Статьи

Как оценить эффективность рекламы (и не только) в магазинах торговой сети. Офлайн А/Б-тестирование от Х5

Как оценить эффективность рекламы (и не только) в магазинах торговой сети. Офлайн А/Б-тестирование от Х5

Грамотная оценка рекламной кампании, конечно же, поможет увеличить выручку, но многие поставщики все еще предпочитают ориентироваться исключительно на личный опыт, а не на данные. Поэтому мы в X5 Group разработали методологию офлайн A/B-тестирования, благодаря которой можно оценить эффективность не только рекламы, но и любого пилотного проекта в наших торговых сетях. Сегодня расскажем, как это работает.

Всем нужен data-driven

Подход data-driven позволяет топ-менеджерам и сотрудникам компаний принимать взвешенные решения с упором на данные, а не только на интуицию и личный опыт. Так, на основе статистики продаж продуктовые супермаркеты, магазины электроники и строительные базы решают, какой товар выложить на полки, а какой — представить исключительно на онлайн-витрине. Аналогичным образом планируют ассортимент, определяют розничные цены и эффективность акций.

В отдельных случаях data-driven подход увеличивает прибыль на 15–25%, однако внедрить его под силу далеко не каждому бизнесу. Необходимо подготовить ИТ-инфраструктуру для сбора данных, наладить процессы их очистки и разметки, внедрить аналитические системы. Также важно найти квалифицированных дата-сайентистов. У небольшого производства может не быть необходимых для этого ресурсов, да и не все крупные компании реализуют эту возможность.

Довольно показательный пример в сфере ритейла — работа с POSM. Это — световые панели, промостойки, наклейки, упаковка и другие графические материалы, способствующие продвижению бренда. Поставщики тратят на них огромные суммы, но почти никто не оценивает эффективность вносимых изменений (пилотов) . Большинство брендов предпочитает следовать привычным практикам и полагаться на прошлый опыт.

Чтобы помочь партнерам принимать взвешенные решения, мы разработали собственную методологию офлайн A/B-тестирования — Test&Learn. С её помощью можно оценить любой пилот в наших магазинах: от размещения POSM и изменения выкладки до установки систем видеоаналитики полочного пространства. На основе этой информации бизнесу проще принять решение о судьбе пилота: неэффективный – свернуть, а перспективный – масштабировать на всю торговую сеть. Пока что мы решаем задачи партнеров в формате ad hoc, но вскоре представим сервис в виде приложения.

Как это работает

Сперва стоит кратко пояснить, как проходит запуск пилотных проектов внутри торговой сети. Все начинается с выдвижения гипотезы и определения факторов, влияющих на покупки — для этих целей можно использовать деревья принятия решений или другие аналитические инструменты.

Скажем, производитель молочной продукции планирует поменять дизайн упаковки. В этом случае гипотеза может звучать следующим образом: «Изменение внешнего вида товара приведет к росту продаж категории на X%». Другой пример — производитель чая проанализировал покупательские корзины и определил сопутствующие категории товаров для своего продукта. В этом контексте он может строить гипотезы, связанные с размещением товаров на полках и проведением партнерских промо.

Когда гипотеза сформирована, её согласуют менеджеры нашей торговой сети, и здесь есть два рабочих сценария.

Первый. Поставщик обратился до пилота, тогда мы самостоятельно подбираем контрольные и тестовые торговые точки, определяем оптимальные временные рамки для эксперимента. Далее, в течение 2–3 месяцев проводим тесты и формируем отчет, на основе которого партнер принимает бизнес-решение, связанное с перспективами проекта.

Второй. Поставщик обратился уже после того, как провел пилот самостоятельно. В этом случае мы анализируем продажи продукции на торговых площадях и собираем необходимую статистику.

Оптимальный сценарий зависит от эффекта, который желает проследить компания. На задачах, где важно отловить даже небольшой рост ключевых метрик (единицы процентов) , предпочтителен первый вариант, иначе подойдет схема с оценкой результатов постфактум.

Как проходит оценка пилота

Первый шаг. Мы выбираем тестовую и контрольную группы торговых точек. Их размер, проходимость, количество товаров, а также доход должны быть сопоставимы. Дополнительно учитываем местоположение и целевую аудиторию.

Второй шаг. Сравниваем покупательские метрики в обеих группах во время пилота и до него по чековым транзакциям и картам лояльности. Ключевые параметры — продажи в рублях, штуках и литрах, средняя цена, количество чеков, число клиентов, частота покупок конкретного продукта и его доля от общего объема товаров в категории. Метрики для продукции, подверженной сезонности, мы сравниваем с аналогичным периодом прошлого года или выводим нормированное значение.

Третий шаг. Мы составляем отчет с оценкой значимости результатов пилота. Она зависит от трех факторов: а) объема категории, б) количества магазинов и в) длительности периода. Результат считаем статистически значимым при доверительном интервале, не пересекающем ноль. Например, если продажи категории увеличились в диапазоне от +1% до 5% с уровнем доверия 95% — то, эффект статистически значим. Если изменения колеблются от -1% до 5%, то статистическая значимость не достигнута и стоит продлить пилот.

Что мы будем делать дальше

Пока мы реализуем отчеты Test&Learn в формате ad hoc. Консультант погружается в задачу поставщика и составляет бриф, аналитики в ручном режиме собирают и готовят данные для отчета с графиками и схемами. Но уже в этом году мы планируем запустить отдельный программный продукт — с ним пользователи смогут работать, не обращаясь к посреднику со стороны X5 Group.

Система в автоматическом режиме позволит выбирать магазины для теста и контроля по заданным критериям: покупательским метрикам, группам товаров, географии, уровню ассортимента. Результаты будут представлены в виде графиков и дашбордов по аналогии с отчетами Dialog X5 Insights, которые уже используют наши партнеры. При желании данные можно будет выгрузить в формате электронной таблицы.

Совместно с Ассоциацией «Маркетинг в ритейле» POPAI мы будем развивать аналитические инструменты, повышающие эффективность рекламных размещений, и уже расширяем спектр типовых и нестандартных кейсов. Мы также планируем масштабировать аналитическое решение на другие отрасли.

Мария Лучина, NA Analyst, X5 Group Mars Pet Nutrition: "Благодаря решению Test&Learn мы смогли оценить эффективность перезапуска продукта, его вклад в рост категории. Сравнили динамику ключевых метрик по продуктовым группам, оценили переключения и изменения показателей в разрезах промо/регулярных продаж."

«В результате анализа открыли для себя новые возможности для развития, направления для изменений. В ходе проекта мы столкнулись с некоторыми ограничениями по подбору контрольной группы, несмотря на это, команда Dialog. X5 смогла предоставить альтернативный вариант анализа данных» — говорит Мария. Это позволило компании в кратчайшие сроки достичь нужного результата. «Платформа Test&Learn имеет огромный потенциал, в дальнейшем планируем использовать её функционал и работать в коллаборации с Dialog. X5 для принятия решений на основании данных, реализации новых проектов и роста категории кормов для животных» — уточняет она.

Полина Шраер, Старший менеджер по исследованиям DX Insights, PepsiCo: "В PepsiCo мы стремимся быть новаторами в инструментах коммуникации как с потребителями в целом, так и с покупателями в розничных сетях. Для этого мы, в том числе, активно используем POSM-материалы и различное оборудование в торговых точках, которое призвано акцентировать внимание гостей сети на наши бренды."

«В конце 2021 у нас появился именно такой проект, для полной реализации которого, нам необходимо было убедиться в эффективности и прибыльности нового инструмента. Именно поэтому после завершения пилота – размещения оборудования в некоторых точках сети, мы первым делом обратились к партнёрам из Dialog. X5, которые смогли предоставить нам в рамках отчета Test&Learn подробный анализ и сформулировать вывод по тому, какое влияние тестируемое оборудование оказало как на наши бренды, так и на релевантную категорию в конкретных точках продаж. Такая аналитика позволяет нам не только выстроить грамотный подход к бюджетированию трейд-маркетинговых инструментов, минимизируя риски и увеличивая потенциал нашего взаимодействия с покупателем, но и укреплять наши отношения с клиентом (сетью) через честный и открытый подход к совместному развитию категории» — рассказывает Полина.

Александр Платонов, Категорийный менеджер Henkel: "В современно мире тот, кто имеет больше информации, тот и занимает лидирующую позицию. Однако, на сегодняшний день важно иметь не только данные всего мира, но и получать их в максимально прозрачном и доступном виде."

«Платформа Dialog. X5 предоставляет данные в разрезах, которые позволяют посмотреть на клиента с новой стороны. В нашем случае в рамках Test&Learn было интересно посмотреть на запуск новинок, переключаются ли покупатели с других товаров категории или приходят специально за эксклюзивным товаром. Платформа продолжает непрерывно развиваться, что позволяет нам наращивать аналитическую мощь высокими темпами. В 2022 ждем новых сильных анализов и проектов» — говорит Александр.

Элина Лопатюк, Руководитель продукта Test&Learn Dialog. X5: "Мы рады, что Test&Learn открывает перед партнерами новые возможности для планирования и анализа рекламных активностей, а также формирования еще более успешных бизнес-кейсов."

«Оценка эффективности маркетинговых инициатив в магазинах — одна из ключевых задач, которая волнует всех участников FMCG-рынка. Так как Департамент Монетизации X5 Group реализует комплексный подход к решению задач бизнеса и формирует предложения для партнеров на основании лучших практик и потребностей ритейла, запуск нового продукта Test&Learn по оценке успешности инстор тестов является важной и неотъемлемой частью развития платформы Dialog.X5» — уточняет Элина.

21.03.2022

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

13.05.2024 - 02:47
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация