Анализ рынков

Рынок питьевых йогуртов: всё решает цена

Рынок питьевых йогуртов: всё решает цена

Сравнительный анализ данных продаж питьевых йогуртов 2021- 2022 году от Gradus Retail Index.

В России питьевые йогурты уже много лет пользуются высоким спросом покупателей. Сторонники здорового образа жизни считают их полезнее других молочных продуктов по причине низкого содержания лактозы. Однако 2022 год для этой категории оказался далеко не самым успешным. В 2022 году совокупный объём продаж в денежном выражении снизился на 3,4% к 2021 году, в натуральном выражении (единицах проданных упаковок) – упал на 22,7%. Причиной этого стала высокая инфляция потребительских цен в 2022 году, какой в России не видели с 2015 года, и существенное повышение цен на питьевые йогурты, в среднем на 25%. Рост цен в сегменте обогнал инфляцию потребительских цен в России почти вдвое, что негативно сказалось на продажах.

Ежемесячно средняя цена менялась в 2022 году в сторону повышения. Минимальное повышение цены наблюдалось в январе 2022 года (на 7% в годовом выражении), то есть за месяц до начала СВО на Донбассе, но рост инфляции в России уже был заметен с декабря 2021 года по причине плавного обесценения рубля. В последующие месяцы цена на питьевые йогурты в годовом выражении менялась практически также, как изменялась инфляция потребительских цен в России. Максимальный рост цен на питьевые йогурты приходился на апрель и май (на 32% и 35%, соответственно), а в последующие месяцы рост цен был также двузначным, но уже не таким значимым, поскольку тенденция к росту инфляции потребительских цен начала ослабляться.

Можно отметить, что, несмотря на снижение продаж питьевых йогуртов в целом, в рублёвом выражении увеличился объём продаж собственных торговых марок (СТМ) крупнейших розничных сетей. Рост продаж в денежном выражении за 2022 год составил 4,3%, хотя в штуках продажи СТМ упали на 21%. Таким образом, продажи СТМ выросли в рублёвом выражении за счёт повышения цен на  32%, хотя цены на питьевые йогурты известных брендов в среднем выросли только на 24,8%. Тем не менее, доля СТМ в общем объёме продаж, как в денежном, так и в натуральном выражении, в 2022 году немного выросла, на 0,1-0,2 процентного пункта, почти до 3%. Несмотря на то, что доля СТМ на рынке питьевых йогуртов не очень значительна, рост доли рынка, несмотря на чувствительный рост цены, мог быть связан с грамотным позиционированием сетями своих торговых марок, например, благодаря правильно выбранной целевой аудитории, хорошо сделанной яркой рекламе и промо в местах продаж. Самой успешной стратегией маркетинга оказалась стратегия позиционирования новых марок йогуртов как фермерского, то есть натурального и экологически чистого продукта, или как продукта для здорового образа жизни, а также – упор на актуальный слоган «Покупай российский продукт, поддержи отечественного производителя».

Продажи брендовой продукции в рублёвом выражении в 2022 году упали на 3,6%, а в штуках – снизились на 22,7%, даже несмотря на то, что средняя цена на брендовые питьевые йогурты выросла меньше, чем средняя цена СТМ. Это можно объяснить тем, что покупатели хотят выбрать для себя что-то новое, а также ждут появления новых российских производителей с интересными и полезными брендами. В 2022 году на российском рынке питьевых йогуртов более 65% объёма продаж в рублях и свыше 73% объёма продаж в штуках пришлось на бренды двух крупнейших производителей. Первый – французская корпорация Danone, владеющая в России заводами по производству молочной продукции, второй – российская компания «Вимм-Билль-Данн», владельцем которой является российская «дочка» американской PepsiCo «ПепсиКо Холдинг». На продажи наиболее известных брендов питьевых йогуртов Danone в рублёвом выражении пришлось в 2022 году 32,7% рынка, на продажи брендов «Вимм-Билль-Данн» - 32% рынка. В натуральном выражении доли рынка у брендов Danone и «Вимм-Билль-Данн» были почти одинаковыми (почти по 37% у каждого производителя). Таким образом, высокая конкуренция между разными брендами питьевых йогуртов очень относительна. На самом деле нельзя не заметить, что самые известные бренды принадлежат двум производителям, причём оба только юридически являются российскими, а фактически – это иностранные бренды. Из российских производителей питьевых йогуртов, не принадлежащих иностранным владельцам, крупнейшим является зарегистрированное в г. Воронеж АО «Молвест», владеющее молочными заводами в центральной и южной России, на которое приходится 7,6% продаж питьевых йогуртов в денежном выражении и 3,2% - в натуральном.

Самыми продаваемыми брендами питьевых йогуртов в 2022 году в рублёвом выражении были «Активиа» (Danone), «Чудо» («ВБД»), «Актимель» (Danone) и «Имунеле» («ВБД»), на которые в совокупности пришлась половина всех продаж питьевых йогуртов в РФ. В натуральном выражении картина продаж немного отличалась, лидерами продаж оказались бренды «Актимель» (Danone), «Имунеле» («ВБД»), «Активиа» (Danone) и «Чудо» («ВБД»), также в совокупности, обеспечившие 50% продаж продукта. По сравнению с 2021 годом продажи бренда «Активиа» в натуральном выражении немного снизились (с 18,4% до 17%), а больше всех потерял долю рынка бренд «Чудо» от «Вимм-Билль-Данн», доля которого за год снизилась с 11,5% до 9% продаж. Одновременно максимальный рост доли за 2022 год показал бренд «Фруате» воронежского АО «Молвест», его доля выросла с 1,4% в 2021 году до 3%.

В 2022 году СМИ неоднократно сообщали о том, что Danone намерен уходить с российского рынка. Несмотря на то, что французская корпорация, приостановив инвестиции в новые проекты, всё-таки осталась на российском рынке молочной продукции и детского питания, похоже, что такие настроения владельца популярных брендов вкупе с ростом цен на питьевые йогурты несколько изменили потребительские предпочтения, мотивировав покупателей больше обращать внимание на новые бренды российского происхождения. Также можно отметить, что от фактического монополизма двух крупнейших производителей потребители немного устали, поскольку их бренды присутствуют на рынке уже много лет, а покупатели, особенно молодёжь до 35 лет, предпочитают, чтобы их удивляли чем-либо новым.

По мнению руководителя развития новых продуктов «Градус», Евгения Акентьева, «можно предположить, что по итогам 2023 года ситуация на рынке останется стабильной, и наибольшая доля продаж опять придётся на двух крупнейших производителей. Однако поскольку инфляция существенно выросла, на рынке имеется достаточно много продуктов-заменителей, можно не ожидать очень высоких темпов восстановительного роста рынка питьевых йогуртов, рост составит порядка 2-3%».

27.04.2023

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan

Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan
Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan. В этой книге многое впервые. Впервые на русском издается книга посвященная Японской откровенной гравюре Сюнга. Впервые в издании представлено более 700 произведений. Когда мы их отбирали из трехтысячной коллекции шли настоящие редакционно-искусствоведческие баталии. В книгу вошли самые интересные, значимые и редкие работы. Впервые проведена атрибуция некоторых гравюр и книг. Хвастаться не хорошо, но это действительно круто!   О Сюнга С момента создания этих волнующих образов прошли сотни лет, однако японская эротическая гравюра продолжает приковывать взгляды зрителей по всему миру. Можно долго спорить о том, кто впервые взялся за изображение на бумаге, в глине или мраморе сексуальных сцен. Их можно обнаружить еще на фресках древнего Рима или на античных вазах Греции. Вся Европа в эпоху Возрождения не брезговала картинками, поднимающими «тонус». Да почему только Европа? Нечто подобное было характерно и для древнего Перу. А что уж сказать об Индии, где Камасутра служит своеобразной азбукой для мужчин и женщин! Славился этим искусством и Китай. Но если спросить знатока этого жанра о наиболее эффектных образцах изобразительного искусства, то ответ будет однозначным: на этом поприще удачнее всего потрудились мастера ксилографии Японии XVII-XIX веков. Отнюдь не намекаем на сексуальную распущенность японских мастеров культуры. Дело в том, что взаимоотношения полов во всем их разнообразии в Японии всегда воспринимались как нечто естественное, причем не ограниченное сугубо семейными рамками в японской религии – синтоизме – не удастся найти ничего, что бросало бы мрачную тень на секс. Даже древние мифы, посвященные космогоническим процессам, нередко насыщены сугубо сексуальными подробностями. Возьмем, к примеру, описание процесса зарождения мира, изложенное в самом древнем письменном памятнике Японии – «Кодзики», датированным 712 годом. Результатом этого вполне невинного, с точки зрения японца, божественного инцеста и стало появление Японского архипелага, а вместе с ним и всего мира, в котором мы живем. В стране издавна существовал (и поныне сохраняется!) фаллический культ, связанный с прославлением богини плодородия. Сюнга в дословном переводе означает «весенние картинки». Почему японцы дали такое название рисункам? Вернее всего, этот термин был позаимствован у китайцев. Но в Японии он прижился. Может быть, это связано с характерным для этого народа четким ощущением смены времен года. Именно весной под теплыми солнечными лучами не только оживает природа, но и обостряются человеческие чувства, эмоции переполняют душу. Книжки-альбомы сюнга изначально считались лучшим и непременным подарком молодоженам со стороны родителей, родственников или друзей. Часть гравюр в книжке изображала весьма реалистичные ситуации, другая была более фантазийной, где любовники принимали поистине невозможные позы, доступные, пожалуй, лишь опытным акробатам. Книгами сюнга в стране увлекались все поголовно, не зависимо от материального или социального статуса, старики и молодежь, мужчины и женщины. Правительство Японии не раз пыталось лишить свой народ столь дешевого и доступного развлечения. Однако это приводило лишь к росту ухищрений участников торговых сделок. Среди книг сюнга множество шедевров таких именитых и талантливых мастеров гравюры, как Моронобу Хисикава, Хокусаи Кацусика, Иссё Миягава, Сигэнобу Янагава, Утамаро Китагава, Эйсэн Томиока. Авторы графических листов предельно откровенно, с мельчайшими анатомическими подробностями изображали моменты интимных контактов между мужчинами и женщинами, мужчинами и мужчинами, женщинами и женщинами, людьми и животными (например, осьминогами, тиграми), женщинами, мужчинами и потусторонними существами… Сюнга вполне обоснованно может считаться прародителем таких современных жанров искусства, широко распространившихся по современному миру, как анимэ и манга.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

30.05.2025 - 11:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация