Анализ рынков

Шоколадный шок: почему дорожает шоколад?

Шоколадный шок: почему дорожает шоколад?

Из-за девальвации рубля и роста котировок фьючерсов на какао-бобы на мировых биржах, розничные цены на эти лакомства в наших магазинах только за последний год подросли раза в полтора. Это просто не могло не сказаться на потреблении шоколада: оно снизилось почти на 9%, достигнув многолетнего минимума в 3,99 кг на человека в год.

Мрачные прогнозы о скором наступлении «шоколадного апокалипсиса», еще совсем недавно воспринимавшиеся с изрядной долей иронии, начинают вызывать больше трепета. Мировые цены на какао-бобы, являющиеся основным видом сырья для производства шоколадной продукции, только за 2015 год выросли на Лондонской товарной бирже почти на 10%, до 2251 фунтов стерлингов за тонну. А начиная с 2012 года, когда на этом рынке собственно и начал разрастаться кризис, мировые цены взлетели более чем на 40%. Главная причина этого роста – крайне неблагоприятные погодные условия из года в год повторяющиеся в основных странах-производителях какао. Впрочем, есть и еще один важный фактор, заметно влияющий на посевы – это разнообразные болезни растений. Из-за них гибнет в общей сложности до трети мирового урожая какао-бобов. В одной только Гане, занимающей второе место по поставкам какао-бобов в мире, вследствие всех этих напастей в прошлом сельскохозяйственном году (закончившемуся 30 сентября) производство рухнуло сразу на 18%. Это падение не смог компенсировать даже мировой лидер отрасли – Кот-д’Ивуар – умудрившийся нарастить производство на 2,8%.

Африка получит миллиард долларов на бобы

В целом же во всем мире, по данным Международной организации какао, урожай какао-бобов в 2015 году сократился почти на 4%, до 4,2 млн тонн. Хотя изначально предполагалось, что урожай будет как минимум на 50 тысяч тонн больше, что хотя бы отчасти позволило бы компенсировать дефицит этого сырья. Дело в том, что уже несколько лет подряд мировой спрос на какао-бобы заметно превышает предложение. По оценкам эксперта Capital Economics Хашима Смита если еще пять-шесть лет назад этот дефицит стабильно оставался на уровне 22 тысяч тонн, то сейчас он уже вплотную приблизился к 70 тысячам тонн и в дальнейшем, очевидно, будет только нарастать. А эксперты фонда Bill & Melinda Gates и вовсе утверждают, что климатические изменения уже в недалеком будущем могут привести практически к полному исчезновению деревьев какао в Африке как вида. 

Шоколадный шок: почему дорожает шоколад?

Африка столкнулась с проблемой старения деревьев этого вида, которую пока что никак не удается решить. Это прямо влияет на урожайность какао-бобов, в результате чего лет через двадцать шоколад может стать едва ли не таким же деликатесом, как и черная икра, – считают эксперты. Впрочем, сразу несколько ведущих мировых производителей шоколада уже пообещали инвестировать порядка 1 млрд долларов в расширение выпуска какао-бобов в Африке, чтобы удовлетворить рекордно высокий спрос. Но надо понимать, что посадка новых деревьев какао не приведет к немедленному росту предложения на рынке, так как плодоносить они начнут не ранее чем через четыре-пять лет.

У цен есть предел

Но если во всем мире качественный шоколад станет дорогостоящим деликатесом только через несколько лет, то в России он это звание уже получил. Так, средние потребительские цены на шоколад в нашей стране в ноябре прошлого года увеличились почти на 38% по сравнению ноябрем 2014-го, то есть примерно до 750 рублей за килограмм. А уже в январе нынешнего года стоимость качественного шоколада вплотную приблизилась к отметке в тысячу рублей за килограмм. Но в нынешних условиях даже такой рост можно считать весьма умеренным. И понятно почему. У всех российских производителей шоколада издержки выросли за последний год на 70-100%. Из-за девальвации национальной валюты только рублевые закупочные цены на базовые виды сырья для производства шоколада увеличились гораздо сильнее мировых – на 40-80%.

Так, например, средняя стоимость ввезенной в октябре прошлого года тонны какао-бобов подскочила на 52%, а какао-пасты – и вовсе на 85%. Это просто не могло не сказаться на объемах импорта этих товаров в Россию. За первые 11 месяцев прошлого года он сократился на 25-50% в зависимости от товарной группы. Если говорить о какао-бобах, то их было ввезено в Россию всего 39,9 тыс тонн против 53,4 тыс тонн за аналогичный период прошлого года. Еще хуже обстоит дело с какао-продуктами. Их импортировали всего около 65 тысяч тонн, тогда как год назад – почти 120 тысяч. Но вот парадокс: несмотря на обвальное сокращение импорта этого сырья, производство шоколадных изделий в нашей стране за январь-октябрь прошлого года снизилось всего на 1,5%. Правда, в отдельных группах падение оказалось более значительным. Скажем, производство шоколада и пищевых продуктов содержащих какао за этот период уменьшилось почти на 17%.

Безусловно, все это можно объяснить использованием ранее накопленных запасов какао-продуктов и увеличением различного рода добавок – сухофруктов, орехов и так далее. Вместе с тем, есть все основания полагать, что часть производителей шоколада все-таки решились изменить рецептуру и более активно использовать заменители некоторых видов какао-сырья. Например, вместо дорогого какао-масла использовать рафинированное пальмовое масло или его производные. Такой шаг легко объясним. Все дело в том, что повысить цены на свою продукцию пропорционально увеличившимся издержкам наши производители шоколада просто не в состоянии, так как в этом случае они наткнутся на резкое ограничение спроса. Собственно говоря, этот процесс уже начался. По итогам 2015 года уровень потребления шоколада в нашей стране снизился сразу почти на 9% и сейчас составляет в среднем всего 3,99 кг в год на одного человека. И это судя по всему не предел.

Шоколадное недоедание

Недавно ВЦИОМ представил данные опроса о том, какие продукты входят в ежедневный рацион жителей нашей страны и в потреблении каких товаров они считают необходимым себя ограничивать. Согласно этому исследованию, 60% россиян считают кондитерские изделия дополнительными продуктами питания наравне с консервированными фруктами (70%), рыбной продукцией и морепродуктами (66%), пакетированными соками (65%). При этом около двух третей опрошенных уверены, что необходимо умерить свой аппетит при распитии пакетированных соков (70%) и лакомстве кондитерскими изделиями (66%).

И никакая реклама эту уверенность не способна в них поколебать. Ее влияние на собственный рацион считает незначительной подавляющая часть респондентов – 83%.

Заметим, что потребление кондитерских изделий в целом в России и так является крайне незначительным, оно составляет около 22 кг на человека в год. При этом если брать в расчет дневной рацион, то получается, что потребление шоколада составляет около 10 грамм в день, мучных кондитерских изделий с длительными сроками хранения - 24 грамма в день, а карамели - 3,7 грамма в день.

Если перевести все это в калории, то получается, что в среднем россияне потребляют за счет кондитерских изделий около 270 килокалорий в день, что немногим менее 11% от суточной нормы (2500 килокалорий).

Для сравнения, в Европе потребление кондитерских изделий составляет в среднем 32 кг в год на душу населения (87,8 грамм в день). При этом шоколада потребляется в среднем 6 кг, а в таких странах Западной Европы как Швейцария, Бельгия и Франция – до 12 кг в год. Иными словами, европейцы потребляют в день около 395 килокалорий кондитерских изделий. Это почти на 46% выше российского показателя.

Спорт и шоколад

«В условиях падения доходов и покупательной способности наших граждан, возможность поддержать энергетический баланс и эмоциональный уровень имеет особое значение для людей. И для этого действительно необходимы кондитерские изделия, особенно если учесть, что россияне потребляют их меньше, чем европейцы при том, что продолжительность жизни в Европе дольше, – говорит исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. – Кроме того, россияне начинают следить за сбалансированностью своего питания и питания своих детей. То, что нас отличает пока в отрицательную сторону –  это отсутствие широко распространенного понимания о необходимости физической активности. При этом, радует то, что молодое поколение уже больше отмечает в качестве одного из основных факторов хорошего самочувствия, в первую очередь, физическую активность».

По словам Никитиной, в целом у шоколадной отрасли в России есть возможность для устойчивого развития в будущем. Но для этого регуляторы должны принять программу стимулирования бизнеса, которая бы позволила вовлечь производителей кондитерских изделий к программам продвижения спорта среди молодежи и старшего поколения. Не исключено, что тогда мы увеличим потребление шоколада хотя бы до среднего европейского уровня, даже несмотря на то, что он уже становится деликатесом.

Алексей Хазбиев (expert.ru)
Advertology.Ru

21.01.2016

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.04.2024 - 22:07
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация