Интервью

Инвесторам не хватает политической воли власти

Инвесторам не хватает политической воли власти

Почему инвесторы не спешат финансировать российские интернет-проекты, когда можно ожидать перемен в лучшую сторону и каковы перспективы российских стартапов, - на эти и другие вопросы BFM.ru ответил гендиректор Softkey Феликс Мучник.

- За последний год российский интернет-рынок значительно оживился - запускаются стартапы, появляются новые проекты. Те компании, которые чего-то добились, выходят или готовятся выйти на IPO. Можно ли говорить, что этот сегмент становится привлекательным для инвесторов?

- Приблизительно год-полтора назад стало ясно, что через некоторое время кризис закончится. Это оживило интерес к новым проектам и компаниям на интернет-рынке. Как результат - в него снова потекли инвестиции. Зарубежные инвесторы стали проявлять интерес к российским компаниям, а отечественные инвесторы - к западным. Начала работать, пусть и медленно, та же «Российская венчурная компания», появились инвестиционные фонды, заработало «Сколково», активизировались крупные IT-компании. То есть на инвестиционном рынке наметилось некоторое движение. Но в целом российский интернет-рынок сегодня к инвестициям не готов.

- Сегодня многие российские IT- и интернет-стартапы ищут деньги на Западе. Да и российские инвесторы чаще обращают внимания не на отечественные, а зарубежные проекты. С чем это связано?

- Причин много. Пожалуй, самая главная из них заключается в том, что для нас это новое направление, то есть в России пока просто не сложилась инвестиционная экосистема, чего нельзя сказать про другие страны, например, про США, Великобританию, Швецию. А такая экосистема должна включать в себя множество цепочек, начиная со стартапов и посевных фондов и заканчивая крупными инвестиционными фондами и финансовыми инструментами, подобными IPO.

Когда нет экосистемы, возникает недостаток всего: не хватает профессиональных кадров для стартапов, не хватает даже идей для стартапов. Последнее, кстати, связано с тем, что при неразвитой экосистеме возникает желание сделать клон популярного интернет-проекта и быстро его продать. Не хватает также профессиональных инвесторов. Да и сам рынок больше похож на небольшой инвестиционный базарчик, где очень мало растущих компаний, в которые можно вкладывать.

В целом мы получаем комплекс причин, связанных с тем, что российский инвестиционный рынок находится в самом начале своего развития. И его становлению наличие свободных денег в России не помогает, поскольку они не профессиональные. Поэтому те российские интернет-компании, которые уже достигли каких-то результатов, вынуждены, например, проводить IPO на Западе.

Дело в том, что получение интернет-компанией инвестиций от, к примеру, производителя молока, скорее всего, не даст положительного результата. Ведь в таком случае стартап получит только голые деньги - у него не будет ни консультаций, ни бизнес-моделей, ни опыта вложений в параллельные направления, ни какой-либо другой поддержки, которую своим проектам оказывают профессиональные инвестиционные фонды.

Мне кажется, что в непрофессионализме инвестиционных денег и в непрофессионализме тех, кто их берет, и заключается главная причина неразвитости инвестиционного рынка.

- Но на рынке присутствуют и профессиональные деньги, которые в стартапы вкладывают в том числе IT-компании. Правда, существует мнение, что таким образом они инвестируют не в перспективные проекты, а просто занимаются подбором кадров. Насколько это соответствует действительности?

- Инвестиции в стартапы - это многосторонний процесс, который преследует множество целей. С одной стороны, идет посев - ищутся и финансируются новые идеи, которые могут прорасти. С другой стороны, для крупного игрока инвестиции - это всегда еще и посев собственных технологий. Той же Microsoft интересней, чтобы разработчики использовали ее технологии и инструменты, а не, например, разработки Google. В то же время одной из целей инвестиций в стартапы, несомненно, являются кадры. Если ясно, что такой проект может перерасти в нормальную интересную компанию, то зачем же оттуда переманивать специалистов, без которых она просто не состоится. Пусть такая компания растет и развивается. Но если новый проект начинают не стартаперы с горящими глазами, а наемные менеджеры, профессионалы, и никаких особых идей у них нет, то, конечно, их просто перекупают. То есть однозначной оценки здесь быть не может. Однако в любом случае вкладываемые деньги, особенно небольшие - 30 или 100 тысяч - это развитие экосистемы.

- Крупные IT-компании вкладываются не только в стартапы, но и в образовательные кампании для стартаперов. Насколько они эффективны в России?

- Такие кампании очень полезны хотя бы потому, что те же стартаперы могут ознакомиться с опытом уже прошедших через начальные стадии реализации своих проектов. Кстати, образовательные кампании проводят не только зарубежные, но и российские игроки - крупные системные интеграторы. Многие из них имеют в вузах свои кафедры, где делятся своими знаниями, в том числе в этой области.

- Можно ли оценить перспективы российского инвестиционного рынка в области IT?

- Для этого надо сначала сделать несколько допущений. А именно, что Россия действительно идет по пути модернизации и уменьшает свою зависимость от «нефтяной иглы», меняет законодательство, которое сегодня категорически мешает заниматься инвестиционной деятельностью, и т. п. В таком случае западные инвесторы, которых великое множество, массово поверят, что в нашу страну можно вкладывать деньги.

Если предположить, что все так сложилось, то первые результаты будут получены уже через 5-7 лет, то есть на очередном инвестиционном цикле. А то, что мы видим сейчас - «Яндекс», Mail.ru - это единичные проекты, которые случайно прорвались через предыдущие полтора цикла. Сколько можно назвать крупных интернет-магазинов, выживших за это время? Тоже единицы - «Озон», «Софткей», еще несколько. Причем крупные они только по нашим меркам. На Западе компании с оборотом от 50 до 100 миллионов долларов относятся к средним.

- Не превратятся ли все эти стартапы и проведение IPO в очередной «пузырь»?

- При благоприятном развитии ситуации взрывной рост на российском интернет-рынке все таки произойдет. И тогда нам от «пузыря» никуда не деться. Такие «пузыри» обязательно надуются в тех сегментах, где будут крутиться деньги. Кто-то при этом будет зарабатывать, а кто-то терять. И это нормально.

- Что может помешать благоприятному развитию ситуации?

- В целом, мы упираемся в одно и то же: необходима стабильная и понятная инвестиционная обстановка, четкое законодательство, понятные правила игры. А дальше - постепенное строительство инвестиционной экосистемы.

Пока же, если вспомнить Роберта Асприна, мы играем в «Драконий покер», в котором правила постоянно меняются - солнце встало с другой стороны, теперь туз - младшая карта. В такой покер можно играть, но очень сложно выиграть. Причем всем.

На мой взгляд, проблема заключается в одном - в политической воле руководства страны. Если есть воля развивать инвестиционное направление, то соответствующие решения принимаются достаточно быстро и при этом выполняются. И это не зависит ни от инвесторов, ни от предпринимателей. А если будет говориться одно, делаться другое или вообще ничего, а бизнес будет по-прежнему развиваться вопреки всему, то ни к чему хорошему это не приведет.

БФМ.ру
Advertology.Ru

25.07.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

26.04.2024 - 16:16
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация