Школа рекламиста

ICO: основные риски

ICO: основные риски

Итак, опыт «Первой книги об ICO» (в двух пока частях) и прошлой статьи показал, что: во-первых, очень многие не понимают, что же есть ICO, для чего именно оно нужно и главное — в чём его уникальность; во-вторых, и с другой стороны — среди этого явления слишком много хайпа. Попробуем же начать ставить точки над ё, пока бед не стало слишком много.

№0. Пузырь

Самое обидное и страшное в том, что Bitcoin — первое блокчейн-решение в мире — появился именно как ответный удар на кризис 2007-2009 (или 2008 года — как удобней). Люди получили уникальный инструмент, который за счёт автоматизации, псевдо-анонимности, децентрализации смог решить множество проблем. Но что дальше?

Дальше из него сделали: а) сверхдорогой, б) спекулятивный и в) не интересный из-за этого многим сервис. И более того — внедрили в него то, против чего он был создан.

Из-за такого подхода государство (конкретные гос. органы) имеет все основания объявить данную сферу высокорискованной и поставить под запрет или, как минимум, жёсткое регулирование.

Что и случилось буквально вчера, впрочем, ничего нового лично я не увидел. Вопрос сейчас не в том, сможет США, например, что-то предъявить возможному соучредителю биржи btc-e, и даже не в том — когда закончит действия палочная система в России против крипто-активов, а в том — когда же само криптосообщество поймёт, что старая логика (идеология тоже — в хорошем смысле) не действует в новой формации, в рамках новых техник.

И это, пожалуй, самый большой риск, который должен оценить всякий, кто называет себя крипто- или просто анархистом и кто готов развивать блокчейн не просто как некий набор кода, но и как важный набор правил и принципов.

№1. Команда

В ICO, как и любой другой сфере, есть проекту, куда вкладываться уж точно не стоит: Мавр, OneCoin, E-dinar, Kibo… Но всегда есть страх того, что проект не запуститься не потому, что это скам, а потому — что внутри команды станет что-то не ладно.

Человеческий фактор, если одним словом.

И такое уже было и не раз. Поэтому одним из критериев первичной оценки всегда является команда: на сколько она профессиональна, где засветилась, чем известные её члены и так далее.

Более того — именно благодаря изучению этого аспекта можно установить взаимосвязи разных проектов: как, скажем, тот же Kibo & OneCoin; или — банка Полибиус.

Но главное, о чём забывают ныне инвесторы, это то, что ВСЕ команды, вышедшие на ICO, — новые команды: даже если что-то запущено ими в рамках старых проектов или на базе старых (как, скажем, Brave) — это всё равно а) новая сфера и б) новый подход.

Если взять пример из централизованного мира, то, пожалуй, одним из ярких среди последних будет попытка (от/за)воевать операторами сотовой связи рынок банковских услуг: да — у них большая клиентская база; да — они доступны для каждого в телефоне, который есть (почти) у каждого, а то и два; да — у них неплохой технологический арсенал.

И всё же клиент оператора как абонент и как человек с банковским счётом — это две большие разницы. Здесь, в ICO, ровно то же самое: это могут быть мотивы, ожидания и что угодно.

Факт команды же сам по себе для многих стал очевидным и всё же, судя по обращениям клиентов, а их с каждым месяцем — только больше, понимаю, что чёткой схемы ни у кого нет. Но, открою секрет, её нет в принципе, есть, скорее сценарии оценки. Я их называю антифрод-оценка ICO. Но за пару абзацев навряд ли опишешь, поэтому сделаю акцент на принципах:

  1. Геолокация создателей: скажем, те, кто получил прибыль на первой волне ICO, начали выступать советниками, гарантами для тех, кто приходит сегодня. Всё хорошо и правильно, только возникает сразу же несколько вопросов: а знает ли гарант о своих подопечных и что именно? второй, ещё более важный — а может ли гарант вообще заниматься курируемым проектом, если сам находится в постоянном движении по миру. Нет, удалённо работать — никто не запрещал, тем более в этой сфере: вопрос в том, что перелёты, конференции и так далее — всё это отнимает массу времени, которое, между прочим, не так трудно рассчитать. Надеюсь,
    суть ясна.
  2. Трудовые связи: когда и откуда пришёл, ушёл, зачем и почему. С кем работал,
    какие есть данные от коллег. Поиск старых резюме и вакансий. Общий стаж, профессиональные навыки. Ведь зачастую адвизорами сейчас выступают люди, которые а) известны и б) представляют некий бренд или имя. Но возникает вопрос, а на сколько этот бренд и имя соответствует тому, что курирует конкретный специалист? Ещё одни немаловажный фактор — это возраст: банальный пример — доступ к ключу для мультиподписи лица, которому 50+: если знакомы со скоринг-анализом, то поймёте, что страхование личной ответственности,
    скажем, в 20, 30, 40 и 50 отличаются по коэффициентам. Здесь — почти то же самое.
  3. Прошлые наработки: очень не многие, опять же — по опыту меня и из тех источников, что открыты к изучению, обращают должно внимание на этот фактор. Между тем,
    он — говорящий: скажем, у того же OneCoin это очень хорошо прослеживается.
  4. Открытость: считаю, что это — принципиальный момент для блокчейна. Если человек не открыт для диалога, пусть на это будет уходить даже 48 часов в сутки, он изначально а) не умеет планировать, б) не поддерживает принципы самого blockchain и лично для меня является в лучшем случае тем, кто хочет заработать на взрывной волне ICO. Проверить легко — написать ему/ей.
  5. Понимание юридичесской, экономической, бизнес- составляющей проекта: здесь,
    к сожалению, как минимум, с первой и второй — всегда проблемы. Понимаю, что прежде всего на арене — технари и их это интересует мало, но, если посмотрим на опыт прошлых лет и сфер,
    скажем, e-commerce, e-money, то увидим, что именно не учёт этих факторов стал роковым даже для самых продвинутых проектов.

№2. Технология

Пожалуй, для многих — это краеугольный камень: с одной стороны здесь явно прослеживается наследство НИОКР, так как результат заранее не известен, а с другой — почти все блокчейн-решения имеют аналоги в обычном мире. И не учёт этого — одна из самых распространённых ошибок.

Возьмём, скажем, Golem, да — интересный сервис, но а) на вопросы, которые задали через мой блог на Хабре, я пока ответа не получил, и б) сам по себе сервис решает проблемы, которые уже были решаемы ранее. И, можете посмотреть, их решение не является тривиальной с инженерной точки зрения задачей.

Или SONM? Особенно хорошо это видно, если проследить не очень удачные проекты, скажем, filecoin. И сравнить, скажем, с собратьями: такими, как Storj.

Но самое лучше — это задать вопрос специалистам: благо форумы и чаты никто не отменял. Да и toster.ru, например, тоже. Только вот, опять же исходя из первичного анализа, прихожу к выводу, что в русскоязычной среде этого почти никто не делает. Да и в англо- не сказать, чтобы было популярным решением.

Меж тем, это а) дёшево, б) быстро, в) несомненный плюс для инвестиций.

Вся проблема в том, что ICO хотят оценивать быстро — технически, скажем так, тогда как здесь работает только фундаментальный анализ, при том — я бы даже применил к нему термин эвристический, поскольку сфера только-только нарождается.

№3. Закон

Дура, как известной, дурой, а закон — законом (в смысле — суров): SEC, как сказал выше, вернулась к своей любимой формулировки «активы с доходом = акции», прокуратура (опять же — выше по тексту) снова взялась за гонение и получение палок и это в стране, которая хочет всех догнать и перегнать по крипто-регулированию: да чего там — в стране, где сам Президент встречался открыто с основателем одного из ведущих мировых блокчейн-проектов.

В этом смысле Россия — не то, чтобы уникальна, но, скорее, сама делает всё, чтобы растерять лимит доверия. Вот краткое содержание предыдущих серий: в 2014 году выходит не Письмо или какой-то нормативный акт ЦБ, а… информация — своего рода пресс-релиз от PR-службы Центробанка, где говорится, что биткойн и иже с ним — это денежные суррогаты. Никаких оснований, как доказал я в совместном исследовании, это под собой не имело (и не имеет).

В 2015 году Минфин, руководствуясь лобби МВД-СК-Прокуратуры и частично — Росфинмониторинга и Роспотребнадзора начинает разработку пресловутых законов с административным, а потом и вовсе — уголовным наказанием за «производство» и «распространение» крипто-активов. Но Минэкономразвития и крупные игроки рынка поняли, что в таких формулировках пострадают все их мили, бонусы, карты лояльности, сертификаты и другие маркетинговые инструменты и начали войну сомнений — в результате которой появилась поправка, которая в общем-то на корню убила само начинание Минфина, которому, к тому же, Центробанк сказал, что не хочет вообще заниматься в качестве регулятора подобной сферой.

Бизнес меж тем, связанный с p2p, ушёл из России.

В 2016 же госорганы поняли все грехи, совершённые ранее и встали на позицию: «блокчейн — да, биткойн — нет». И даже начали кое-какие наработки в сфере. В частности, на сегодня есть мастерчейн в банках и попытки создания разного рода госреестров на основе блокчейна.

Но уже в 2017 году комиссия по изучению крипто (куда, например, входит Элина Сидоренко, Ольга Скоробогатова). Обращу внимание вот на что: Э. Сидоренко — это профессор кафедры уголовного права, процесса и криминалистики МГИМО, а также она — руководитель группы по оценка рисков оборота криптовалют в России.

То есть из всей плеяды юристов выбрали не абы кого, а профессора, который знает толк в уголовном праве. И группу назвали: по оценке рисков…

И всё это на фоне таких заявлений: майнеров не будут облагать налогом, Россия — станет первой страной с законом о криптоактивах, «нет смысла запрещать» и так далее.

Но не только Россия отмечена этим: в ЕС хотят уравнять IPO и ICO, про США вы уже в курсе, Китай то запрещает оборот, то вновь разрешает, а Сингапур всё медлит со специальными актами… Примеров на самом деле будет очень много, но суть такова, что государство и блокчейн не совместимы по сути: и не совместимы именно с позиции государства.

Поэтому каждый crypto-инвестор должен принять это как данность, как факт. Но пока почему-то превалирует позиция о том, что якобы государственное регулирование всё исправит в лучшую сторону.

№4. Иные риски

Безусловно, в таком виде это очень широкая и для многих — не ясная категория. Но всё же это именно так, потому что сюда можно отнести: риски политические, когда всё решится, например, национализацией, которая к праву/закону не имеет никакого отношения; риски культурные, когда какой-то продукт может быть воспринят определённым этносом, группой ли по интересам порочным; риски конкурентные: скажем, когда классические провайдеры начнут «войну» против блокчейн сервисов в качестве их же аналогов. И так далее.

Цель этого материала и всех предыдущих как раз и состоит в том, чтобы нормализовать рынок ICO и крипто без участия государства: да, это сложно и не сделать за один год, но все возможности и инструменты у нас уже есть. Осталось только разобраться с базовыми принципами.

31.08.2017

на печать


Комментарии

джонни
31.08.2017 21:12 | сообщение #1
 

Ситуация такова, что в данном направлении реально много денег. Первыми в такие направления, помимо профессионалом-первопроходцев приходят мошенники, которые стремятся быстро снять сливки с "горячей темы".

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


1000 сортов пива со всего мира

1000 сортов пива со всего мира
1000 сортов пива со всего мира. Эта большая энциклопедия пива содержит более 1300 пивных брендов. Одна только Германия, родина большинства сортов пива на планете, представлена более чем 800 традиционными пивоварнями и всем разнообразием их брендов. Помимо подробного, красочного введения, описывающего историю пива и его триумф во всем мире, в книге показаны все континенты и страны с их особыми формами пивоварения. Издание начинается с Германии, потому что именно здесь лежат корни всего пивоваренного искусства но охватывает весь мир с его пивным разнообразием. Описаны особенности различны марок пива их упаковка, дизайн и специфика брендов.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

30.05.2025 - 23:43
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация