Статьи

Ретроспектива Джоан Митчелл в Брегенце

Ретроспектива Джоан Митчелл в Брегенце

В Брегенце проходит ретроспектива классика абстрактного экспрессионизма Джоан Митчелл, художницы, отказывавшейся делить искусство на мужское и женское.

 

Она рисовала столь же интересно, как и коллеги-мужчины, вела схожую с ними жизнь, могла перепить любого, а ее сексуальные связи были вполне в духе эпохи хиппи – многочисленны и без лишних комплексов. Ее работы хранятся в крупнейших музеях мира, и тем не менее в истории живописи она занимает хоть и почетное, но не самое видное место. Это частая история, хотя, разглядывая впечатляющую выставку на берегу Боденского озера, лишний раз ловишь себя на мысли: справедливости нет не только в социальном пространстве, шансы на нее ничтожны и в мире искусства.

В австрийском Брегенце показывают ретроспективу американки Джоан Митчелл (1925-1992), ставшей классиком абстрактного экспрессионизма, вошедшей в элиту нью-йоркской школы. При этом ее творчество известно в основном на родине и во Франции, где она провела большую часть жизни, в музеях этих стран и хранится большинство ее полотен.

Ретроспектива Джоан Митчелл в Брегенце.

В знаменитый КУБ, построенный Петером Цумтором, привезли около 30 работ художницы из Парижского музея современного искусства – Центра Помпиду, Нью-Йоркского музея современного искусства, частных коллекций, а в основном из Фонда Митчелл, впервые предоставившего и снимки из личного архива художницы. На них видно, какой она была красавицей.

Париж занимал особое место в ее биографии. Сюда она приехала на двухлетнюю стажировку в 1948 году, здесь увидела в больших количествах так повлиявших на нее Матисса и Кандинского. Для бывшей студентки Чикагского института искусств стажировка стала решающим событием в жизни. Она попала в Старый Свет, культуру которого знала благодаря своему главному учителю в живописи, эмигрировавшему из Германии Хансу Хофману (в его художественной школе в Нью-Йорке и зародился американский экспрессионизм). Кроме творчества Париж определил и личную жизнь – она выходит замуж за Барни Россета, главу знаменитого авангардного издательства Grove Press. Вскоре, правда, разводится и на долгие годы связывает свою судьбу с канадским художником-акционистом Жан-Полем Риопелем — они вместе остались во Франции.

Интеллектуальная жизнь на берегах Сены била тогда ключом, особенно литературная. В 1956 году Митчелл познакомилась и подружилась с Сэмюэлом Беккетом; сохранилась их переписка, из архива ради выставки извлекли их совместную фотографию с будущим нобелевским лауреатом, а также социологом Пьером Бурдье, американским писателем Полом Остером и хореографом Мерсом Каннингемом.

Уже в 1959 году Митчелл участвует уже во второй кассельской Документе, но ее первая музейная выставка проходит лишь 13 лет спустя в Сиракузах (штат Нью-Йорк), а в Европе и вовсе в 1982-м, зато сразу в Музее современного искусства города Парижа. К этому времени она жила в Ветее вблизи столицы, там же, где когда-то работал Моне. Пейзажи проступают в ее абстрактных полотнах, где пастозные мазки выполняют роль звуков, создавая музыкальный ритм. В итоге французы признали ее "своей", в 1990-м Митчелл получила национальную премию по живописи.

Такая судьба – загляденье для феминисток, тем более что она оказывается в ряду с художницами, задвинутыми в тень Джексоном Поллоком, Францем Кляйном, Виллемом де Кунингом и другими мэтрами абстрактного экспрессионизма. Но сама Митчелл, мало того что дружила с классиками движения и многому у них научилась, наотрез отказывалась говорить о женском в своем творчестве, утверждая, что для нее важен лишь факт занятия живописью. К схожему решению пришла в свое время и Луиз Буржуа, чья выставка проходит сейчас в московском "Гараже", – в один момент ей тоже надоели феминистские интерпретации ее работ, осталась "лишь форма".

Ретроспектива Митчелл, сделанная вместе с кельнским Музеем Людвига, охватывает сорок лет. Она напоминает, насколько мужской, требующей огромных физических затрат может быть живопись. Предпочитавшая работать по ночам художница сама таскала по мастерской огромные холсты – в Брегенце показывают ее большеформатные картины, размером два на три метра, а один квадриптих – произведение из четырех полотен – занимает площадь три на семь с лишним метров.

Конечно, если бы Митчелл жила в одной стране, судьба ее сложилась бы иначе, локальную американо-французскую известность сменило бы общемировое признание. А так потребовалось почти четверть века после ее смерти, чтобы международное арт-сообщество признало: ее красота, конечно, великое дело, но и в таланте никто отказать не может. Жаль только, что задним числом нельзя активировать важнейшую составляющую в истории искусства – случай.

Ретроспектива Джоан Митчелл в Брегенце.

Сама она, впрочем, была судьбой довольна. "Merci" – так называлась одна из последних картин, законченная незадолго до смерти.

Алексей Мокроусов (kommersant.ru)
Advertology.Ru

16.10.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

21.05.2024 - 17:01
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация