Статьи

Фантастиш демократиш

Фантастиш демократиш

Крупнейшая в Европе сеть бытовой техники и электроники Media-Saturn Holding терпела в России одни убытки, пока к немецкой демократии не добавился местный авторитаризм.

На рекламном флаере четверо мужчин в белоснежных рубашках и строгих галстуках, но со спущенными до колен брюками, выстроились в ряд и прикрывают пикантные места плакатом: "Мы спустили цены до неприличия!". Это не актеры, а реальные директора четырех магазинов "Медиа Маркт" в Москве - люди, которые, по словам директора по операционной деятельности компании Media-Saturn Russia Гидо Обервальда, зарабатывают столько, что каждый год способны покупать себе по квартире. 

Высокие оклады и склонность к смелым экспериментам взаимосвязаны: во всем мире немецкий ритейлер предоставляет директорам своих магазинов полную самостоятельность. Именно они, а не центральный офис определяют, что продавать, по какой цене и как рекламировать. 

В России никто из торговцев техникой и электроникой такой управленческой демократией не отличается. Между тем именно благодаря ей "Медиа-Сатурн" сумел ворваться в тройку крупнейших "электронных" ритейлеров. В конце 2011 года у сети насчитывалось 36 гипермаркетов (32 под вывеской "Медиа Маркт" и четыре "Сатурна") в 16 городах, а чистая выручка составила 35,7 млрд руб. Больше только у "М.Видео" и "Эльдорадо" - 86,6 млрд руб. и около 80 млрд руб. соответственно. 

По среднегодовой выручке с 1 кв. м, главному показателю эффективности в ритейле, немцы и вовсе занимают первое место - $9 тыс. Для сравнения, "М.Видео" зарабатывает с метра $6,3 тыс., "Эльдорадо" - $5,5 тыс., а "Техносила" - лишь $3,3 тыс. 

Правда, на первых порах излишняя демократия серьезно осложнила жизнь "Медиа Маркт" в России. 

$16,5 млрд. Таков, по данным РАТЭК, был объем рынка бытовой техники и электроники в России в 2011 году. Это равно показателям 2008 года. Наиболее ходовые категории товаров - компьютеры, планшетники и нетбуки. На них приходится треть продаж

За свинью ответишь

Во всех странах магазины Media-Saturn Holding оформлены в красно-черной цветовой гамме. И только в России они малиново-черные. Компания открыла первые два гипермаркета в Москве в декабре 2006 года, а за несколько месяцев до этого сеть "Эльдорадо" провела рестайлинг, сменив желто-синюю гамму на красно-белую. Пришлось немцам перекрашиваться. 

Следующая неприятность случилась в первые же дни работы, когда "Медиа Маркт" объявил распродажу плазменных телевизоров Panasonic по вызывающе низкой цене 33 333 руб. за штуку - почти на 50% дешевле, чем в других сетях. Все та же "Эльдорадо" и примкнувшие к ней "Техносила", "М.Видео", "Мир", "Евросеть" и "Связной" обвинили компанию Matsushita, поставщика телевизоров марки Panasonic,- дескать, она закрыла глаза на то, что "Медиа Маркт" завез телевизоры "в серую" и продает их по демпинговым ценам. Ритейлеры даже пригрозили Panasonic бойкотом. Скандал утих после того, как "Медиа Маркт" распродал телевизоры раздора и спорить стало не о чем. 

Неудачной оказалась и первая рекламная кампания, в которой "Медиа Маркт" использовал образ поросенка со слоганом: "Хрю-хрю-хрю! Экономить я люблю!" Если в Германии свиньи ассоциируются с достатком, то в России, скорее, с ленью, грязью и хамством. Кроме того, в пику немцам "Эльдорадо" выпустила свои плакаты с зажаренным поросенком и слоганом "Мы побьем любые цены". Петербургская сеть "Калинка-трейд" предложила в своей рекламе отправляться за свиньями на ферму, а за техникой - в магазины "Калинки". После жалобы "Медиа Маркт" антимонопольные органы провели разбирательство и признали рекламу "Калинки" незаконной. Однако от поросенка в качестве рекламного персонажа немцы отказались. 

Несмотря на неприятности, магазины "Медиа Маркт" показывали оборот в три раза больший, чем конкуренты. Например, в декабре 2006 года московские гипермаркеты сети заработали по $15 млн каждый против $5 млн у обычного крупного столичного магазина электроники. Однако "Медиа Маркт" были не просто крупными, а гигантскими - по 5-8 тыс. кв. м. Средняя площадь магазинов "М.Видео" составляет 2,5 тыс. кв. м, "Эльдорадо" - 2 тыс. кв. м. 

Но самое главное - немецкая сеть несла в России колоссальные убытки. В 2006 году они составили 40 млн евро (впрочем, в эту сумму входили инвестиции в открытие магазинов). В следующем же году одни только операционные убытки компании, без учета капитальных затрат, достигли 50 млн евро. 

Летом 2007-го компанию неожиданно покинул тогдашний операционный директор Бернд Ланг. Он объяснял, что внедрять децентрализованную модель управления в неизменном виде, как предлагал немецкий офис, в России нельзя: начнутся анархия и злоупотребления, убытки будут расти с каждым годом. 

Ланг оказался прав. Каждый гипермаркет являлся отдельным ООО, в котором директора должны были получить 10-процентную долю (так Media-Saturn Holding вознаграждал директоров во всем мире). Но актив был убыточным, а потому неликвидным: если бы топ-менеджеры захотели продать свой пакет, единственным покупателем был бы основной владелец. Найти компетентных управленцев не удалось. Менеджеры, предоставленные сами себе, совершали ошибки или откровенно злоупотребляли своим положением. Воровство процветало и в торговых залах: установленные системы охраны плохо отслеживали кражи. 

Антон Пантелеев, представитель "М.Видео", говорит, что при централизованном управлении такие проблемы исключены, потому что и ассортимент, и цены определяются головным офисом: "В любом городе любой из 261 магазинов "М.Видео" как две капли воды походит на все остальные. Без единого и централизованного подхода в торговле бытовой техникой и электроникой построить сильный брэнд невозможно". "Медиа Маркт" это удалось, но лишь после смены топ-менеджмента и адаптации модели управления к российской реальности. 

Плоды демократии

В начале 2008 года вышестоящее немецкое руководство отправило в отставку генерального директора Media-Saturn Russia Збигнева Здулечны и двух ключевых членов правления: Михаэля Хайна, директора по операционной деятельности, и Томаса Краевски, директора по продажам, маркетингу и кадрам. 

В обновленное правление набрали немцев с опытом работы в России. Генеральным директором "Медиа-Сатурн" стал Бернд Гуральчик, бывший директор по развитию сети OBI. Финансовым директором был назначен Штефан Гессльбауэр, прежде главный финансист сети Billa. А Гидо Обервальд, перед тем как занять директорское кресло в "Медиа-Сатурне", руководил подразделением ИТ и организационной структуры сети гипермаркетов Real. 

Новое руководство изменило систему вознаграждений. Вместо 10-процентной доли в ООО директора получали бонус - 10% от прибыли магазина. Разрозненные юрлица были собраны в единое ООО "Медиа-Маркт-Сатурн". 

В децентрализованную модель управления принялись спешно вводить элементы контроля: установили новые системы видеонаблюдения в магазинах, внедрили ERP-систему SAP для финансового и складского учета. В центральном офисе появились общие для всей сети отделы: единая бухгалтерия, юридическая и кадровая службы, отделы закупок и контроля затрат. 

Теперь ассортимент для открытия каждого нового магазина стали формировать закупщики центрального офиса. Этот отдел также заключает с поставщиками рамочные договоры, в которых оговаривается общая для всей сети сумма закупок на год. При этом за директорами магазинов оставалось право заключать текущие договоры и договариваться с поставщиками о ценах и условиях конкретных закупок. 

Сейчас три четверти сотрудников центрального офиса заняты контролем деятельности магазинов: финансовых показателей, закупочных и отпускных цен, рекламных акций. "Информационная прозрачность внутри сети беспрецедентна",- считает генеральный директор агентства "InfoLine-аналитика" Михаил Бурмистров. Все директора и менеджеры среднего звена видят показатели соседних магазинов. И хотя правление сети по-прежнему называет модель управления магазинами децентрализованной, по сути это гибрид демократии и авторитаризма. 

Как бы то ни было, гибрид дал хорошие результаты. В зависимости от рыночной конъюнктуры цены в "Медиа Маркт" могут меняться ежедневно. Оперативность в проведении рекламных акций также выше, чем у конкурентов, где все маркетинговые мероприятия согласовывает центральный офис. 

У "Медиа Маркт" самый большой ассортимент на рынке: 45 тыс. товарных позиций. Из них 20% приходится на новинки-хиты. Еще 20% - на товары периодического, но стабильного спроса. Остальные 60% позиций покупают редко и заказываются они в количестве трех-пяти штук, зато формируют имидж сети, в которой есть все. Управлять такими мелкими закупками из центрального офиса было бы невозможно. Поэтому, например, у "М.Видео" в ассортименте насчитывается всего 20 тыс. позиций, у "Эльдорадо" - 25 тыс. 

Децентрализованная модель также позволяет адаптировать ассортимент к спросу в конкретном районе. "В централизованной сети закупщик кухонных плит закажет поровну электрических и газовых моделей. Но возьмем район Белой Дачи, где у всех жителей в домах газ,- рассуждает Игорь Иванов, директор магазина "Медиа Маркт Белая Дача".- Какой смысл сюда закупать электрические плитки? Они стоять будут". Иванов и не закупает. 

Другой пример: в магазине у метро "Университет" или на Рублевском шоссе чек за телевизор 150-200 тыс. руб. считается обычным, на Белой Даче 200 тыс. руб.- редкость, зато за телевизорами по 15 тыс. руб. может очередь стоять. Поэтому "Медиа Маркт Университет" закупает много дорогих телевизоров, а "Медиа Маркт Белая Дача" - много дешевых. 

Несмотря на внушительный ассортимент "Медиа-Сатурн" имеет наименьший уровень складских остатков по сравнению с конкурентами. В 2009-м, по данным "СПАРК-Интерфакс", доля запасов в активах у немецкой сети составляла 33%, тогда как у "Эльдорадо" было 40%, а у "М.Видео" -59%. При этом период оборота запасов и затрат у "Медиа Маркт" составлял 77 дней против 81 дня у "Эльдорадо" и 94 у "М.Видео". 

Словом, кризис 2008-2010 годов немецкий ритейлер встретил в хорошей форме. 

40% российского рынка бытовой техники и электроники контролируют всего пять крупнейших сетей. Это "М.Видео", "Эльдорадо", "Медиа-Сатурн", "Техносила" и казанская Domo, купившая "Белый ветер - Цифровой".

Верность жанру

Когда из-за больших долгов и падения спроса на технику разорилась сеть "Мир", а "Техносила" и "Эльдорадо" оказались на грани банкротства, "Медиа Маркт" решил этим воспользоваться. Компания продолжила открывать магазины: шесть в 2009-м и 11 - в 2010-м. Хотя каждый обходился в 6-10 млн евро, деньги на открытие новых точек щедро выделяла штаб-квартира в Германии. 

В 2010 году Media-Saturn Russia впервые получила чистую прибыль. А вот ее давний прямой конкурент - глубоко убыточный "Эльдорадо" - покинул "территорию низких цен" и заявил, что ориентируется на покупателей с уровнем дохода не ниже среднего. Так "Медиа-Сатурн" со своими "фантастиш" ценами остался в счастливом одиночестве. 

Это вовсе не значит, что цены в "Медиа Маркт" самые низкие на рынке. Просто "Медиа Маркт", как и вообще зарубежным ритейлерам, гораздо искуснее удается создавать у покупателя впечатление дешевизны, объясняет Михаил Бурмистров: "Они грамотнее, чем российские ритейлеры, выбирают товары-индикаторы, по которым посетители судят об уровне дешевизны, и устанавливают на них цены гораздо ниже. И покупатель идет за скидками, хотя остальной ассортимент в "Медиа Маркт" продается по меньшей мере не дешевле, чем в магазинах конкурентов". К слову, товаров с "фантастиш" ценами в рекламной акции не так уж много, 50-60. В основном это телевизоры и компьютеры. 

"Сейчас "Медиа Маркт" самые агрессивные и заметные на рынке: у них яркая и провокационная реклама. Но главное - они последовательны",- говорит Александр Неруш, креативный директор агентства Arena Magic Box. По его словам, новый "Эльдорадо" стал "чистым и вежливым". Былого хулиганства, например слогана "сосу за копейки" в рекламе пылесосов, не осталось и в помине. "М.Видео" и "Техносила" пока находятся в поиске долгосрочной рекламной стратегии. А "Медиа Маркт" по-прежнему веселит публику неоднозначными слоганами и акциями. Например, на открытии магазинов танцуют полуобнаженные девушки-модели, раскрашенные в фирменные цвета сети. 

Однако последовательная стратегия Media-Saturn Russia рискует утратить прежнюю целостность. Германский офис давно настаивает на том, чтобы в России развивался второй принадлежащий ритейлеру брэнд - "Сатурн". По сути, обе сети отличаются друг от друга только оформлением зала и вывесок: у "Сатурна" они оранжево-черно-синие. Главная ценность "Сатурна" в том, что эти магазины привлекают покупателей, которые хотят помимо "Медиа Маркт" посещать и другие магазины. В Европе этот прием работает. "В Берлине на Александерплац находится огромный "Медиа Маркт", а на расстоянии всего 50 м от него - столь же огромный "Сатурн". И оба хорошо работают,- говорит Гидо Обервальд.- Вот если бы рядом находились два "Медиа Маркт", посетители распределились бы между ними". 

Первые два "Сатурна" открылись в конце 2010-го в Москве и Воронеже, в 2011-м к ним добавились два магазина в Челябинске. По неофициальным данным, руководство российского "Медиа-Маркт-Сатурн" до последнего сопротивлялось нажиму головной конторы. Концепция хороша для Европы, где полно "Медиа Маркт", например, в Германии их 245 (и 144 "Сатурна"), в Италии 94 (16 "Сатурнов"). В России их пока слишком мало, чтобы создавать альтернативу.

Фантастиш демократиш

Сам себе строитель

"В России современные торговые центры в дефиците. Если появятся сто новых моллов, я открою сто магазинов",- обещает Гидо Обервальд. Но сто моллов в России в ближайшее время не появятся. До сих пор "Медиа Маркт" и "Сатурны" открывались в торговых центрах класса А. Найти подходящие площади для гипермаркетов на 6 тыс. кв. м гораздо труднее, нежели для компактного магазина на 2 тыс. кв. м. Поэтому немцы не могут открывать по 25 магазинов в год, как "М.Видео". А очень хочется. 

Бернд Гуральчик и Гидо Обервальд заявляли, что готовы умерить свои требования к помещениям и открывать магазины на 2,5-3 тыс. кв. м. Но это вряд ли получится. Проблема не только в том, что втиснуть в это ограниченное пространство весь ассортимент "Медиа Маркт" невозможно. Децентрализованная модель просто не рассчитана на управление множеством мелких магазинов. 

У Media-Saturn Russia нет ни распределительных центров, ни региональных складов, которые есть у тех же "М.Видео" и "Эльдорадо". Поставщики сами возят товар в каждый гипермаркет, потому что он заказывает помногу. "Если "Медиа Маркт" начнет заказывать у поставщиков товар паллетами в каждый небольшой магазин, он разорится на логистике",- говорит Михаил Бурмистров. 

Гораздо более вероятный сценарий для Media-Saturn - стать соинвестором строящихся торговых центров. Деньги у материнской компании, скорее всего, найдутся. В 2011 году у нее стали снижаться продажи на ключевом рынке, в Германии. И в первом квартале 2012 года глобальный Media-Saturn впервые за много лет понес убыток 20 млн евро. Но вот Турция и Россия, напротив, показали отличную динамику. Они выросли на 27% и 25% соответственно. К слову, по данным РАТЭК, российский рынок бытовой техники и электроники увеличился в 2011 году на 15%. А того, кто быстро бежит, обычно хорошо кормят. 

4,1%. Такова была убыточность продаж "Медиа Маркт" в 2010 году. "М.Видео" тоже была в минусе (-1,9%). Концы с концами сети бытовой техники и электроники сводят благодаря маркетинговым взносам поставщиков. В итоге ритейлеры даже получают чистую прибыль.

Секрет фирмы, kommersant.ru
Advertology.Ru

03.07.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Энергия шрифтов 2

Энергия шрифтов 2
Энергия шрифтов 2. Книга "Энергия шрифтов 2" предлагает читателю более 1600 различных шрифтов, созданных в самых известных на сегодняшний день дизайн-студиях всего мира для дизайнеров, режиссёров, арт-директоров и типографов, и рассказывает о лучших работах. "Энергия шрифтов 2" поможет Вам найти наиболее высококачественные и современные шрифты. Вы узнаете о таких агентствах, как No Bodoni, Underware, You WorkForThem, а также Parkinson, Holland Fonts и Neufville Digital. Стили шрифтов варьируются от лучших классических работ Франсистека Сторма до новейших работ студии Atomic Media. Полный список дизайнерских мастерских, их веб-сайтов и телефонных номеров позволяет читателю напрямую задать интересующий его вопрос дизайнеру. Не менее полезны окажутся глоссарий терминов по типографике и индекс для быстрого поиска. "Энергия шрифтов 2" издана вместе с диском. Книга и диск - это лучший способ найти универсальный шрифт на все случаи жизни или же особенный экспериментальный шрифт для изысканного проекта.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.06.2025 - 19:07
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация