Интервью

Куда движется SEO-фриланс?

SEO-отрасль стремительно меняется, возникают новые направления и услуги, которым посвящаются многочисленные статьи и исследования и т. д. При этом, когда речь заходит об исполнителях, говорят преимущественно о SEO-компаниях и агентствах, забывая о фрилансе. Почему так происходит?

SEOnews провел опрос среди представителей SEO-фриланса и блогинга, чтобы узнать, каким им видится будущее отрасли.

Участники опроса:

Участники опроса

  • Евгений Нестеров, г. Сочи, опыт работы 8 лет;
  • Сергей iSEO, г. Минск, опыт работы 8 лет;
  • Иван Папусь, г. Киев, опыт работы 5 лет;
  • Артем Исаев, г. Казань, опыт работы 3,5 года;
  • Илья Русаков (http://seoinsoul.ru/), г. Владимир, опыт работы 7 лет.

1. Какой прогноз относительно развития SEO-фриланса в 2014 году Вы можете дать?

Евгений Нестеров (Сочи): Только положительный. Не все владельцы ecommerce-проектов пользуются услугами SEO-компаний. Часть из них довольно стабильно предпочитает в качестве исполнителя только фрилансера. И все как обычно ищут именно профессионала. :)  
А в виду того что сеть Интернет становится всё более популярной, и с каждым годом владельцев бизнеса в ней становится всё больше, то и количество желающих воспользоваться услугами SEO-фрилансеров будет расти (и это в последнее время сильно заметно). Поэтому прогноз исключительно положительный, даже несмотря на изменения алгоритмов поисковых систем. Сколько будет существовать сайт и поисковая система, столько и будет существовать SEO-фриланс.

Сергей iSEO (Минск): В связи с ужесточением алгоритмов поисковиков Google и Яндекс, думаю, на рынке останутся наиболее компетентные оптимизаторы, которые смогли проанализировать алгоритмы и перестроить продвижение под новые условия ранжирования для получения высоких результатов. Мое мнение, что количество реально работающих фрилансеров-оптимизаторов будет снижаться год от года, пока не останутся наиболее опытные и профессиональные.

Иван Папусь (Киев): Что-либо прогнозировать сложно. Мое мнение – люди, у которых есть достаточный опыт работы, широкое портфолио, ряд рекомендаций от заказчиков, будут иметь возможность работать с учетом постоянно усложняющихся условий, ужесточения фильтров поисковых систем к поисковому спаму, требований к сайтам и т. д.

Артем Исаев (Казань): Робкие разговоры, начавшиеся около 2 лет назад, о том, что SEO предстоит дрейфовать в сторону SEM, в конце года обрели очертания и были подтверждены всеми специалистами. А это уже диктует совершенно другой объем и качество работ, необходимых для достижения серьезных результатов. Именно конкурентность ниши станет той развилкой, где начнут расходиться подходы в работе. Все это может серьезно изменить структуру работы SEO-фрилансера.

Илья Русаков, SEOinSoul (Владимир): На мой взгляд, рынок будет высекать "псевдо-оптимизаторов", которые обещают клиентам позиции и при этом ничего не делают. Сейчас многие агентства этим же промышляют, и выезжать на доверчивости клиента будет все сложнее. Клиент с каждым годом умнеет, нужно и фрилансерам умнеть и предлагать качественную работу по продвижению.

ВЫВОД: Как видно, практически все респонденты считают, что на рынке наблюдается тенденция к вытеснению некомпетентных SEO-специалистов. Но для грамотных, хорошо зарекомендовавших себя специалистов прогноз положительный.

2. Что ждет среднестатистических фрилансеров в условиях слияния компаний в агентства полного цикла?

Евгений Нестеров (Сочи): Зависит от того, что нужно самому клиенту в каждом конкретном случае. Нужен ли ему этот полный цикл, либо ему нужно что-то одно (SEO, Контекст или SMO). Часто бывает, что нужно только SEO, и выход по сотням целевых СЧ и НЧ в ТОП 3. Тогда остальные направления отпадают, и клиент ищет только SEO-фрилансера по своим собственным критериям отбора. Если же клиенту нужно всё, то, естественно, ему гораздо удобнее заказать всё у компании полного цикла, а не иметь трех фрилансеров разной специализации. Но в данном случае, очевидно, решен вопрос пока только со стороны удобства. Итоговая стоимость услуги и её конверсия может в разных случаях сильно различаться.

Сергей iSEO (Минск): Не могу сказать за всех, но у меня процентов 70 клиентов, которые пользовались ранее услугами самых именитых SEO-компаний на рынке и в итоге остались недовольны, так как подход к клиенту на потоковом методе не всех устраивает, да и качество SEO-услуг часто оставляет желать лучшего. Уверен, что грамотный оптимизатор не пойдет работать в компанию, а, следовательно, в компаниях работают не самые высококлассные специалисты в большинстве своем. Есть супер-профи, но они заняты, и рядового клиента всегда отдают штатному оптимизатору, общение напрямую исключено, только через оператора, а это "глухой телефон". В общем, для себя не вижу никаких проблем из-за слияния и укрупнения компаний.

Иван Папусь (Киев): Среднестатистический фрилансер, вероятно, ищет клиентов самостоятельно. Если это усложнится в виду того, что большинство будет отдавать предпочтение крупным компаниям, множеству фрилансеров будет очень сложно. Опять же вероятно, спасать будет то, что есть своя база клиентов, люди будут продолжать обращаться по рекомендациям. Однако конкурировать с агентствами, предлагающими приемлемые цены и полный комплекс работ, который не может предложить фрилансер, будет очень и очень сложно.

Артем Исаев (Казань): Скорее всего, хорошие проекты станут менее доступны, и фрилансерам, работающим по схеме «немного внутренней и ссылки» и ничего более не умеющим, придется тяжко (как и подобным конторам).

Илья Русаков, SEOinSoul (Владимир): Фрилансерам также надо предлагать комплекс услуг. В современных реалиях приводить потенциальных клиентов только из поиска становится все сложней – нужен трафик и из других источников. Причем останавливаться на определенном объеме посещений не стоит, нужно добиваться высоких конверсий и продаж для клиента (т. е. требуется детальная аналитика и работа над самим сайтом). В таком случае фрилансер всегда будет востребован.

ВЫВОД: Мнения относительно этого вопроса разделились. Часть респондентов считают, что для специалистов «средней руки» наступят тяжелые времена и для привлечения клиентов придется прикладывать больше усилий, чем раньше. Другие же смотрят на вещи более оптимистично и утверждают, что опыт, компетентность и хорошее портфолио позволят даже «не топовому» фрилансеру оставаться на плаву.

3. Какие изменения произойдут в работе известных, хорошо зарекомендовавших себя специалистов?

Евгений Нестеров (Сочи): В свете постоянного увеличения спроса на SEO хорошие специалисты и их прибыль будут только расти и процветать.

Сергей iSEO (Минск): Не могу сказать за других специалистов, для себя я выбрал одну тему – продвижение сайтов в России и за рубежом, больше никаких услуг не оказываю, но то, что делаю, стараюсь делать отлично. В итоге многие клиенты приводят своих друзей для продвижения.

Иван Папусь (Киев): Думаю, что известные и опытные специалисты всегда будут иметь своих клиентов. Тут еще все зависит от фрилансера – сделает он выбор в пользу того, чтобы устроиться в крупную компанию на определенную должность, либо продолжит работать самостоятельно. Например, мне неоднократно поступали предложения от различных SEO-компаний и маркетинговых агентств, однако они не могут предложить такой оклад, который хотя бы на 70–80% соответствовал реальной прибыли, которую я получаю как фрилансер, работая на себя и распоряжаясь своим временем. Обычно это оклад порядка 30–40% от текущего дохода + строгий график работ, постоянный контроль и жесткие требования, что, например, меня не устраивает, хотя многие будут готовы работать на таких условиях, и тут каждый делает выбор для себя сам, ведь работа в компании, вероятно, дает гарантии наличия постоянной занятости, чего нельзя сказать о "свободной" деятельности фрилансера.

Артем Исаев (Казань): У известных специалистов всегда много работы, и, скорее всего, происходящие изменения на них не повлияют.

Илья Русаков, SEOinSoul (Владимир): Если они продолжат развиваться вместе с рынком, тогда никаких. Хорошие специалисты уже давно работают в комплексе над сайтами и знают, как и благодаря каким источникам можно добиться положительного результата.

ВЫВОД: Респонденты оказались солидарны в этом вопросе. Все опрошенные считают, что известные фрилансеры вполне смогут выдержать конкуренцию с растущим рынком SEO-компаний.

4. Сохранится специализация фрилансеров в определенной области или же они будут наращивать компетенции и станут выполнять комплексные работы по продвижению? А может, будущее за фрилансерскими «артелями»?

Евгений Нестеров (Сочи): Зависит от конкретной специализации фрилансера и его требований к заработку. В случае с SEO (особенно в свете последних заявлений Яндекса об отмене ссылочного), если ссылочное полностью отключат, то у SEO-фрилансеров, как и у SEO-компаний, освобождается большое количество времени/людей, занимавшихся тонкими процессами ссылочного ранжирования. Глупо было бы просто не использовать это время или уволить этих людей, не попытавшись переквалифицировать их в ту специализацию, которая ещё не предлагается компанией или фрилансером. И в первую очередь речь идет именно о социальных факторах. Ведь после того как Яндекс перестанет учитывать внешние ссылки, вполне очевидно, что социальным факторам станет уделяться ещё больше внимания, и появятся (или уже появились) новые актуальные метрики в алгоритме поисковиков для распознания их искусственной накрутки.

Сергей i-SEO (Минск): Не думаю, что имеет смысл распыляться на комплексный подход, для этого есть фирмы, кому надо – всегда найдут весь комплекс. Для фрилансера важно качество, а делать все на самом высоком уровне невозможно, остается заниматься чем-то одним, но так, чтобы уровень был выше, чем в любой компании. В основном клиенты, которые приходят к фрилансерам, ищут низкие цены или качество выше, чем в компаниях. И то, что это узкая специализация, продвижение и ничего более, никого еще не остановило.

Иван Папусь (Киев): Могу сказать о себе, что на протяжении всего срока деятельности в качестве фрилансера приходится осваивать все новые области и пробовать себя в качестве аналитика, маркетолога, копирайтера, контент-менеджера, менеджера, переводчика, помимо основного направления SEO-специалиста. Но уже сейчас работать в одиночку невозможно, приходится работать в команде с другими специалистами.

Артем Исаев (Казань): На рынке фриланса всегда была специализация, она и останется. Это конечно вариант, но более менее серьезные и долгосрочные проекты не могут себе позволить распыляться на постоянные поиски, переговоры, уточнения ТЗ и т. д. для большого количества исполнителей, это просто невыгодно и нереально. Идея сколачивать некие «артели» под какой-то проект, распределяя роли и специализацию внутри среди узких специалистов, пока мне видится сложно реализуемой, т.к. могут возникнуть сложности и противоречия в самой конструкции. Конечно, отдельные фрагментарные вещи существуют давно. Частично и я уже вынужден их применять, отдавая на аутсорсинг копирайтинг, SMO, SMM и рутинную верстку. Но вот поставить такую схему на серьезную основу и поток – фактически превратиться в SEO-конторы, конкурируя только за счет меньших издержек.

Илья Русаков, SEOinSoul (Владимир): Определенно, что узкие специалисты останутся, например, по контекстной рекламе или SMM. Если взять контекстную рекламу и, в частности, Я.Директ, то многие тематики в нем уже перегреты, и даже профи зачастую будет сложно выйти на самоокупаемость этого канала. В идеале нужно находить менее конкурентные источники и работать в комплексе. Это проще для фрилансера и эффективнее для клиентов. Насчет "артелей" не уверен, это, скорее, из области фантастики. Во-первых, тяжело будет объединиться настоящим спецам, кто-нибудь да будет оказывать "не совсем" качественные услуги. Во-вторых, должен быть человек, отвечающий за организацию, иначе может появиться хаос и неразбериха. А в случае с организующим звеном, это уже больше походит на агентство с удаленными сотрудниками.

ВЫВОД: По этому вопросу были высказаны очень противоречивые мнения. С одной стороны, сейчас от фрилансера требуется широкий комплекс услуг, которые он не может оказывать в одиночку, и поэтому вынужден с кем-то кооперироваться. При этом подобное сотрудничество нельзя назвать групповой работой или объединением, потому что зачастую это действует не на постоянной основе. С другой стороны, узкие специалисты всегда существуют в любой отрасли, а их услуги остаются востребованными несмотря ни на что.

5. Назовите средний уровень заработной платы фрилансера.

Евгений Нестеров (Сочи): Здесь всё напрямую зависит от уровня знаний и опыта самого фрилансера, а также от его популярности. Цифры могут быть самые разные. 50–100–150–200 тысяч рублей в месяц и более.

Сергей iSEO (Минск): Разные специализации, разные и оплаты, кто-то 100 $, кто-то 20 000 $, средней оплаты тут нет. Это как измерять среднюю температуру по больнице.

Иван Папусь (Киев): Не могу говорить за всех, думаю, для этого есть статистика и опросы, могу сказать за себя – в среднем это от 5 до 9 тысяч $ в месяц при работе 15–16 часов в сутки. Все зависит от загрузки.

Артем Исаев (Казань): Средний уровень зависит от нагрузки, которую человек берет, и, в отличие от потока в конторах по 20–30 проектов и более на одном специалисте, фрилансер одномоментно обслуживает меньшее количество, но чаще всего он ведет весь цикл работ (потому что типичный их работодатель – малый бизнес, и у него нет ресурсов выполнять рекомендации SEO-фрилансера, делегируя их кому-то еще). В Казани средний чек 10–15 тысяч рублей для небольшого сайта, и если человек – грамотный специалист, то может зарабатывать от 25 до 50 тысяч рублей.

Илья Русаков, SEOinSoul (Владимир): Чего не знаю, того не знаю. Даже будучи фрилансером, никогда не ориентировался на цены других, а работал по своему ценнику.

ВЫВОД: Как видно из ответов респондентов, средний уровень дохода фрилансера зависит от региона, в котором он работает, и уровня загруженности, поэтому назвать какую-то конкретную сумму затруднительно.

6. Кто ваши основные клиенты – представители бизнеса или SEO-агентства? Так было всегда или в последнее время происходят изменения?

Евгений Нестеров (Сочи): В подавляющем большинстве (90%) непосредственно сами представители бизнеса. Остальные 10% – это SEO-компании, которые вынуждены искать исполнителя удаленно, поскольку физически не тянут нового клиента по причине полной загруженности штата, но и отказываться от него не хотят. С каждой компанией на основе каждого конкретного сайта ведутся переговоры индивидуально.

Сергей iSEO (Минск): Клиенты разные, работаю как на аутсорсе с зарубежными компаниями по разработке сайтов, которые передают своих клиентов на продвижение, так и напрямую с фирмами и, бывает, с частными лицами, так было на протяжении всего времени моей работы на фрилансе с 2006 года.

Иван Папусь (Киев): Клиенты абсолютно разные, в основном – владельцы сайтов, т. е. представители бизнеса, также обращаются SEO-компании для работы над их проектами, с некоторыми компаниями работаем на постоянной основе. Так было всегда, пока каких-то изменений не наблюдается.

Артем Исаев (Казань): Типичный малый бизнес: услуги (+ отели, турагентства, клининг, салоны и т. д.), региональные небольшие интернет-магазины. Если клиент уже обжигался, то с грамотным специалистом, показывающим результат, работает годами. Выгода обоюдная – у фрилансера стабильный доход и вовлеченность в тему, заказчик спокоен и уверен в результате, нет потерь и провалов при частой чехарде и смене исполнителей. Минус: фрилансер "тухнет" в одном ресурсе-теме, не развивается и с обновление алгоритмов ПС могут быть проблемы у продвигаемого сайта.

Илья Русаков, SEOinSoul (Владимир): Наши основные клиенты – это представители бизнеса. В последнее время изменений не наблюдается.

ВЫВОД: Участники опроса практически единогласно назвали в качестве своих основных клиентов представителей бизнеса. Также важно отметить, что на момент проведения опроса никаких новых тенденций не возникло.

Беседовала Дарья Романова, seonews.ru
Advertology.Ru

20.03.2014

на печать


Комментарии

Мир
22.04.2014 10:04 | сообщение #1
 

Благодарю за статью. Да, опытный фрилансер будет успевать подстраиваться под ПС и не наделает глупостей, конторы зачастую не могут позволить себе подобного качества.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.04.2024 - 07:48
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация