Новости

Рабочий клуб Родченко возвращается во Францию

Рабочий клуб Родченко возвращается во Францию

Уникальный проект завершён в МГХПА им. С.Г. Строганова. 

При поддержке фонда ArtRusse и президента Федерации шахмат Андрея Филатова на кафедре мебельного дизайна Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова (МГПХИ) завершён уникальный проект профессиональной реконструкции «Рабочего клуба СССР» Александра Родченко. В 1925 году дизайн «Рабочего клуба» для выставки в Париже был разработан Родченко при участии студентов Дерметфака ВХУТЕМАС, где Александр Михайлович преподавал в 1920–1930 гг. Предметы мебельного дизайна и конструктивистского интерьера воссозданы по технологиям начала века на базе оригинальных чертежей и схем из архива художника сегодняшними студентами и преподавателями Строгановки при участии внука А.М. Родченко, профессора академии Александра Николаевича Лаврентьева.

На Парижской выставке современных декоративных искусств и художественной промышленности в 1925 году «Рабочий клуб СССР», спроектированный основоположником конструктивизма, фотографом, художником и графиком Александром Родченко, стал сенсацией советского павильона. Контрастное сочетание графических линий и цветовых пятен, полное отсутствие декоративных элементов, ясная и прозрачная композиция мебельного ансамбля, подчёркнутая функциональность и трансформируемость элементов – облик рабочего клуба стал визитной карточкой молодого советского дизайна.

Успех революционного пространства Родченко на Парижской выставке был безусловен. В 20-е годы ХХ века  институт изб-читален задумывался идеологами молодого Советского государства как основной инструмент продвижения культурной революции и ликвидации безграмотности. И учитывая, что Александр Михайлович Родченко был, прежде всего, концептуальным художником, графиком, фотографом и плакатистом (недаром его рекламные плакаты были удостоены четырёх серебряных медалей на этой же выставке), «Рабочий клуб» воспринимался как рекламный объёмно-пространственный плакат новой советской эстетики и нового образа жизни советского человека.

Интерьер и мебель 1925 года, ставшие блестящим образцом промышленного конструктивизма, создавались в единственном экземпляре по эскизам и чертежам Родченко на  мебельной фабрике во французском Аньере – специально для участия в выставке. Затем комплект был передан Коммунистической партии Франции, и в настоящий момент дальнейшая судьба модели неизвестна.

Во второй половине ХХ века попытки воссоздания Рабочего клуба и отдельных его элементов предпринимались во Франции, Америке, Финляндии, Англии, Испании, Голландии и СССР. Один из таких комплектов, созданный в Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ), сейчас находится в экспозиции Пушкинского музея в Москве. В Третьяковке представлен рабочий клуб, выполненный немецкими мебельщиками для выставки в Баден-Бадене и Тейте. Но, несмотря на то, что в основе всех известных реконструкций Рабочего клуба лежит работа Родченко, одни и те же предметы мебели из разных наборов довольно сильно отличаются друг от друга по пропорциям, технологиям изготовления, материалам, цвету и фактуре отделки.

В рамках соглашения с Фондом Art Russe реконструкция «Рабочего клуба» была произведена студентами и выпускниками кафедры «Дизайн мебели» МГХПА им. С.Г. Строганова по материалам семейного архива А.М. Родченко, переданным внуком мастера – профессором Строгановки Александром Николаевичем Лаврентьевым.

Первым объектом реконструкции был знаменитый шахматный стол, ставший дипломной работой Николая Голикова, студента факультета мебели МГХПА им. С.Г. Строганова. Работа велась под руководством заведующего кафедрой «Дизайн мебели» Кирилла Чебурашкина и профессора, проректора по научной и международной работе академии Александра Николаевича Лаврентьева.

Важный этап проекта – масштабная исследовательская работа, включавшая детальное изучение архивных документов, истории всех реконструкций, подробный анализ материалов и технологий, доступных мебельщикам в первой трети ХХ века. В результате были выявлены наиболее вероятные конструктивные и технологические решения, которые применялись при изготовлении оригинальной версии в 1925 году. Создание нескольких тестовых макетов определило материалы и технологии, легшие в основу реконструкции знаменитого шахматного стола Родченко. Работа Николая Голикова была удостоена высокой оценки Государственной аттестационной комиссии.

В связи с огромным интересом к проекту  было принято решение создать весь интерьер Рабочего клуба в рамках комплексной реконструкции при поддержке Фонда Art Russe. При этом студенты и преподаватели поставили своей задачей создать интерьер как реально функционирующее, действующее пространство. Кроме шахматного стола, были воссозданы уникальный стенд для фотографий с шестигранными барабанами, трансформирующиеся рабочие столы со знаменитыми стульями, книжные  полки. Шахматный стол дополнил  комплект деревянных шахматных фигур в стиле конструктивизма, разработанный в 1976 году молодыми специалистами ВНИИТЭ – художниками Ириной Васнецовой и ее супругом Александром Лаврентьевым,  внуком Родченко. 

В рамках проекта изготовлено два комплекта, один из которых, в соответствии с соглашением с Фондом Art Russe, передан во Францию и в ближайшее время станет экспонатом коллекции Шато ла Грас де Приер в Сент-Эмильоне.

Другой комплект передан в музей МГХПА им. Строганова и размещён в помещениях кафедры «Дизайн мебели», по праву считающей себя преемницей знаменитого Дерметфака ВХУТЕМАСа, на котором когда-то преподавал Александр Родченко.

«Цели и задачи Рабочего клуба как институции во многом созвучны образовательно-просветительскому кластеру, которым, по сути, является кафедра высшего учебного заведения, особенно связанного с дизайном, – говорит участник реконструкции, заведующий кафедры дизайна Кирилл Чебурашкин. – Наш Рабочий клуб – живое пространство, где студенты учатся и отдыхают. У нас есть уникальная возможность наблюдать и анализировать сильные и слабые стороны воссозданного Клуба. И – как профессионалам – искать компромиссные решения между аутентичной эстетикой и современными функциональными требованиями к административно-образовательному пространству. Проект призван дать шанс на реализацию прекрасной утопии столетней давности, ставшей визитной карточкой отечественного мебельного дизайна».

О ФОНДЕ ARTRUSSE

Фонд Art Russe основан предпринимателем Андреем Филатовым в 2012 году для реализации просветительских проектов, направленных на популяризацию русского искусства ХХ века. Собрание Фонда включает работы мастеров разных жанров, созданные в период с конца ХIХ до конца ХХ вв. Art Russe ставит своей целью информирование международной аудитории о русском искусстве этого периода путём поддержки выставочных проектов, предоставления работ для экспонирования русским и зарубежным музеям и галереям. Важным направлением деятельности Фонда является издание книг и каталогов о художниках в рамках собственного издательского проекта. В разное время Фонд выступил организатором  международного проекта «Виктор Попков. Гений русской души» (Москва–Венеция–Лондон), первой на Ближнем Востоке выставки русского искусства в Абу-Даби, экспозиции «Наследие Второй мировой войны в русском  искусстве» в Лондоне. Постоянная галерея работ из собрания Фонда Art Russe работает в музейном комплексе Бьюли (графство Хепшир) и является первой постоянной экспозицией русского искусства на территории Великобритании.

30.11.2021

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.04.2024 - 05:22
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация