Интервью

Средний бизнес "распробовал" интеллектуальный консалтинг - А. Кузьмичев

В настоящее время впервые за несколько последних лет в России наблюдается устойчивый рост спроса на услуги профессиональных консультантов. Эта ситуация для нашей страны не нова. Дело в том, что финансовый кризис 1998 г. принес не только минусы, но и немалые плюсы российскому бизнесу.
Очень многие отечественные компании тогда прибегали к услугам профессиональных консультантов, чтобы грамотно распорядиться внезапно возникшими конкурентными преимуществами и повысить эффективность бизнеса в благоприятных экономических условиях. Но постепенно положительный эффект девальвации сошел на нет, и из-за возрастающей конкуренции эффективность бизнеса начала падать. В результате сегодня мы наблюдаем новую волну обращений бизнесменов в консалтинговые компании – теперь уже за услугами так называемого интеллектуального или стратегического консалтинга. Подробнее об этой тенденции корреспонденту RBC daily Андрею Сердечнову рассказал управляющий директор PRADO Управленческое консультирование (подразделение PRADO Банкир и Консультант) Александр Кузьмичев.

Справка: PRADO Банкир и Консультант входит в число 50 крупнейших консалтинговых компаний России. В ней работают более 800 специалистов самой высокой квалификации (в том числе более 100 экспертов-консультантов, имеющих многолетний успешный опыт работы на рынке). Одно из ключевых направлений деятельности – интеллектуальный консалтинг.

– Александр, что такое интеллектуальный консалтинг и какое место он занимает в общем спектре услуг консалтинговых компаний?

– Интеллектуальный консалтинг – это сфера деятельности, успех в которой зависит не столько от используемых технологий, сколько от опыта и знаний консультантов. Если говорить о западной практике, где рынок консультационных услуг развит и имеет большую историю (начиная с 20-30-х годов прошлого века), то интеллектуальный консалтинг занимает там "верхнюю строчку" как по приоритетности данного направления, так и по стоимости услуг. В России же этот вид консультационных услуг пока только набирает обороты. И популярность его приходит вместе с осознанием необходимости коренных преобразований владельцами или топ-менеджерами бизнеса. Ведь если другие виды консалтинга больше ориентируются на менеджмент среднего звена и на решение очевидных операционных проблем, то интеллектуальный консалтинг нацелен преимущественно на руководителей и собственников компаний и ставит своей целью глобальное стратегическое развитие бизнеса.

– Насколько широко сегодня предложение именно этого вида консалтинга в России?

– С моей точки зрения, российский рынок консалтинга вообще пока не структурирован. На нем еще не сложились основные игроки, основные доли. Но все больше и больше компаний сегодня уделяют особое внимание направлениям интеллектуального консалтинга. Даже специализированные компании, аудиторские или, например, IT-компании, в последнее время создают собственные консультационные подразделения. Но общий уровень предложений в этом сегменте пока, к сожалению, невысок. Сегодня очень сложно найти компанию, предлагающую действительно качественные услуги. Поэтому зачастую потенциальные клиенты ориентируются даже не на компанию, а на конкретных людей, которые имеют определенную репутацию и опыт. Ведь этот рынок довольно узок, настоящих профессионалов, менеджеров проектов не так много, поэтому все друг друга хорошо знают и примерно представляют, кто какие оказывает услуги и каков уровень этих услуг.

– Можно ли поставить знак равенства между интеллектуальным консалтингом и стратегическим консалтингом?

– Если подходить с точки зрения западной терминологии, наверное, да. Но с другой стороны, существуют и более узкие ниши, которые не попадают под определение стратегического консалтинга. Например, консультирование российских сырьевых гигантов – газовиков, нефтяников. Помимо вопросов, связанных со стратегией, системами управления, необходимо еще и знание определенной отраслевой специфики, каких-то стандартных отраслевых технологий. В широком же смысле интеллектуальный, стратегический, управленческий консалтинг – это тождественные определения.

– Услуги опытного стратегического консультанта довольно дороги. Можно ли объяснить на прикладном уровне, за что платит клиент?

– Если говорить о нашей стране, то услуги стратегических консультантов здесь не столь высокооплачиваемые, как на Западе. Хотя, конечно, заработки в управленческом, стратегическом консалтинге достаточно высоки по сравнению с общероссийским уровнем. Причины просты – во-первых, пока бывает очень сложно объяснить клиенту, за что он платит деньги, и второе – то, что многие российские клиенты в принципе пока не готовы платить за качественные услуги. Наверное, это связано с тем, что, в отличие от Запада, прежде всего США, у нас не очень высокая культура потребления консалтинга. Например, часто консультантам поручают решать задачи, которыми должны заниматься операционные менеджеры компании.

Если же говорить о том, что предлагается и за что платятся деньги, то в принципе клиенты готовы платить за две вещи, которые достаточно взаимосвязаны. Первое – это повышение стоимости бизнеса. Многие крупные и средние компании сейчас стали задумываться о выходе на фондовые рынки, встал вопрос об их превращении в публичные компании, и поэтому стоимость своего бизнеса сейчас многих волнует. Второй момент – это повышение эффективности бизнеса. Оживление российских компаний, которое было вызвано 1998 г., постепенно уходит в прошлое. Рынки насыщаются, места у игроков становится все меньше и меньше, им приходится конкурировать. Актуальности вопросу повышения эффективности добавляет и предстоящее вступление России в ВТО, которое сейчас в любой отрасли вызывает некое опасение за будущее с точки зрения того, насколько компании окажутся конкурентоспособными с приходом западных игроков.

Но главное в вопросе объяснения стоимости услуг консультантов, как я уже говорил, даже не конкретные прикладные методики, а знания и практический опыт консультантов. Проблема ведь заключается в том, что очень сложно сразу подсчитать результат. Скажем, увеличение стоимости бизнеса публичной компании подсчитать реально, нужно просто сравнить котировки акций "до" и "после". Если говорить о непубличных компаниях, о среднем бизнесе, на котором специализируемся мы, то оценить изменение их стоимости намного сложнее. Дело в том, что на рост или "нерост" бизнеса оказывает влияние очень много факторов, один из которых – это качество работы консультантов. Консультант может хорошо сделать свою работу, но воплощение его рекомендаций на уровне операционного менеджмента может быть недостаточно адекватным, и поэтому результаты могут оказаться не совсем теми, которых ожидали консультант и бизнесмен, его пригласивший.

– Но понятно же, что потенциальный клиент хочет видеть некий пример перед глазами, и что в таких условиях можно сделать?

– Традиционно здесь очень важна репутация консалтинговой компании, рекомендации от бизнес-партнеров, и вообще всех тех, с кем она уже работала. Ну а при решении каких-то узких проблем это могут быть, что называется, счетные результаты. Например, у нас был проект, задачей которого являлось повышение эффективности бизнеса компании за счет сокращения численности ее персонала. В принципе в данном случае экономический эффект можно измерить, но зачастую консультанты сталкиваются с тем, что компания не обладает нормальной системой учета, которая позволила бы посчитать экономический эффект от наших предложений.

– Есть ли у Вас оценка объема спроса на услуги интеллектуального консалтинга? И если да, то кто является их основными потенциальными потребителями?

– Потенциальным потребителем этих услуг является весь бизнес. Здесь я выделил бы три категории клиентов. Первая – это крупный российский бизнес. Его специфика – это четкая граница между собственниками компании и топ-менеджерами. В основном это крупные публичные компании, которые работают не только в России, но и на международных рынках, и в основном потребляют услуги западных консалтинговых компаний. Это объяснимо: западные консультанты предлагают лучшую мировую практику по отраслям – то, чего в силу объективных причин еще нет у российских консультантов. Вторая категория клиентов – это средний российский бизнес. Здесь чаще всего собственник является топ-менеджером, и все решения принимаются им. Третья категория – это мелкий бизнес, который, если говорить откровенно, просто не имеет денег на то, чтобы пригласить консультантов для осуществления полноценного проекта. Исходя из этой ситуации, происходит и структуризация консалтинговых услуг. То есть часть компаний стремится работать с крупными предприятиями, что с экономической точки зрения консультантам выгодно. Большая же часть российских консалтинговых фирм работает со средним бизнесом по реструктуризации, повышению его эффективности, либо по подготовке выхода на фондовый рынок. Если говорить о рынке в денежном выражении, то из-за закрытости оценить его объем сложно. Но я думаю, что годовой объем российского рынка консалтинга – это сотни миллионов долларов.

– Каковы Ваши прогнозы по росту объема рынка и каково, на Ваш взгляд, будущее российского рынка интеллектуального консалтинга?

– С одной стороны, идет формирование на рынке универсальных компаний. А с другой стороны, происходит специализация консультантов, выделяются компании-специалисты в каких-то узких областях – IT, управленческое консультирование, область финансов, персонал, тренинги и т. д. То есть вначале рынок одновременно будет двигаться в разные стороны, а затем начнет происходить консолидация на уровне поглощений и образования конгломератов IT-специалистов, экспертов в области управленческого консультирования, финансистов и т. д. В результате в ближайшие 3-5 лет будет наблюдаться рост и раздел рынка между основными игроками. Ведь, как показывает практика, спрос на консалтинговые услуги растет, причем как в мире, так и в России. Происходящее сегодня я бы назвал второй волной обращений к консультантам после 1998 г. То есть компании, которые в конце 90-х – начале 2000-х годов обращались к консультантам – преимущественно к IT-компаниям для автоматизации бизнеса, внедрения ERP-систем, – уже закончили эти проекты. Прошел год-два осознания результатов, и они обнаружили, что, скажем, ERP-система у них есть, а счастья как не было, так и нет. Появилось понимание того, что нужно что-то кардинально менять в бизнесе, повышать его эффективность, и эти задачи хотя и можно решать с помощью внедрения автоматизированных систем, но полностью решить проблему с операционной эффективностью можно только комплексно и, прежде всего, создав эффективную систему управления предприятием. Поэтому если говорить о нашей компании, то мы имеем достаточно много клиентов, которые приглашают нас после автоматизации, поскольку бизнес-процессы у них не отстроены, бизнес работает неэффективно, непонятна оргструктура, зоны ответственности и т. д. Видимо, спрос подхлестывается во многом этим фактором.

– Соответственно, если спрос на услуги консультантов сегодня увеличивается, то и объем рынка будет заметно расти?

– Я думаю, что да, поскольку сейчас компании во всех отраслях сталкиваются с необходимостью повышать свою эффективность. Но здесь я бы не стал говорить категорично, поскольку есть еще один аспект – это переход консультантов к своим клиентам, в бизнес. То есть многие компании сегодня предпочитают под проект нанимать команды консультантов по 3-5 человек, формируют из них отделы развития и уже работают собственными силами, отдавая какие-то отдельные процессы на аутсортинг внешним консультантам. В принципе это немного уменьшает рынок консалтинговых услуг. Но, тем не менее, он будет расти.

Я думаю, что и малый бизнес тоже потихоньку начнет подтягиваться. Может быть, это будет не интеллектуальный консалтинг, но тем не менее. Например, сейчас я и мои сотрудники читаем лекции и проводим открытые семинары по различным направлениям бизнеса, и около 70% слушателей, которые к нам приходят, – это представители малого бизнеса, которые хотят понять и освоить методологию, а потом самостоятельно с минимальным привлечением консультантов ее применять у себя в компании. С моей точки зрения это достаточно перспективная практика. Многие компании – и PRADO в том числе – успешно развивают направление тренингов.

– Все-таки, можно ли привести конкретный пример, результат работы специалистов по интеллектуальному консалтингу?

– Мы работали с небольшой производственной компанией с численностью сотрудников 200-250 человек и годовым оборотом около 10 млн долл. Мы им помогли оптимизировать систему управления, и где-то к концу проекта у них в 1,5- раза выросли продажи. Если же говорить о системах управления вообще, то основной эффект работы консультантов состоит в том, что руководство, собственник начинают понимать, что у них происходит в компании. Наверное, это главный результат, по достижении которого можно сказать, что консультанты не зря получили свои деньги. Это может быть в меньшей степени связано с деньгами, с прибылью, с объемом продаж, но просто зачастую люди, которые управляют бизнесом, не до конца понимают, что в нем происходит, и поэтому не могут эффективно им управлять.

– То есть в итоге руководителю становится работать легче?

– Да, безусловно. Вообще лично у меня есть такой критерий оценки потенциального клиента: если у человека рабочий день больше 14 часов в сутки, скорее всего, он наш клиент. И если мы с этих 14 и более часов сможем сократить его рабочий день хотя бы до 10, то для владельцев бизнеса это уже неплохой результат.

Андрей Сердечнов
RBC daily

09.06.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

02.05.2024 - 23:13
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация