Интервью

Директор ЦДХ Василий Бычков: "Дизайн должен быть честным"

Директор ЦДХ Василий Бычков: "Дизайн должен быть честным"

В апреле Центральный дом художника представит первую Московскую биеннале дизайна. О том, зачем столице нужна еще одна дизайнерская выставка и почему так сложно сформулировать идеологию нового проекта, корреспондент «Ленты.ру» побеседовал с директором ЦДХ Василием Бычковым.

Московская биеннале дизайна у вас проходит впервые. Но были и другие дизайнерские выставки.

Бычков: Да, мы давно делаем такие проекты. Выставка «Дизайн и реклама» появилась 20 лет назад как проект, показывающий достижения в графическом дизайне и его проникновение в пространство через маркетинговые технологии. Также мы делаем выставку архитектуры и дизайна «Арх Москва». Это разные полюсы рассмотрения дизайна: один примыкает к изобразительному искусству, как в случае с графическим дизайном, другой — к архитектуре.

А в чем суть нового проекта?

Мы хотим заполнить пустоты между этими полюсами, показав все области бытования дизайна, представить его как объединяющую дисциплину, пронизывающую производственные, коммуникационные и бизнес-процессы. Все наши выставки носят исследовательский характер, и в этом проекте мы тоже пытаемся понять, что происходит в области дизайна в целом. В первую очередь — в области промышленного дизайна, который, по-моему, находится в центре всего спектра. Другие выставки останутся. Дизайн и реклама пройдет параллельно с биеннале, дополняя ее программу,а уже через месяц начнется «Арх Москва».

Кто занимается организацией биеннале?

Команда ЦДХ и Экспертный совет. Мы собрали отличную кураторскую команду: Александр Матвеев, Арсений Мещеряков, Владимир Пирожков, Святослав Саакян, Александра Санькова, Сергей Серов, Сергей Смирнов, Илья Соболь, Антон Степанов, Александр Шумский, Николай Бежко и другие.

Чем Экспертный совет руководствуется при отборе участников выставки?

Вот уж сложный вопрос. Мой опыт работы в организации выставок говорит о том, что главное — собрать хорошую команду экспертов, которые говорят на одном языке и понимают, что плохо, а что хорошо, что вот это нельзя — а это можно, это правильно.

Пока мы работаем над проектом, мы все время ведем острую дискуссию: спорим о том, какова тема биеннале, какие критерии отбора, каков месседж выставки, для кого она вообще. Понятно, что дизайн оказывает огромное влияние на человеческую жизнь, но что может объединить все то, что мы хотим представить в общей концепции? Александр Матвеев озвучил теорию «Лестницы дизайна», где первая ступень — это функционирование и существование вещи как таковой, вторая ступень — эстетика вещи, стиль, третья — процессы, четвертая — вопросы пользовательского опыта. Выше этого есть те состояния, которые производятся дизайном.

Международная выставка архитектуры и дизайна «Арх Москва» в Центральном доме художника
Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

Может быть, упрощенно, но я понимаю это как высшую функцию дизайна, который через состояние влияет на всю нашу жизнь: не только создает дополнительную стоимость, но главное — создает и продвигает новые смыслы. Дизайн оказывает огромное влияние на человеческую жизнь. Какое состояние у меня вызывает, например, этот красный чехол от айфона? Вероятно, спокойствие. Я знаю, что если он упадет — то не разобьется, а если я его потеряю — то быстрее найду. А сам айфон — состояние причастности к современному миру. И вот я уже купил, и я уже большой друг этого айфона в красном чехле. На этом уровне различия между промышленным, информационным, графическим, фэшн и другим дизайном стираются.

Наша основная задача — показать, что промышленный дизайн в России есть и делается силами российских специалистов, и что это целый процесс, который решает бизнес-задачи и ведет к определенным решениям. Мы не хотим останавливать этот процесс, формирование терминологии и идеологии выставки — это важно. Это же исследовательский проект, поэтому решили точку в этом вопросе пока не ставить.

А что в дизайне «нельзя»?

Я считаю, что дизайн должен быть честным. Это основной критерий, он важен в любом продукте человеческого труда. Но если в чисто техническом устройстве честность — это доброкачественность, то там, где есть субъективное, то, что делает художник или дизайнер в данном случае, который осмыслил это через призму профессионального мышления, честность — это любовь. Любовь к человеку.

А зачем ЦДХ нужна еще одна дизайнерская выставка?

Мы хотим создать площадку, на которой будет регулярно представляться российский дизайн. На ней будет демонстрироваться дизайнерское образование, студии, произведения — самые разные аспекты дисциплины будут обсуждаться на этой площадке. Не знаю, с чем можно сравнить дизайн с точки зрения его всесторонности... Можно с бизнесом — он тоже пронизывает все, он есть везде.

И в современном искусстве?

Конечно. Ну, все-таки современное искусство — это специфическая область человеческого творчества, а дизайн везде. В моем кабинете всего касалась рука дизайнера.

Мы хотим соединить на этой площадке дизайнеров, промышленность и предпринимателей. Эта связь сейчас тонкая, одна из задач проекта — усилить ее. Важно показать, что в России вообще есть хороший, правильный дизайн. Еще одна задача — осмысление трендов. Мы живем в огромном мире информационного дизайна, а что будет дальше? На биеннале мы также исследуем эту тему.

Что ждет посетителей выставки?

Масса всего. Проект космического корабля нового поколения, вертолеты, суперджеты, автомобили, мотоциклы, экосистемы умных вещей для дома, самокаты, скейты, парковочные автоматы, медицинские устройства для диабетиков, различные гаджеты — ловушка для комаров, например. Надеюсь, получится показать прибор, считывающий мысли — это такой медицинский аппарат, по принципу действия напоминает детектор лжи, но для людей, пораженных инсультом.

А что такой прибор делает на выставке дизайна?

Дизайнер ведь не столько рисователь красивой оболочки, сколько идеолог концепции. Невозможно правильно спроектировать вещь, если она не одухотворена какой-то гуманитарной миссией. И задача дизайнера — соединить все аспекты вещи, гармонизировать их. Тогда она получится.

С другой стороны, есть военный дизайн. На мой взгляд, он прекрасен. Там работает какая-то другая чувственная человеческая сила, страх смерти, опасности, желание и необходимость выжить.

У вас он тоже будет представлен?

Эксперты об этом спорили. Команда разделилась на ярых пацифистов и прагматиков. Я остался в неопределившихся. Если бы темой был дизайн состояния, то на военных нельзя было бы закрывать глаза. Но я думаю, в России присутствует дисбаланс: много новых вещей производится для оборонной промышленности, а для потребительского рынка — очень мало. Поэтому я бы сыграл в пацифизм чуть-чуть.

Также будут показаны проекты в области информационного дизайна: инфографика, приложения, сервисы, анимация, гейм-дизайн, телевизионный дизайн.

Выставка дизайна не убыточна?

Это абсолютно некоммерческий проект, выставку мы делаем на свои средства. Ресурсов, конечно, не так много, но у нас есть надежные партнеры, которые поддерживают биеннале и помогают в ее реализации, есть пространство, оборудование, умные головы и хорошие руки.

А как с другими проектами?

Если говорить о крупных проектах, то выставка архитектуры и дизайна «Арх Москва», книжная ярмарка Nonfiction, антикварный салон — рентабельны. «Дизайн и реклама» балансирует на грани, а форум коллекционеров и биеннале дизайна мы делаем на свои деньги.

Какие выставки вам проводить интереснее — дизайна или современного искусства?

Не могу ответить. Это разное. Когда мы делали «Арт Москву», это было интересно: у нее был формат коммерческой ярмарки. Но это был эксперимент на территории человеческого сознания. Если бы не финансовые сложности, я бы продолжал его делать. Сейчас мне интересно работать над биеннале дизайна так же, как над Nonfiction. Чем я точно не хочу заниматься, так это просто продавать квадратные метры. В любых проектах всегда интересна интеллектуальная составляющая.

Илья Кролевский, Лента.ру
Advertology.Ru

03.03.2017

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Дизайн логотипов и бланков 10

Дизайн логотипов и бланков 10
Дизайн логотипов и бланков 10. Дизайн логотипов и бланков 10. Перед Вами десятая книга одной из самых популярных серий "Дизайн логотипов и бланков". На ее страницах собранна коллекция самых новых, неординарных и, привлекающих всеобщее внимание, работ в сфере корпоративного дизайна. Неординарная техника исполнения и высокопрофессиональный подход к решению дизайнерских и брендовых задач, послужат Вам источником новых идей и помогут создать или завершить проекты давно нуждаются в ошеломительном редизайне. И дизайнеры, и их клиенты, найдут в этом издании интересные примеры, которые смогут расшевелить самые неповоротливые воображения. В книге собранны 300 лучших примеров дизайна фирменных бланков и логотипов, которые были отобраны из 2 500 претендентов. Об авторахSussner Design Company была основана в 1999 году Дереком Саснером. Это небольшая студия, объединяющая талантливых дизайнеров, быстро заняла лидирующие позиции на американском рынке и продолжает дизайн-экспансию. Sussner Design Company известна публикациями в таких изданиях как PRINT, HOW, Communication Arts, и Graphics. А так же работами для Type Directors Club, Advertising Federation of Minnesota, American Institute of Graphic Arts и других.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

30.05.2025 - 08:09
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация