Интервью

Надим Самман: провозглашать нейтралитет в моем положении лицемерно

Надим Самман: провозглашать нейтралитет в моем положении лицемерно

Куратор 5-й Московской международной биеннале молодого искусства Надим Самман о демократии, Азербайджане и зрелом возрасте.

В понедельник оргкомитет Московской международной биеннале молодого искусства объявил имя куратора мероприятия, которое пройдет в 2016 году. Им стал британец Надим Самман, предложивший тему "Глубоко внутри". В концепции куратора говорится о ложности концепции чистой доски, виртуальной реальности и многом другом.

– Перед тем как задавать конкретные вопросы, хочу спросить: почему все концепции всех биеннале мира выглядят чем-то вроде ежегодных президентских обращений? Вот и у вас – климат, политика, социальные проблемы. Неужели нет каких-то более человеческих способов делать большие выставки? Откуда такая воля к власти у куратора, взявшего на себя крупный проект?

– Надо учитывать специфический контекст биеннале молодого искусства. Сюда можно попасть по заявкам, это открытый конкурс. Следовательно, куратор уже оказывается в положении вершителя судеб. Принимая это как данность, я сделал полемическое заявление, провокацию и вызвал таким образом реакцию художников. Современное искусство, вообще говоря, именно об этом – это довольно узкая область культурного производства. И у куратора небольшой выбор. Надо признать наличие воли к власти в самой позиции отборщика художников для большого проекта. И это ситуация радикальной открытости, в отличие от обычных биеннале, где куратор работает с привычными и понятными ему художниками. Такая демократия, однако, без высшей власти невозможна.

– То есть вы начинаете с демонстрации своей политической силы, чтобы к этому уже не возвращаться.

– В прошлом году я сделал выставку "Сокровище Лимы". Пригласил сорок художников и попросил их дать мне графику, принты – в общем, работы на бумаге. А потом заказал выставочную архитектуру – что-то вроде современного сундука с сокровищами. Разместив произведения в сундуке, мы отправились на остров Кокос в Тихом океане и закопали выставку, никому не показав работы. Мне было интересно узнать, может ли выставка определяться только через то, что о ней говорят, и существовать как продукт индивидуальной упертости куратора, который полностью контролирует демонстрацию искусства. От выставки остались только фотографии самого сундука, работы никто не видел. Это доведение воли к власти до абсолюта. Так что я знаю, что такое диктатура куратора. Но существование вне этих правил довольно абстрактно. Я бы сказал, что мой путь к искусству – через философию – определился чтением манифестов дадаистов и сюрреалистов. И все мои тексты к выставкам написаны с позиции заинтересованного наблюдателя, они за художника или проект. Провозглашать нейтралитет в моем положении лицемерно.

– Вы изучали философию. В какой области вы специалист?

– У нас был общий курс по разным дисциплинам – логике, эпистемологии и так далее. Диссертацию я писал по критике возвышенного у Канта. И так вполне логично перешел к истории искусства.

– Вы представляете себе общее число художников основного проекта?

– В предыдущих биеннале их количество доходило до сотни. На данный момент мне кажется, что это слишком много. Конечно, зрителям хотелось бы, чтобы выставка отражала глобальную ситуацию и состояла из драматургически выстроенных глав. С, так сказать, критической массой произведений, необходимой для того, чтобы превратить биеннале в значимое событие. Важно ввести в повествование крупные проекты, которые служили бы маяками в общем маршруте выставки. В зависимости от бюджета, конечно, мне хотелось бы заказать большие и смелые вещи, а не 20 фотографий одинакового формата. Но все зависит от художников – их заявки определят облик биеннале.

– Вас не смущает возрастной ценз до 35 лет? Вы не собираетесь как-то обойти это ограничение?

– Я много размышлял о том, достаточно ли гибки эти рамки. Мне не очень нравятся проекты вроде "89+" (исследовательский проект куратора Ханса-Ульриха Обриста о художниках, родившихся после 1989 года), например. Там все построено на допущении, что молодые люди, так называемые граждане интернета, лучше понимают весь комплекс проблем, связанных с цифровым миром. Это вряд ли. Большинство пионеров нет-арта и постинтернетного искусства давно перешли порог 30-летия. Искусственное ограничение по возрасту в данном случае урезает общую картину происходящего. И все же 35 – это не совсем молодость. Этот возраст уже давно считается зрелым. Потом с границами приходит и свобода.

– Вы хорошо знаете наш, восточноевропейский контекст?

– Я начинал изучать историю искусства с русских художников. Мой первый доклад был о тотальных инсталляциях Ильи Кабакова. Еще я вел семинар на тему "Постмодернизм и посткоммунизм в Европе и за ее пределами". А докторскую я писал о советских эмигрантах в Нью-Йорке с 1981 по 2001 год. Параллельно я занимался кураторством и сделал, например, первые персональные выставки дуэта Игорь Макаревич-Елена Елагина и Александра Пономарева в Лондоне.

– Вы член Союза художников Азербайджана. Как вам удалось?

– Я делал выставку Фархада Халилова в Лондоне, много сотрудничал с фондом Yarat, и в какой-то момент меня торжественно приняли в Союз художников. Я сам не ожидал, честно говоря. Так я стал первым англичанином в Союзе художников Азербайджана.

– Не сомневаюсь, что у вас хватит выдержки сделать биеннале в Москве. Вы ведь курировали биеннале в Марракеше, а это, уверен, было нелегко.

– Да, верно, я изрядно облысел на этом проекте, но это важнейшее событие моего кураторского пути. Как сказал бы Мао, оно "выковано в горниле революционной борьбы".

Валентин Дьяконов (kommersant.ru)
Advertology.Ru

28.10.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

26.04.2024 - 12:19
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация