Анализ рынков

Каким потенциалом обладают отечественные онлайн-платформы?

Каким потенциалом обладают отечественные онлайн-платформы?

Сравнительное исследование социальных сетей и цифровых сервисов АКАР и РОЦИТ

Россия является одним из крупнейших рынков социальных сетей/онлайн-платформ в мире. Согласно статистике, почти восемь из десяти россиян используют социальные сети, что является одним из самых высоких показателей в проникновение социальных сетей в Центральной и Восточной Европе. Практически за последние два года ландшафт соцсетей и сервисов с контентом в России сильно изменился, происходит так называемая «цифровая миграция», как по причине изменения политики по отношению к российским пользователям со стороны самих зарубежных соцсетей, так и по причине регулирования и блокировки некоторых сервисов со стороны государства в ответ на их действия.

Если аудитория социальных сетей и онлайн-платформ изучается игроками этого рынка активными темпами, то рекламные возможности и оценка потенциала новых площадок на рынке еще нуждаются во всестороннем анализе. В рамках совместного исследования ИЦ АКАР/АРИР/РАМУ и РОЦИТ делают первые попытки сравнения отечественных и зарубежных социальных сетей и онлайн-платформ вместе с их рекламными возможностями.

«Для нас было важно понять, что изменилось за год после ухода зарубежных социальных платформ. Мы очень рады, что сложилась целая группа российских онлайн-сервисов, которые закрывают различные тематические направления, фото, видео и пр. Наш рынок не ограничен только ВКонтакте, ОК и Telegram. Здесь мы видим LOOKY, Yappy, TenChat. Прекрасно себя чувствует музыкальный сегмент, где мы видим платформы: Яндекс Музыка и Звук. Spotify и другие зарубежные музыкальные платформы практически полностью потеряли наш рынок. Это первое комплексное исследование подобного плана, и мы чувствуем, что его данные будут востребованными», – сообщил Валентин Смоляков,  первый вице-президент АКАР.

«АРИР обновила методику подсчета рынка интерактивной рекламы, добавив в этом году в числе инновационных сегментов Influencer-маркетинг. Поэтому актуальность данного исследования вне всяких сомнений. Сейчас на наших глазах меняется конъюнктура сегмента социальных сетей: уход иностранных игроков сильно активизировал рост интереса к отечественным цифровым онлайн-сервисам, и мы видим, как российские пользователи и рекламодатели используют эти каналы для взаимодействия друг с другом», –  прокомментировал исследование Борис Омельницкий, президент АРИР.

«Мы видим, что аудитория российских площадок растет, и это не только эффект от блокировок зарубежных соцсетей. Прежде всего, этот рост – результат большой технологической работы. Конечно, недостатков еще хватает, и нашим ресурсам нужно постоянно улучшать пользовательский опыт. Это и скорость работы сервисов, и удобство интерфейса, и организация службы поддержки. Призываем российские цифровые платформы слышать своих пользователей, учитывать их обращения и предложения, быстро и четко реагировать на жалобы – тогда, уверен, переток аудитории на отечественные площадки пойдет намного динамичнее», – считает Антон Горелкин, председатель правления РОЦИТ.

«Для новых  российских социальных сетей только сейчас начинается  этап конкуренции за аудиторию и как следствие интерес блогеров. «Новички» находятся примерно в равных позициях, поэтому наблюдать за тем, что предложат сети блогерам в плане монетизации, поддержки авторов и форматов крайне интересно. Времени на разогрев уже нет. И аудитория, и авторы крайне требовательны и второго шанса сетям не дадут» – считает Таня Иванова, президент АБА.

Технологический суверенитет в настоящее время

Количество отечественных социальных сетей превысило количество иностранных: доля российских – 56%.  В 2021 году общее количество известных социальных сетей составило 41 (из них 18 российские).  Согласно полученным результатам исследования, в 2023 году число игроков на рынке увеличилось до 63: из них 28 - это отечественные социальные сети. ВКонтакте, Telegram и ОК можно рассматривать, как развитые, а такие онлайн-площадки как LOOKY, Yappy, TenChat, Яндекс Музыка, Звук  обладают потенциалом быстрого развития.

Интернет является важнейшим источником знаний. Поэтому в Рунете появились отечественные проекты-энциклопедии Рувики и Руниверсалис, которые по своему потенциалу могут выступить аналогом Wikipedia. При этом, как отмечают авторы исследования, Рувики практически заместил весь сегмент русскоязычных статей Википедии.

Также в исследовании уделено внимание сегменту видеосервисов. Так, видеоплатформа Rutube вдвое увеличила свои аудиторные позиции в этом году. Rutube использует собственную модель монетизации контента. На конец 2023 года месячная аудитория Rutube превысила 40 млн пользователей, что на 57,5% выше показателей 2022 года.  Rutube имеет высокий потенциал для развития.

Отечественный рынок видеозвонков становится конкурентоспособным: теперь отечественные пользователи имеют доступ не только к Zoom, Discord, Teams, но и таким продуктам как  VK Звонки,  SberJazz, Яндекс Телемост.

Активно развивается музыкальное направление (Яндекс Музыка, Звук, т.д.). До ухода из России, в 2021 году, Spotify был на втором месте (36%) после Яндекс Музыка (59%) среди музыкальных онлайн-платформ. На 3 месте располагался YouTube Music, на 4 – ВКонтакте Boom, а на 5 месте Apple Music с долей 14%. После ухода, большая часть аудитории Spotify (82%) перешла на отечественные музыкальные платформы.

Таким образом, к 2023 году отечественный рынок социальных сетей/онлайн-платформ стал по-настоящему национальным (охватывающим большинство пользователей России),  разнообразным и богатым по тематическому выбору. Российские социальные сети/онлайн-платформы активно используют накопленный опыт зарубежных игроков,  при этом создавая и внедряя собственные технологические решения.

Взгляд рекламодателей

Принципиальная новизна исследования — это оценка возможностей отечественных социальных сетей и онлайн-платформ для бизнеса и его продвижения.  Отечественный рынок социальных сетей/онлайн-платформ можно считать сложившимся и самодостаточным, с точки зрения рекламных и других рассмотренных параметров и потенциала дальнейшего маркетингового развития. Однако, считать его полностью российским пока преждевременно, так как устойчивые позиции занимают три иностранных платформы: YouTube, Instagram* (принадлежат Meta — компании, признанной экстремистской и террористической; запрещена в РФ)  и TikTok.

Опрос рекламодателей позволил четко прояснить отношение бизнеса к российским социальным сетям и онлайн-сервисам:

  • ВКонтакте  имеет самый широкий набор рекламодателей: от представителей МСБ до крупнейших компаний. Данная платформа предоставляет разнообразные форматы по размещению, а авторам контента — большие возможности по монетизации;
  • Второе место занимают Telegram и ОК, которые могут предложить высокие охваты рекламных кампаний, рассчитанных на разную аудиторию и географию;
  • Российские рекламодатели также активно используют отечественные музыкальные платформы Яндекс Музыка и Звук;
  • LOOKY и Yappy предлагают пользователям и рекламодателям различные технологичные сервисы, растут по объемам аудитории, имеют хороший имидж по пользовательским оценкам, а также имеют всю необходимую техническую и юридическую базу для дальнейшего активного развития.

Аудиторные предпочтения и активность

Спустя год после ухода ряда зарубежных площадок, россияне продолжили активно изучать и использовать отечественные соцсети и онлайн-платформы.  Facebook* (принадлежит Meta — компании, признанной экстремистской и террористической; запрещена в РФ), теряет свои позиции на фоне общего роста отечественных социальных сетей и официального запрета. Рынок активно развивающихся отечественных онлайн-платформ постепенно отвоевывает внимание аудитории у    Instagram**  (принадлежит Meta — компании, признанной экстремистской и террористической; запрещены в РФ), предлагая пользователям не менее качественные и интерактивные сервисы.

Опрос аудитории в рамках исследования показал, что российские социальные сети / онлайн-платформы обладают огромным влиянием, которое будет только расти не только в России, но и в дружественных странах.

Рейтинг потенциала социальных сетей/онлайн-платформ

Важным итогом комплексного исследования является Рейтинг потенциала социальных сетей / онлайн-платформ на российском рынке.

Метод бенчмаркинга, разработанный в ИЦ АКАР/РАМУ/АРИР предполагает оценку по техническим, юридическим, рекламным, пользовательским и монетизационным и охватным показателям. Так, в топ-5 вошли — ВКонтакте, Telegram, OK и Rutube, за ними следуют Яндекс Музыка, LOOKY, Звук, Yappy, TenChat. Эти онлайн-платформы обладают высоким потенциалом развития по оценкам пользователей и рекламодателей.

По оценкам опрошенных, LOOKY имеет самый высокий результат по технической поддержке и по возможности использования российских банковских пользователей.

*принадлежит Meta — компании, признанной экстремистской и террористической; запрещены в РФ

Отечественные социальные сети/онлайн-платформы активно работают над техническим развитием, ведут грамотное юридическое сопровождение, а также качественно масштабируют и развивают пользовательские функции. Именно поэтому отечественные онлайн-платформы не только способны, а, фактически, уже заменили ушедшие и/или заблокированные иностранные социальные сети/онлайн-платформы.

25.12.2023

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.06.2024 - 03:27
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация