Статьи

Клеймы против минимализма: как найти баланс?

Клеймы против минимализма: как найти баланс?

Клейм — это знак, который наносят на этикетку или упаковку продуктов. С помощью клеймов бренды рассказывают о своих преимуществах [1]. Часто компании выносят рациональные клеймы («выращено в России», «100% мясо», «подходят для гриля»). С их помощью бренд раскрывает свои функциональные атрибуты. Существуют также эмоциональные клеймы («вкус природы», «сделано с любовью»). Их роль — отразить концепцию бренда и поддержать настроение, заложенное в дизайн.

Также эксперты разделяют клеймы в зависимости от цели донесения идеи.

  1. «Драйверы категории». Они свойственны лидерам отрасли или продуктом, предлагающим уникальное торговое предложение. Задача такого клейма — описать цель и рассказать о предназначении товара или услуги.
  2. Дифференциация. Подобный клейм помогает отделить бренд от конкурентов и предоставляет конкретный ответ на вопрос о задаче продукта.
  3. Контекст. Это утверждения, раскрывающие боли и проблемы, характерные для аудитории. Позволяют выделить продукт на полке через прямое обращение к покупателям [2].

Задачи клеймов

Функциональная. Клеймы позволяют рассказать о функциональных атрибутах. Для упаковки Adventure Cats мы использовали фразы, рассказывающие о всех преимуществах древесных наполнителей для кошачьего туалета.

Эмоциональная. Клеймы позволяют рассказать о ценностях продукта, создать вокруг него нужную атмосферу, отражающую концепцию. С помощью клейма «Ел только свежую травку» мы поддержали игривое настроение концепции [3].

Эстетическая. Нередко клеймы являются частью дизайна, благодаря чему помогают поддержать общую композицию. Например, в упаковке «Краснобора» клеймы — это не просто дополнительные блоки, а элементы, поддерживающие верстку и общий дизайн [4].

Дихотомия: кто любит клеймы, а кто — нет?

Клеймам симпатизируют бренд-менеджеры. Они позволяют рассказать о товаре, показать его главные преимущества, выделить среди конкурентов, усиливают решение о покупке.

И точно также против клеймов часто выступают дизайнеры. Дополнительные элементы утяжеляют дизайн, загромождают композицию, лишают свободного пространства. Особенно это ощущается во время этапа финализации. Изначально дизайнер представляет чистый, минималистичный концепт. Однако к процессу финализации в него добавляются клеймы, дополнительная информация от клиента, что также меняет восприятие упаковки.

(пример — проект Pocket Nuts — концепт/финализация)

Нужно ли использовать клеймы? Или стоит отказаться от них — в пользу минималистичного дизайна? Мы решили разобраться, что отвечает современным реалиям рынка и изучили все плюсы и минусы.

Проблемы «чистой упаковки»

Отставание от трендов. Часто клеймы отражают тренды — маркетологи помещают на упаковку актуальные фразы, чтобы привлечь внимание аудитории. Так популярные клеймы «bio», «organic» — во многом были и являются данью экологической повестке. Это еще один способ для брендов соответствовать тенденциям. При этом важно, чтобы у подобных клеймов было подтверждение, иначе это превращается в гринвошинг, вводящий клиентов в заблуждение.

Проигрыш в продажах и стратегии. Статистика показывает, что у человека есть не более 7-10 секунд на принятие решения о покупке [5]. В этом случае, понятные формулировки, повторяющиеся от бренда к бренду, призваны упростить выбор потребителя. Клеймы с известными фразами, помещенные на упаковку, становятся «гигиеническим» фактором, с помощью которого человек отделяет «свой» бренд от «чужого».

Почему клеймы исчезают?

Несмотря на все минусы минималистичного дизайна, в последние годы мы видим, как многие бренды отказываются от большого количества клеймов. Почему так происходит?

Возможность выделиться. Нил Коуэн, директор по дизайну бренда Kellog’s, считает, что с годами обилие призывов на упаковке наскучило потребителю. Наоборот, оптимизация контента и совершенствование иерархии коммуникаций позволило повысить продажи и сделать дизайн более легким для восприятия. Made Good значительно сократил объем своих сообщений в дизайне, в том числе уменьшил количество клеймов. Это позволило повысить продажи и сделало дизайн более эстетичным [6].

Заполнение свободного пространства. Когда каждый элемент упаковки транслирует общую идею, нет смысла дополнительно выносить ее в клеймы. Хорошим примером является наш кейс ребрендинга для бренда сухих бульонов «Ох! Бульон».

В прошлом варианте компания старалась транслировать идею натурального продукта. Можно увидеть большое количество клеймов (100% натуральный состав, отсутствие дрожжей» и другие). Идею усиливали фотографии овощей, цветовая палитра в зеленых оттенках — типичном для ЗОЖ-полки решении.

Кажется, что такое обилие информации для потребителя должно было усилить концепцию. Однако исследование показывают, что использование шаблонных формулировок, дублирование одних и тех же смыслов не только не позволяет решать коммерческую задачу, но и приводит к «замыливанию» восприятия [7].

Проводя ребрендинг «Ох! Бульон» мы пересмотрели подход к верстке клеймов. Они лишали конструктив свободного пространства, что ухудшало внешний вид упаковки. Наш новый дизайн доносит идею пользы всего с помощью нескольких клеймов. Это позволило бренду выделиться среди конкурентов и повысить продажи [8].

Эстетичный дизайн. Отсутствие большого числа клеймов позволяет создать эстетичный дизайн. Если проследить развитие упаковки овсянки Quaker Oats, можно заметить, как с годами бренд избавился от клеймов в пользу «чистого» дизайна [9].

Онлайн-продажи. Развитие E-commerce позволяет брендам освобождать упаковку от клеймов. Например, маркетплейсы позволяют выносить необходимые маркеры на карточки товара. В результате нет необходимости заполнять упаковку дополнительными клеймами.

В качестве примера можно привести косметический бренд MALLE. Бренд имеет «чистую» упаковку с минимальным количество клеймов. Вся информация перенесена в карточки интерфейса маркетплейса.

Как найти баланс?

Отсутствие клеймов может уменьшить конкурентоспособность бренда на полке, а их обилие — привести к ухудшению образа. Чтобы решить эту проблему, компании стараются найти баланс, и находят креативные решения для размещения клеймов.

Изменение роли. Обычно клеймы демонстрируют преимущества бренда. Однако главное преимущество RXBAR — их натуральный состав. Вместо вынесения коротких фраз бренд поставил на лицевую часть упаковки ингредиенты.

В качестве примера можно также привести Funny Farms Food. Здесь клеймы, как и другие элементы упаковки, являются важной частью дизайна. Они встроены в композицию и поддерживают общую динамику.

Встраивание. В дизайне для бренда Zenter Family клеймы подчеркивают игривое настроение, заданное в верстке. Помещенные на плашки в фирменном стиле, они усиливают динамику, заданную в типографике.

Перенесение клеймов с лицевой части упаковки. Бренд Lilk освободил переднюю часть упаковки, и перенес ключевые клеймы на боковые части. В результате ему удалось сохранить эстетичность, при этом рассказать об особенностях продукта.

Также поступили бренд свечей LAVUNE и бренд очищающих салфеток Touch what you love.

Вынесение на короб. Похожий вариант — вынесение. Бренд косметики Nymble сделал минималистичную упаковку, оставив на ней всего несколько клеймов. Вся остальная информация помещена на короб.

Компановка. Ketogenic и Beauty Tea — healthy-продукты для поддержания веса. На старой и новой упаковках используется одинаковое количество клеймов. При этом в дизайне после ребрендинга была проведена дополнительная работа с версткой и композицией потребительской информации. В результате дизайн выглядит более эстетичным и легким для восприятия.

Вывод

Клейм — это отличный маркетинговый инструмент, позволяющий бренду рассказать о своих преимуществах. В то же время использование клеймов часто приводит к загромождению упаковки, делает дизайн менее современным.

В этой статье мы изучили тенденции среди брендов: рассмотрели причины отказа от клеймов и перехода на минималистичную упаковку, нашли причины, объясняющие важность использования клеймов.

20.09.2025

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

05.12.2025 - 08:39
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация