Интервью

Надим Самман: провозглашать нейтралитет в моем положении лицемерно

Надим Самман: провозглашать нейтралитет в моем положении лицемерно

Куратор 5-й Московской международной биеннале молодого искусства Надим Самман о демократии, Азербайджане и зрелом возрасте.

В понедельник оргкомитет Московской международной биеннале молодого искусства объявил имя куратора мероприятия, которое пройдет в 2016 году. Им стал британец Надим Самман, предложивший тему "Глубоко внутри". В концепции куратора говорится о ложности концепции чистой доски, виртуальной реальности и многом другом.

– Перед тем как задавать конкретные вопросы, хочу спросить: почему все концепции всех биеннале мира выглядят чем-то вроде ежегодных президентских обращений? Вот и у вас – климат, политика, социальные проблемы. Неужели нет каких-то более человеческих способов делать большие выставки? Откуда такая воля к власти у куратора, взявшего на себя крупный проект?

– Надо учитывать специфический контекст биеннале молодого искусства. Сюда можно попасть по заявкам, это открытый конкурс. Следовательно, куратор уже оказывается в положении вершителя судеб. Принимая это как данность, я сделал полемическое заявление, провокацию и вызвал таким образом реакцию художников. Современное искусство, вообще говоря, именно об этом – это довольно узкая область культурного производства. И у куратора небольшой выбор. Надо признать наличие воли к власти в самой позиции отборщика художников для большого проекта. И это ситуация радикальной открытости, в отличие от обычных биеннале, где куратор работает с привычными и понятными ему художниками. Такая демократия, однако, без высшей власти невозможна.

– То есть вы начинаете с демонстрации своей политической силы, чтобы к этому уже не возвращаться.

– В прошлом году я сделал выставку "Сокровище Лимы". Пригласил сорок художников и попросил их дать мне графику, принты – в общем, работы на бумаге. А потом заказал выставочную архитектуру – что-то вроде современного сундука с сокровищами. Разместив произведения в сундуке, мы отправились на остров Кокос в Тихом океане и закопали выставку, никому не показав работы. Мне было интересно узнать, может ли выставка определяться только через то, что о ней говорят, и существовать как продукт индивидуальной упертости куратора, который полностью контролирует демонстрацию искусства. От выставки остались только фотографии самого сундука, работы никто не видел. Это доведение воли к власти до абсолюта. Так что я знаю, что такое диктатура куратора. Но существование вне этих правил довольно абстрактно. Я бы сказал, что мой путь к искусству – через философию – определился чтением манифестов дадаистов и сюрреалистов. И все мои тексты к выставкам написаны с позиции заинтересованного наблюдателя, они за художника или проект. Провозглашать нейтралитет в моем положении лицемерно.

– Вы изучали философию. В какой области вы специалист?

– У нас был общий курс по разным дисциплинам – логике, эпистемологии и так далее. Диссертацию я писал по критике возвышенного у Канта. И так вполне логично перешел к истории искусства.

– Вы представляете себе общее число художников основного проекта?

– В предыдущих биеннале их количество доходило до сотни. На данный момент мне кажется, что это слишком много. Конечно, зрителям хотелось бы, чтобы выставка отражала глобальную ситуацию и состояла из драматургически выстроенных глав. С, так сказать, критической массой произведений, необходимой для того, чтобы превратить биеннале в значимое событие. Важно ввести в повествование крупные проекты, которые служили бы маяками в общем маршруте выставки. В зависимости от бюджета, конечно, мне хотелось бы заказать большие и смелые вещи, а не 20 фотографий одинакового формата. Но все зависит от художников – их заявки определят облик биеннале.

– Вас не смущает возрастной ценз до 35 лет? Вы не собираетесь как-то обойти это ограничение?

– Я много размышлял о том, достаточно ли гибки эти рамки. Мне не очень нравятся проекты вроде "89+" (исследовательский проект куратора Ханса-Ульриха Обриста о художниках, родившихся после 1989 года), например. Там все построено на допущении, что молодые люди, так называемые граждане интернета, лучше понимают весь комплекс проблем, связанных с цифровым миром. Это вряд ли. Большинство пионеров нет-арта и постинтернетного искусства давно перешли порог 30-летия. Искусственное ограничение по возрасту в данном случае урезает общую картину происходящего. И все же 35 – это не совсем молодость. Этот возраст уже давно считается зрелым. Потом с границами приходит и свобода.

– Вы хорошо знаете наш, восточноевропейский контекст?

– Я начинал изучать историю искусства с русских художников. Мой первый доклад был о тотальных инсталляциях Ильи Кабакова. Еще я вел семинар на тему "Постмодернизм и посткоммунизм в Европе и за ее пределами". А докторскую я писал о советских эмигрантах в Нью-Йорке с 1981 по 2001 год. Параллельно я занимался кураторством и сделал, например, первые персональные выставки дуэта Игорь Макаревич-Елена Елагина и Александра Пономарева в Лондоне.

– Вы член Союза художников Азербайджана. Как вам удалось?

– Я делал выставку Фархада Халилова в Лондоне, много сотрудничал с фондом Yarat, и в какой-то момент меня торжественно приняли в Союз художников. Я сам не ожидал, честно говоря. Так я стал первым англичанином в Союзе художников Азербайджана.

– Не сомневаюсь, что у вас хватит выдержки сделать биеннале в Москве. Вы ведь курировали биеннале в Марракеше, а это, уверен, было нелегко.

– Да, верно, я изрядно облысел на этом проекте, но это важнейшее событие моего кураторского пути. Как сказал бы Мао, оно "выковано в горниле революционной борьбы".

Валентин Дьяконов (kommersant.ru)
Advertology.Ru

28.10.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Как видео помогает сайтам улучшать позиции в поискеКак видео помогает сайтам улучшать позиции в поиске
Специалисты сервиса Rookee провели эксперимент и выяснили, влияет ли видео на ранжирование сайта в поисковых системах.
Почему русская адаптация рекламной кампании Reebok это ад и днищеПочему русская адаптация рекламной кампании Reebok это ад и днище
В оригинальной версии рекламная кампания называется Be more human, то есть будь человечнее. Она не про пол, она про человека. И про равенство людей, гендер здесь вообще не важен.
Есть ложь, наглая ложь и статистикаЕсть ложь, наглая ложь и статистика
Это известное выражение знаменитого писателя и в чем-то юмориста Марка Твена я вспомнил в связи с развернувшейся в СМИ дискуссией вокруг последних достижений наших статистиков.
Важные Тренды Digital-маркетинга на ближайщие 2 года: 2019-2020 годыВажные Тренды Digital-маркетинга на ближайщие 2 года: 2019-2020 годы
Маркетинг постоянно изменяется и переходит из одного состояния в другое, более соответствующее нашим реалиям. На сегодня классический маркетинг передает эстафету маркетингу цифровому, и это направление очень активно развивается благодаря окружающим нас многочисленным цифровым технологиям.
SEO-2019: что не работает на ваш бизнесSEO-2019: что не работает на ваш бизнес
Специалисты сервиса Rookee опросили SEO-специалистов и попросили назвать   Несколько SEO-техник, от которых стоит отказаться в 2019 году в пользу более эффективных методов продвижения. Выделим пять самых популярных ответов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА (1)
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

20.03.2019 - 10:01
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация