Школа рекламиста

ICO: основные риски

ICO: основные риски

Итак, опыт «Первой книги об ICO» (в двух пока частях) и прошлой статьи показал, что: во-первых, очень многие не понимают, что же есть ICO, для чего именно оно нужно и главное — в чём его уникальность; во-вторых, и с другой стороны — среди этого явления слишком много хайпа. Попробуем же начать ставить точки над ё, пока бед не стало слишком много.

№0. Пузырь

Самое обидное и страшное в том, что Bitcoin — первое блокчейн-решение в мире — появился именно как ответный удар на кризис 2007-2009 (или 2008 года — как удобней). Люди получили уникальный инструмент, который за счёт автоматизации, псевдо-анонимности, децентрализации смог решить множество проблем. Но что дальше?

Дальше из него сделали: а) сверхдорогой, б) спекулятивный и в) не интересный из-за этого многим сервис. И более того — внедрили в него то, против чего он был создан.

Из-за такого подхода государство (конкретные гос. органы) имеет все основания объявить данную сферу высокорискованной и поставить под запрет или, как минимум, жёсткое регулирование.

Что и случилось буквально вчера, впрочем, ничего нового лично я не увидел. Вопрос сейчас не в том, сможет США, например, что-то предъявить возможному соучредителю биржи btc-e, и даже не в том — когда закончит действия палочная система в России против крипто-активов, а в том — когда же само криптосообщество поймёт, что старая логика (идеология тоже — в хорошем смысле) не действует в новой формации, в рамках новых техник.

И это, пожалуй, самый большой риск, который должен оценить всякий, кто называет себя крипто- или просто анархистом и кто готов развивать блокчейн не просто как некий набор кода, но и как важный набор правил и принципов.

№1. Команда

В ICO, как и любой другой сфере, есть проекту, куда вкладываться уж точно не стоит: Мавр, OneCoin, E-dinar, Kibo… Но всегда есть страх того, что проект не запуститься не потому, что это скам, а потому — что внутри команды станет что-то не ладно.

Человеческий фактор, если одним словом.

И такое уже было и не раз. Поэтому одним из критериев первичной оценки всегда является команда: на сколько она профессиональна, где засветилась, чем известные её члены и так далее.

Более того — именно благодаря изучению этого аспекта можно установить взаимосвязи разных проектов: как, скажем, тот же Kibo & OneCoin; или — банка Полибиус.

Но главное, о чём забывают ныне инвесторы, это то, что ВСЕ команды, вышедшие на ICO, — новые команды: даже если что-то запущено ими в рамках старых проектов или на базе старых (как, скажем, Brave) — это всё равно а) новая сфера и б) новый подход.

Если взять пример из централизованного мира, то, пожалуй, одним из ярких среди последних будет попытка (от/за)воевать операторами сотовой связи рынок банковских услуг: да — у них большая клиентская база; да — они доступны для каждого в телефоне, который есть (почти) у каждого, а то и два; да — у них неплохой технологический арсенал.

И всё же клиент оператора как абонент и как человек с банковским счётом — это две большие разницы. Здесь, в ICO, ровно то же самое: это могут быть мотивы, ожидания и что угодно.

Факт команды же сам по себе для многих стал очевидным и всё же, судя по обращениям клиентов, а их с каждым месяцем — только больше, понимаю, что чёткой схемы ни у кого нет. Но, открою секрет, её нет в принципе, есть, скорее сценарии оценки. Я их называю антифрод-оценка ICO. Но за пару абзацев навряд ли опишешь, поэтому сделаю акцент на принципах:

  1. Геолокация создателей: скажем, те, кто получил прибыль на первой волне ICO, начали выступать советниками, гарантами для тех, кто приходит сегодня. Всё хорошо и правильно, только возникает сразу же несколько вопросов: а знает ли гарант о своих подопечных и что именно? второй, ещё более важный — а может ли гарант вообще заниматься курируемым проектом, если сам находится в постоянном движении по миру. Нет, удалённо работать — никто не запрещал, тем более в этой сфере: вопрос в том, что перелёты, конференции и так далее — всё это отнимает массу времени, которое, между прочим, не так трудно рассчитать. Надеюсь,
    суть ясна.
  2. Трудовые связи: когда и откуда пришёл, ушёл, зачем и почему. С кем работал,
    какие есть данные от коллег. Поиск старых резюме и вакансий. Общий стаж, профессиональные навыки. Ведь зачастую адвизорами сейчас выступают люди, которые а) известны и б) представляют некий бренд или имя. Но возникает вопрос, а на сколько этот бренд и имя соответствует тому, что курирует конкретный специалист? Ещё одни немаловажный фактор — это возраст: банальный пример — доступ к ключу для мультиподписи лица, которому 50+: если знакомы со скоринг-анализом, то поймёте, что страхование личной ответственности,
    скажем, в 20, 30, 40 и 50 отличаются по коэффициентам. Здесь — почти то же самое.
  3. Прошлые наработки: очень не многие, опять же — по опыту меня и из тех источников, что открыты к изучению, обращают должно внимание на этот фактор. Между тем,
    он — говорящий: скажем, у того же OneCoin это очень хорошо прослеживается.
  4. Открытость: считаю, что это — принципиальный момент для блокчейна. Если человек не открыт для диалога, пусть на это будет уходить даже 48 часов в сутки, он изначально а) не умеет планировать, б) не поддерживает принципы самого blockchain и лично для меня является в лучшем случае тем, кто хочет заработать на взрывной волне ICO. Проверить легко — написать ему/ей.
  5. Понимание юридичесской, экономической, бизнес- составляющей проекта: здесь,
    к сожалению, как минимум, с первой и второй — всегда проблемы. Понимаю, что прежде всего на арене — технари и их это интересует мало, но, если посмотрим на опыт прошлых лет и сфер,
    скажем, e-commerce, e-money, то увидим, что именно не учёт этих факторов стал роковым даже для самых продвинутых проектов.

№2. Технология

Пожалуй, для многих — это краеугольный камень: с одной стороны здесь явно прослеживается наследство НИОКР, так как результат заранее не известен, а с другой — почти все блокчейн-решения имеют аналоги в обычном мире. И не учёт этого — одна из самых распространённых ошибок.

Возьмём, скажем, Golem, да — интересный сервис, но а) на вопросы, которые задали через мой блог на Хабре, я пока ответа не получил, и б) сам по себе сервис решает проблемы, которые уже были решаемы ранее. И, можете посмотреть, их решение не является тривиальной с инженерной точки зрения задачей.

Или SONM? Особенно хорошо это видно, если проследить не очень удачные проекты, скажем, filecoin. И сравнить, скажем, с собратьями: такими, как Storj.

Но самое лучше — это задать вопрос специалистам: благо форумы и чаты никто не отменял. Да и toster.ru, например, тоже. Только вот, опять же исходя из первичного анализа, прихожу к выводу, что в русскоязычной среде этого почти никто не делает. Да и в англо- не сказать, чтобы было популярным решением.

Меж тем, это а) дёшево, б) быстро, в) несомненный плюс для инвестиций.

Вся проблема в том, что ICO хотят оценивать быстро — технически, скажем так, тогда как здесь работает только фундаментальный анализ, при том — я бы даже применил к нему термин эвристический, поскольку сфера только-только нарождается.

№3. Закон

Дура, как известной, дурой, а закон — законом (в смысле — суров): SEC, как сказал выше, вернулась к своей любимой формулировки «активы с доходом = акции», прокуратура (опять же — выше по тексту) снова взялась за гонение и получение палок и это в стране, которая хочет всех догнать и перегнать по крипто-регулированию: да чего там — в стране, где сам Президент встречался открыто с основателем одного из ведущих мировых блокчейн-проектов.

В этом смысле Россия — не то, чтобы уникальна, но, скорее, сама делает всё, чтобы растерять лимит доверия. Вот краткое содержание предыдущих серий: в 2014 году выходит не Письмо или какой-то нормативный акт ЦБ, а… информация — своего рода пресс-релиз от PR-службы Центробанка, где говорится, что биткойн и иже с ним — это денежные суррогаты. Никаких оснований, как доказал я в совместном исследовании, это под собой не имело (и не имеет).

В 2015 году Минфин, руководствуясь лобби МВД-СК-Прокуратуры и частично — Росфинмониторинга и Роспотребнадзора начинает разработку пресловутых законов с административным, а потом и вовсе — уголовным наказанием за «производство» и «распространение» крипто-активов. Но Минэкономразвития и крупные игроки рынка поняли, что в таких формулировках пострадают все их мили, бонусы, карты лояльности, сертификаты и другие маркетинговые инструменты и начали войну сомнений — в результате которой появилась поправка, которая в общем-то на корню убила само начинание Минфина, которому, к тому же, Центробанк сказал, что не хочет вообще заниматься в качестве регулятора подобной сферой.

Бизнес меж тем, связанный с p2p, ушёл из России.

В 2016 же госорганы поняли все грехи, совершённые ранее и встали на позицию: «блокчейн — да, биткойн — нет». И даже начали кое-какие наработки в сфере. В частности, на сегодня есть мастерчейн в банках и попытки создания разного рода госреестров на основе блокчейна.

Но уже в 2017 году комиссия по изучению крипто (куда, например, входит Элина Сидоренко, Ольга Скоробогатова). Обращу внимание вот на что: Э. Сидоренко — это профессор кафедры уголовного права, процесса и криминалистики МГИМО, а также она — руководитель группы по оценка рисков оборота криптовалют в России.

То есть из всей плеяды юристов выбрали не абы кого, а профессора, который знает толк в уголовном праве. И группу назвали: по оценке рисков…

И всё это на фоне таких заявлений: майнеров не будут облагать налогом, Россия — станет первой страной с законом о криптоактивах, «нет смысла запрещать» и так далее.

Но не только Россия отмечена этим: в ЕС хотят уравнять IPO и ICO, про США вы уже в курсе, Китай то запрещает оборот, то вновь разрешает, а Сингапур всё медлит со специальными актами… Примеров на самом деле будет очень много, но суть такова, что государство и блокчейн не совместимы по сути: и не совместимы именно с позиции государства.

Поэтому каждый crypto-инвестор должен принять это как данность, как факт. Но пока почему-то превалирует позиция о том, что якобы государственное регулирование всё исправит в лучшую сторону.

№4. Иные риски

Безусловно, в таком виде это очень широкая и для многих — не ясная категория. Но всё же это именно так, потому что сюда можно отнести: риски политические, когда всё решится, например, национализацией, которая к праву/закону не имеет никакого отношения; риски культурные, когда какой-то продукт может быть воспринят определённым этносом, группой ли по интересам порочным; риски конкурентные: скажем, когда классические провайдеры начнут «войну» против блокчейн сервисов в качестве их же аналогов. И так далее.

Цель этого материала и всех предыдущих как раз и состоит в том, чтобы нормализовать рынок ICO и крипто без участия государства: да, это сложно и не сделать за один год, но все возможности и инструменты у нас уже есть. Осталось только разобраться с базовыми принципами.

31.08.2017

на печать


Комментарии

джонни
31.08.2017 21:12 | сообщение #1
 

Ситуация такова, что в данном направлении реально много денег. Первыми в такие направления, помимо профессионалом-первопроходцев приходят мошенники, которые стремятся быстро снять сливки с "горячей темы".

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.
Тренды в мобильном маркетинге-2024Тренды в мобильном маркетинге-2024
Как будет работать мобильный маркетинг в 2024 году и какие тренды прямо сейчас влияют на весь рынок, рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Новые медиа – Новая реальностьНовые медиа – Новая реальность
Сегодня российская блогосфера стремительно трансформируется. И это неудивительно: только за последний год ведущие отечественные социальные сети продемонстрировали, пожалуй, самую серьезную бизнес- и маркетинговую активность за долгие годы – появились новые сервисы, произошло резкое расширение аудиторий, усилился приток авторов, возникли инновационные форматы и мн. др.  Блогеры, в свою очередь, стали расширять перечень жанров, в которых они работают; оформился тренд на мультиформатность и партнерства. Рекламодатели же сделали ставку на блогосферу как на приоритетный и наиболее эффективный канал продвижения. Наконец, государство стало рассматривать блогосферу как полноценного экономического субъекта, что, естественно, отразилось в законодательной базе.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.03.2024 - 14:52
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация