформа McDonald's, например, не только имеет мало общего с элегантностью и сексапильностью, но попросту не учитывает тот факт, что у всех людей фигуры очень разные. Новый девиз бренда I’m lovin’ it предлагает смену курса и в области униформы. В самом деле, этим летом корпоративные боссы надумали ее сменить, обратившись к маркетологу Стиву Стауту за советом, кого из дизайнеров нанять. Бюро Стаута прославилось тем, что провернуло несколько выгодных сделок между звездными представителями хип-хоп сцены (а они весьма в струе нового позиционирования McDonald's) и швейными гигантами, в результате чего появились коллекции Jay-Z для Reebok и Beyonce Knowles для Hilfiger. В качестве претендентов на обшивку персонала сети быстрого питания претендуют Phat Farm, Jay-Z Rocawear, American Eagle, Abercrombie & Fitch, Ralph Lauren Polo и Джорджио Армани. McDonald's готов потратить на проект $80 млн. Не считая тех ежегодных $60 млн, которые идут на пошив формы ($4 тыс.-$6 тыс. в расчете на каждый ресторан). В качестве образца, от которого следует отталкиваться, возьмут старую добрую форму 1950-го года. Утверждается, что, в конце концов, сотрудники начнут носить новую красивую форму и за пределами работы.

Разработчик нынешней формы McDonald's, глава совета фэшн-дизайнеров США Стан Херманн, утверждает, что Америка - не то государство, чьи граждане могут полюбить униформу как таковую, и потому в процессе разработки важно учитывать мнение сотрудников, стимулируя их гордость. Но мы господину Херманну, глядя на его изделия, не очень-то верим. Гораздо больше доверия и симпатии вызывает эксперимент голландского отделения McDonald's: оригинальная униформа привлекала покупателей больше, чем того хотелось бы. Сотни людей требовали, чтобы им дали возможность приобрести такую же.

Екатерина Давыдова
"Деловая столица"

11.11.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

13.12.2025 - 06:17
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация