Интервью

Директор ЦДХ Василий Бычков: "Дизайн должен быть честным"

Директор ЦДХ Василий Бычков: "Дизайн должен быть честным"

В апреле Центральный дом художника представит первую Московскую биеннале дизайна. О том, зачем столице нужна еще одна дизайнерская выставка и почему так сложно сформулировать идеологию нового проекта, корреспондент «Ленты.ру» побеседовал с директором ЦДХ Василием Бычковым.

Московская биеннале дизайна у вас проходит впервые. Но были и другие дизайнерские выставки.

Бычков: Да, мы давно делаем такие проекты. Выставка «Дизайн и реклама» появилась 20 лет назад как проект, показывающий достижения в графическом дизайне и его проникновение в пространство через маркетинговые технологии. Также мы делаем выставку архитектуры и дизайна «Арх Москва». Это разные полюсы рассмотрения дизайна: один примыкает к изобразительному искусству, как в случае с графическим дизайном, другой — к архитектуре.

А в чем суть нового проекта?

Мы хотим заполнить пустоты между этими полюсами, показав все области бытования дизайна, представить его как объединяющую дисциплину, пронизывающую производственные, коммуникационные и бизнес-процессы. Все наши выставки носят исследовательский характер, и в этом проекте мы тоже пытаемся понять, что происходит в области дизайна в целом. В первую очередь — в области промышленного дизайна, который, по-моему, находится в центре всего спектра. Другие выставки останутся. Дизайн и реклама пройдет параллельно с биеннале, дополняя ее программу,а уже через месяц начнется «Арх Москва».

Кто занимается организацией биеннале?

Команда ЦДХ и Экспертный совет. Мы собрали отличную кураторскую команду: Александр Матвеев, Арсений Мещеряков, Владимир Пирожков, Святослав Саакян, Александра Санькова, Сергей Серов, Сергей Смирнов, Илья Соболь, Антон Степанов, Александр Шумский, Николай Бежко и другие.

Чем Экспертный совет руководствуется при отборе участников выставки?

Вот уж сложный вопрос. Мой опыт работы в организации выставок говорит о том, что главное — собрать хорошую команду экспертов, которые говорят на одном языке и понимают, что плохо, а что хорошо, что вот это нельзя — а это можно, это правильно.

Пока мы работаем над проектом, мы все время ведем острую дискуссию: спорим о том, какова тема биеннале, какие критерии отбора, каков месседж выставки, для кого она вообще. Понятно, что дизайн оказывает огромное влияние на человеческую жизнь, но что может объединить все то, что мы хотим представить в общей концепции? Александр Матвеев озвучил теорию «Лестницы дизайна», где первая ступень — это функционирование и существование вещи как таковой, вторая ступень — эстетика вещи, стиль, третья — процессы, четвертая — вопросы пользовательского опыта. Выше этого есть те состояния, которые производятся дизайном.

Международная выставка архитектуры и дизайна «Арх Москва» в Центральном доме художника
Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

Может быть, упрощенно, но я понимаю это как высшую функцию дизайна, который через состояние влияет на всю нашу жизнь: не только создает дополнительную стоимость, но главное — создает и продвигает новые смыслы. Дизайн оказывает огромное влияние на человеческую жизнь. Какое состояние у меня вызывает, например, этот красный чехол от айфона? Вероятно, спокойствие. Я знаю, что если он упадет — то не разобьется, а если я его потеряю — то быстрее найду. А сам айфон — состояние причастности к современному миру. И вот я уже купил, и я уже большой друг этого айфона в красном чехле. На этом уровне различия между промышленным, информационным, графическим, фэшн и другим дизайном стираются.

Наша основная задача — показать, что промышленный дизайн в России есть и делается силами российских специалистов, и что это целый процесс, который решает бизнес-задачи и ведет к определенным решениям. Мы не хотим останавливать этот процесс, формирование терминологии и идеологии выставки — это важно. Это же исследовательский проект, поэтому решили точку в этом вопросе пока не ставить.

А что в дизайне «нельзя»?

Я считаю, что дизайн должен быть честным. Это основной критерий, он важен в любом продукте человеческого труда. Но если в чисто техническом устройстве честность — это доброкачественность, то там, где есть субъективное, то, что делает художник или дизайнер в данном случае, который осмыслил это через призму профессионального мышления, честность — это любовь. Любовь к человеку.

А зачем ЦДХ нужна еще одна дизайнерская выставка?

Мы хотим создать площадку, на которой будет регулярно представляться российский дизайн. На ней будет демонстрироваться дизайнерское образование, студии, произведения — самые разные аспекты дисциплины будут обсуждаться на этой площадке. Не знаю, с чем можно сравнить дизайн с точки зрения его всесторонности... Можно с бизнесом — он тоже пронизывает все, он есть везде.

И в современном искусстве?

Конечно. Ну, все-таки современное искусство — это специфическая область человеческого творчества, а дизайн везде. В моем кабинете всего касалась рука дизайнера.

Мы хотим соединить на этой площадке дизайнеров, промышленность и предпринимателей. Эта связь сейчас тонкая, одна из задач проекта — усилить ее. Важно показать, что в России вообще есть хороший, правильный дизайн. Еще одна задача — осмысление трендов. Мы живем в огромном мире информационного дизайна, а что будет дальше? На биеннале мы также исследуем эту тему.

Что ждет посетителей выставки?

Масса всего. Проект космического корабля нового поколения, вертолеты, суперджеты, автомобили, мотоциклы, экосистемы умных вещей для дома, самокаты, скейты, парковочные автоматы, медицинские устройства для диабетиков, различные гаджеты — ловушка для комаров, например. Надеюсь, получится показать прибор, считывающий мысли — это такой медицинский аппарат, по принципу действия напоминает детектор лжи, но для людей, пораженных инсультом.

А что такой прибор делает на выставке дизайна?

Дизайнер ведь не столько рисователь красивой оболочки, сколько идеолог концепции. Невозможно правильно спроектировать вещь, если она не одухотворена какой-то гуманитарной миссией. И задача дизайнера — соединить все аспекты вещи, гармонизировать их. Тогда она получится.

С другой стороны, есть военный дизайн. На мой взгляд, он прекрасен. Там работает какая-то другая чувственная человеческая сила, страх смерти, опасности, желание и необходимость выжить.

У вас он тоже будет представлен?

Эксперты об этом спорили. Команда разделилась на ярых пацифистов и прагматиков. Я остался в неопределившихся. Если бы темой был дизайн состояния, то на военных нельзя было бы закрывать глаза. Но я думаю, в России присутствует дисбаланс: много новых вещей производится для оборонной промышленности, а для потребительского рынка — очень мало. Поэтому я бы сыграл в пацифизм чуть-чуть.

Также будут показаны проекты в области информационного дизайна: инфографика, приложения, сервисы, анимация, гейм-дизайн, телевизионный дизайн.

Выставка дизайна не убыточна?

Это абсолютно некоммерческий проект, выставку мы делаем на свои средства. Ресурсов, конечно, не так много, но у нас есть надежные партнеры, которые поддерживают биеннале и помогают в ее реализации, есть пространство, оборудование, умные головы и хорошие руки.

А как с другими проектами?

Если говорить о крупных проектах, то выставка архитектуры и дизайна «Арх Москва», книжная ярмарка Nonfiction, антикварный салон — рентабельны. «Дизайн и реклама» балансирует на грани, а форум коллекционеров и биеннале дизайна мы делаем на свои деньги.

Какие выставки вам проводить интереснее — дизайна или современного искусства?

Не могу ответить. Это разное. Когда мы делали «Арт Москву», это было интересно: у нее был формат коммерческой ярмарки. Но это был эксперимент на территории человеческого сознания. Если бы не финансовые сложности, я бы продолжал его делать. Сейчас мне интересно работать над биеннале дизайна так же, как над Nonfiction. Чем я точно не хочу заниматься, так это просто продавать квадратные метры. В любых проектах всегда интересна интеллектуальная составляющая.

Илья Кролевский, Лента.ру
Advertology.Ru

03.03.2017

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Почему "Бабушкина крынка" копирует дизайн упаковки...Почему "Бабушкина крынка" копирует дизайн упаковки...
В сентябре этого года ОАО «Бабушкина крынка» выпустила сливочное масло, упаковка которого очень похожа на упаковку аналогичной продукции ОАО «Савушкин продукт» под брендом «Брест-Литовск». Профессиональный комментарий известного в Беларуси дизайнера Василия Андреева.
Джек Ма: "Цифровая революция сделает людей более...Джек Ма: "Цифровая революция сделает людей более... (1)
Цифровая революция изменит структуру мирового рынка и сделает людей более счастливыми. Об этомзаявил хедлайнер второго дня форума «Открытые инновации» – председатель правления одного из крупнейших мировых интернет-ретейлеров Alibaba Group Джек Ма.
Платное ТВ собрало базуПлатное ТВ собрало базу
Рынок платного телевидения по итогам года может показать худшую динамику за последние пять лет, прогнозируют в агентстве TelecomDaily. Число новых подключений составит около 1 млн домохозяйств. Представители операторов соглашаются, что сейчас происходит постепенная смена бизнес-модели, когда наращивание абонентской базы отходит на второй план, а более важной становится монетизация существующих пользователей.
Landor: первое количественное исследование брендов компаний из списка...Landor: первое количественное исследование брендов компаний из списка...
В 2015 и 2016 годах рынок слияний и поглощений составил более 8 триллионов долларов. В то время как дью-дилидженс и планирование во время принятия решений по сделке опираются на финансовые факторы, анализ будущей стратегии брендов часто упускается из виду или оценивается только после слияния или поглощения. Частично это связано с нехваткой соответствующих данных для анализа. Тем не менее, успех сделки и её ценность для компании, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе, являются результатом принятия решения о том, когда, как и имеет ли в принципе проводить ребрендинг приобретенных брендов.
Провокационные рекламные образы фотомоделей усиливают соперничество...Провокационные рекламные образы фотомоделей усиливают соперничество... (2)
Согласно новому исследованию, опубликованному в Journal of Business Ethics, реклама с участием сексуально привлекательных женских моделей вызывает у женщин косвенную агрессию.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (2)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 
Художник-археологХудожник-археолог
ГЦТМ имени А. А. Бахрушина открылась выставка «Кирилл Данелия. Новая археология» — проект, в центре внимания которого Кирилл Данелия, как художник и коллекционер. 
Московское метро - Подземный Памятник архитектурыМосковское метро - Подземный Памятник архитектуры
Открывается выставка "Московское метро - Подземный Памятник архитектуры". Поход за креативом и вдохновением. Возможность посмотреть как выглядели проекты метро. Реализованные или нет экспонаты выставки интересны дизайнерам.
Художественные сокровища РоссииХудожественные сокровища России (1)
Открылась выставка «Художественные сокровища России. Лучшее из российских собраний: от иконы до живописи модерна». Как всякая новая выставка работа получилась спорная. Новая площадка, попытка нового экспонирования, известные и не известные работы русских мастеров. Стоит пойти и составить собственное мнение.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

18.10.2017 - 20:29
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация