Анализ рынков

Обновление "Потребительского индекса Иванова"

Обновление "Потребительского индекса Иванова"

Sberbank Investment Research, аналитический департамент Sberbank CIB[1], публикует 20-й выпуск обзора потребительской уверенности россиян — «Потребительский индекс Иванова»[2]. В очередном обзоре анализируются тенденции в части расходов, сбережений и потребительского поведения граждан.

Индекс потребительской уверенности опустился до –15 % во втором квартале 2017 года, но улучшился до –12 % в третьем квартале. Индекс демонстрирует позитивный тренд с конца 2015 года.

Основные выводы по итогам опроса потребителей следующие:

  • отмечена      положительная поквартальная динамика всех компонентов индекса, но наиболее      заметно изменение оценки условий для совершения крупных покупок. Мы      думаем, что улучшившееся настроение связано с ростом реальных доходов в 3-м      квартале 2017 г. на фоне рекордно низкой инфляции (3,4 % в среднем в 3-м      квартале 2017-го против 4,2 % во 2-м квартале 2017-го и 7 % годом ранее).      В результате оценка личного благосостояния за последние 12 месяцев      улучшилась до –16 % в 3-м квартале 2017 года, что является лучшим      значением с конца 2014 года;
  • несмотря на небольшое      уменьшение показателя чистого найма, уровень безработицы среди наших      респондентов уменьшился с 10,9 % во втором квартале 2017-го до 10,6 % в третьем      квартале, что является самым низким значением за последние два года. При      этом доля лиц с неполной занятостью, но желающих работать полный рабочий      день составила 8,9 % против 9,2 % во втором квартале 2017 года и 8,2 % год      назад. В то же время число респондентов, которые отметили, что их компании      нанимали новых сотрудников, немного уменьшилось: 9,1 % по сравнению с 9,2 %      во втором квартале 2017-го. Кроме того, доля тех, кто утверждал, что в их      компании были увольнения (или что число сотрудников сократилось за счет      истощения) выросло с 40,7 % во втором квартале 2017-го до 42,0 %, что      значительно меньше 47,4 % зарегистрированных год назад. В результате      индекс чистого найма составил –33,0 % в третьем квартале 2017 года по      сравнению с –31,5 % во втором квартале 2017 годаи –40,0 % в третьем квартале      2016 года;
  • исследование показывает      ускорение роста заработной платы до 5,5 % во втором квартале 2017-го по      сравнению с прошлым годом, что немного меньше 6,1 %, по данным официальной      статистики. Официальная статистика по заработной плате включает только      крупные компании, но не работников более мелких компаний и работающих      неофициально. Согласно опросу, 29 % наших респондентов получили повышение      или индексацию заработной платы на 6,2 % с начала года, что      свидетельствует о среднем увеличении на 1,8 % для всей выборки. Согласно      ответам респондентов, при увеличении заработной платы только 20 %      дополнительного дохода будут направлены на питание (по сравнению с 38 %      доходов, которые в настоящее время тратятся на питание), 13 % — на одежду      и предметы домашнего обихода (в настоящее время 17 %), а 12 % будут      сохранены (7 % в настоящее время);
  • доля Ивановых, старающихся экономить      на продуктах питания, уменьшилась с 71 % до 68 % в третьем квартале 2017-го.      Популярность всех методов по снижению трат сократилась: совершение покупок      в дешевых магазинах (уменьшилось с 68 % во втором квартале 2017 года до 64      % в третьем), использование промоакций (уменьшилось с 62 % во втором      квартале 2017-го до 60 % в третьем), покупка менее дорогих продуктов      (уменьшилось с 62 % во втором квартале 2017 года и до 60 % в третьем).      Доля потребителей, которые посещают магазины только ради промоакций,      уменьшилась с 48 % во 2-м квартале 2017 года до 45 % в 3-м квартале 2017-го.      Интересно, что 20 % респондентов отметили, что вместо запланированных для      готовки продуктов покупают продукты по промоакциям. Тем не менее доля      Ивановых, чувствительных к уровню цен, осталась той же, что и в прошлом      квартале (75 %);
  • несмотря на общую сдержанность      Ивановых в отношении расходов на продукты питания, мы отмечаем позитивные      изменения. В чистом выражении доля клиентов, пытающихся сэкономить на      непродовольственных товарах и услугах, снизилась во всех категориях. Более      того, индекс упал до рекордного минимума в таких категориях, как питание      вне дома, развлечения, отдых и коммунальные услуги. Доля людей, пытающихся      сэкономить на развлечениях и отпусках, уменьшилась на 5 п. п. до 59 % и 48      % соответственно. Это еще одно подтверждение тому, что Ивановы смогли      наконец позволить себе выехать за границу в третьем квартале 2017 года;
  • что касается причин беспокойств      населения, общая картина не изменилась в прошлом квартале. Самой серьезной      проблемой, на взгляд наших респондентов, осталась коррупция (59 %).      Безработица была второй по величине проблемой и была отмечена 53 % наших      респондентов (против 55 % в прошлом квартале). Беспокойство по поводу      инфляции было отмечено 49 % респондентов и осталось на третьем месте.      Наконец, только 18 % респондентов были обеспокоены обменным курсом рубля,      что на 1 п. п. выше значения в предыдущем квартале;
  • влияние бренда на покупку      довольно низкое (только 16 % намеренно ищут определенные бренды при      совершении покупок). В то же время 40 % всегда покупают самые дешевые      товары в категории, а 45 % ищут бренды в зависимости от категории. Это      противоречит представлениям о важности создания бренда, но мы считаем, что      ситуация начнет меняться вместе с восстановлением реальных доходов.      Ценность бренда является самой низкой в сегменте хлебобулочных изделий (21      %), а самая высокая — в категории алкогольной продукции (52 %) и детского      питания (61 %).

Помимо публикации основного индекса потребительской уверенности, регулярный обзор включает в себя анализ опережающих показателей, которые дают представление об основных тенденциях в секторах российской экономики, ориентированных на потребителя и отличающихся высокими темпами роста, в том числе в розничной торговле, банковской сфере, телекоммуникациях, медиа, ИТ, недвижимости и транспортном секторе.

Опрос разработан исследовательским агентством Cint по поручению Sberbank CIB и проводится ежеквартально по методике, соответствующей ежеквартальным опросам Росстата и оценкам потребительской уверенности, применяемым в ЕС. Наше исследование, однако, охватывает более широкий спектр вопросов, относящихся к потребительскому поведению россиян со средним уровнем дохода. Обзор основан на итогах опроса 2300 граждан в возрасте 18–65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100 тыс. человек. Погрешность наших оценок ниже 2 %.

 


[1]На основе ЗАО «Сбербанк КИБ».

[2]Фамилия Иванов считается самой распространенной в России, а условный Иванов в обзоре является типичным представителем российского среднего класса.

15.11.2017

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Смартфоны и гаджеты стали самым непопулярным подарком на День святого...Смартфоны и гаджеты стали самым непопулярным подарком на День святого...
Россияне предпочитают дарить съедобные подарки на День Святого Валентина. Такие результаты показал опрос пользователей Одноклассников, проведенный накануне праздника.
Меняется реальность. Меняемся мы. Коммуникация в посткризисный периодМеняется реальность. Меняемся мы. Коммуникация в посткризисный период
Три года все терпеливо ждали, когда завершится кризис и мы заживем по-старому. За это время все успели свыкнуться с новыми экономическими реалиями и даже приняли их, нашли новые способы радоваться жизни.
Талант или навык? Название для бизнесаТалант или навык? Название для бизнеса (3)
Всякому адекватному человеку ясно, что лучшее название для магазина одежды – «Одежда», строительной фирмы – «СМУ» или «Стройтрест», а для кафе-мороженого – «Кафе-мороженое». Но главное – это понятно и неймеру, если он тоже адекватен и не сформировался эстетически и ментально, гуляючи по томным приморским бульварам в шикарном костюме с золотым отливом.
В российские корпоративы пришла мода на самих себяВ российские корпоративы пришла мода на самих себя
В конце 2017 – начале 2018 года среди агентств наблюдался активный спрос на корпоративные мероприятия «А-ля рус». Успехом стали пользоваться тематические праздники с медведями, русскими принтами и икрой с блинами. Гжель, хохлома, башни московского Кремля, звезды, красный и золотой, преобладали в айдентике событий. Тренды прошлых лет на нано-праздники, цифровую трансформацию и тематические корпоративы в стиле «Великого Гетсби» уходят в прошлое.
Реклама не просто опасна. Она доводит до безумияРеклама не просто опасна. Она доводит до безумия (2)
В сети можно узнать все, что угодно, о любом человеке — а особенно о его слабостях. Этим активно пользуются рекламщики: они выслеживают и подслушивают пользователей, а часто доводят своих жертв до клинических состояний. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (2)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 
Художник-археологХудожник-археолог
ГЦТМ имени А. А. Бахрушина открылась выставка «Кирилл Данелия. Новая археология» — проект, в центре внимания которого Кирилл Данелия, как художник и коллекционер. 
Московское метро - Подземный Памятник архитектурыМосковское метро - Подземный Памятник архитектуры
Открывается выставка "Московское метро - Подземный Памятник архитектуры". Поход за креативом и вдохновением. Возможность посмотреть как выглядели проекты метро. Реализованные или нет экспонаты выставки интересны дизайнерам.
Художественные сокровища РоссииХудожественные сокровища России (1)
Открылась выставка «Художественные сокровища России. Лучшее из российских собраний: от иконы до живописи модерна». Как всякая новая выставка работа получилась спорная. Новая площадка, попытка нового экспонирования, известные и не известные работы русских мастеров. Стоит пойти и составить собственное мнение.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

19.02.2018 - 11:37
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация