Новости

Tele2 пожаловалась на рекламу МТС и "МегаФона"

Tele2 пожаловалась на рекламу МТС и "МегаФона"

ФАС подозревает, что абонентам МТС и «МегаФона» приходится платить за звонки и интернет-трафик, которые рекламируются как бесплатные. Дела возбуждены по заявлению Tele2, на рекламу которой конкуренты пожаловались прежде.

Слишком мелко

Рекламные ролики мобильных операторов вводят потребителей в заблуждение и нарушают закон «О рекламе», считают специалисты Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Как стало известно РБК, 12 мая по жалобе «Т2 Мобайл» (бренд Tele2) служба возбудила два дела против МТС и «МегаФона» №3-5-11/00-08-15 и №3-5-12/00-08-15 соответственно (копии постановлений есть в распоряжении редакции). Суть претензий в обоих случаях одна и та же — «выпячивание» достоинств и скрытые (мелкий, нечитаемый шрифт) дополнительные условия, которые противоречат рекламному посылу.

Дело в отношении «МегаФона» касается рекламы тарифа «Переходи на ноль», которая появилась в эфире телеканалов в феврале 2015 года. 30-секундный ролик показывает домашнего кота, который безуспешно пытается привлечь к себе внимание людей, но все увлечены разговорами по мобильным телефонам. Реклама предлагает «переходить на ноль» и обещает «бесплатные звонки внутри сети». Крупным шрифтом приводится информация: «Звони на «МегаФон» бесплатно. 0 руб./мин.». В рекламе есть также два дисклеймера по 4 секунд каждый, которые сообщают о дополнительных условиях.

На самом деле бесплатными являются звонки внутри сети лишь в пределах определенного количества минут в сутки. Например, в столичном регионе это 20 минут, а с 21-й минуты стоимость разговора составляет 1,5 руб./мин. Дополнительная информация приведена мелким шрифтом белого цвета: специалисты ФАС считают, что за 4 секунды показа воспринять ее невозможно. «Содержание указанных дисклеймеров трудно воспринять даже при остановке кадра», — отмечается в постановлении ведомства.

Примерно та же история с рекламой тарифной опции «МТС Планшет Mini». Ролик обещает 500 Мб трафика в месяц бесплатно, дополнительные условия использования опции приведены также мелким белым шрифтом и демонстрируются не более 5 секунд. При этом рекламируемая опция действует только на одном из тарифов оператора, стоимость подключения — 30 руб. Но главное: абонент не получает 500 Мб бесплатного трафика в месяц сразу, а только порциями по 17 Мб в день. Не ознакомившись с дополнительными условиями, этот лимит можно превысить, что приведет к непредвиденным тратам.

Требования о полном информировании потребителя в этих рекламных посланиях выполнены формально, посчитали в ФАС. Существенная информация о дополнительных условиях нечитаема, что «не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие», указано в документах. Таким образом, по мнению ведомства, потребители вводятся в заблуждение, а в рекламе усматриваются признаки нарушения ч. 7 ст. 5 закона «О рекламе». ФАС постановил возбудить дела и назначить их рассмотрение на 22 июня 2015 года.

Согласно Кодексу об административных нарушениях, в случае признания ответчиков виновными им может грозить штраф от 100 до 500 тыс. руб., сообщила РБК представитель ФАС Анна Орлова. МТС и «МегаФону» могут запретить использование рекламных роликов в текущем виде, а также наложить штраф на руководителей операторов (в размере 4–20 тыс. руб.), добавил партнер юридической компании Sirota & Partners Артем Сирота.

По словам Орловой, на федеральном уровне подобные разбирательства возникают не часто. «Отдельно статистики не ведем. В прошлом году похожих дел, по мобильным операторам, было четыре», — отметила она.

Иск за иск

Tele2 действительно обратился в ФАС с жалобами на рекламу МТС и «МегаФона», подтвердил РБК представитель компании Константин Прокшин. «Обычно мы не практикуем такие жалобы, но в данном случае считаем необходимым отстоять свою позицию», — пояснил он. По его словам, обращение к регулятору стало ответом на действия конкурентов.

В январе «большая тройка» сотовых операторов обратилась в региональные управления ФАС с жалобами на «Т2 РТК холдинг» (одна из структур Tele2): МТС — в нижегородское управление, «МегаФон» — также в нижегородское и в управление по Еврейской автономной области, «ВымпелКом» — в Курское и Калининградское. Операторы посчитали некорректной рекламную акцию «Сезон охоты», в рамках которой Tele2 предлагал пользователям выявлять «нечестных» операторов: любой желающий мог на сайте пожаловаться на свою сотовую компанию и поменять оператора на «честного». Борцы за мобильную «честность» получали от Tele2 бонусы.

Также конкуренты Tele2 пожаловались на рекламу тарифного плана «Оранжевый» — утверждали, что она является «ненадлежащей, недостоверной и недобросовестной». В частности, истцам не понравился слоган: «Звездочки — трюк афериста. А с этим тарифом все чисто». Представители «ВымпелКома» утверждали, что Tele2 в своем рекламном послании противопоставляет свои услуги услугам других операторов, которые используют сноски, то есть «звездочки», для сообщения дополнительной информации.

Позднее часть дел была передана на рассмотрение в управление по Санкт-Петербургу, уточнил Прокшин, а разбирательство вокруг «Сезона охоты» продолжается в центральном аппарате ФАС.

В отдельных регионах удалось отбиться, утверждает он: например, в Нижегородской области ФАС отказал в возбуждении административного производства, в Петербурге — не признал рекламу Tele2 нарушающей законодательство.

«В ответ мы подали жалобу на рекламу конкурентов, выступая как раз против тех вещей, которые мы никогда не используем — против мелкого шрифта в рекламе и дополнительных скрытых условий», — пояснил представитель Tele2.

Ситуация, при которой оператор запускает сервис по сбору жалоб на конкурентов, абсурдна и вызывает вопросы не только с точки зрения законодательства, но и бизнес-этики, заявил представитель МТС Дмитрий Солодовников. Сама МТС себя виновным не признает, подчеркнул он: «Компания строго придерживается требований законодательства».

В «МегаФоне» РБК заявили, что комментировать решение ФАС пока не готовы. «Мы не получили определение ФАС и не видели его мотивировочную часть», — пояснила представитель компании Алия Бекетова.

Рекламный вирус

Вероятность, что ФАС удовлетворит жалобу Tele2, очень велика, считает старший юрист адвокатского бюро «А2. Адвокаты» Мария Понаморева. «Да, в тексте закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должен быть напечатан текст, но это и не говорит о том, что текст может быть любым», — отметила она. Указание в рекламе информации мелким шрифтом, затруднительным для прочтения, свидетельствует об отсутствии части существенной информации о рекламируемом товаре, добавила она.

Исходя из судебной практики по аналогичным делам, формального указания информации в рекламе недостаточно, чтобы соблюсти указанную норму, согласен с ней Сирота. «Если текст написан мелким шрифтом и его невозможно воспринять, то такая информация считается отсутствующей и потребители могут быть введены в заблуждение. В указанном случае информация об условиях приобретения и использования тарифа является существенной. Поэтому риск признания нарушения высок», — считает он.

Делят рынок

Конкуренция между Tele2 и «большой тройкой» резко обострилась в прошлом году, после того как оператор объявил о намерении начать работу в Москве в 2015-м. Как сообщал РБК, Tele2 уже начал тестирование своей сети в столице, а Россвязь выделила компании 7,5 млн номеров в коде 977 для работы в новом регионе. Сеть продаж Tele2 может стать одной из самых крупных в Москве — к концу этого года компания планирует реализовывать свои контракты примерно через 10 тыс. точек. Представители оператора заявляли, что в столице Tele2 также планирует оставаться дискаунтером.

«У нас выход Tele2 в Москву особых эмоций не вызывает — мы работаем рядом с Tele2 и с мобильными «дочками» «Ростелекома» по всей стране и ничего нового или особенно сложного для себя не ждем», — говорил в интервью РБК гендиректор «МегаФона» Иван Таврин. «У них будут тяжелые времена. У «большой тройки» тоже, конечно. Но получить в Москве 10% абонентской базы, которые им пророчат, будет очень сложно. Построить на базе 3G хорошую сеть — невероятно сложная задача», — соглашался глава «ВымпелКома» Михаил Слободин.

Сейчас Tele2 работает более чем в 60 регионах России: «Ростелеком» передал в СП с оператором все свои сотовые активы. ВТБ и группе инвесторов, включая банк «Россия» и структуры предпринимателя Алексея Мордашова, в компании «Т2 РТК Холдинг» принадлежит 55%, «Ростелекому» — 45%.

По данным компании Advanced Communications & Media, в 2014 году лидером по количеству абонентов в России стал МТС (74,56 млн, 31% рынка). За ним следовали «МегаФон» (29%), «ВымпелКом» (24%) и Tele2 (15%). Услугами прочих операторов пользуется лишь 1% российских абонентов мобильной связи.

Виталий Акимов (РБК)

Advertology.Ru

21.05.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.04.2024 - 15:25
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация