Статьи

Реклама станет образцом нравственности

Реклама станет образцом нравственностиВ 2005 г. исполнится 10 лет действия ныне существующего закона "О рекламе". На протяжении всех этих лет, а в последние годы особенно часто, он не раз подвергался критике как со стороны тех, чью деятельность он определяет, так и со стороны тех, кто ее контролирует.
"Не менее 40 раз предпринимались попытки внести изменения непосредственно в закон, но только дважды они увенчались успехом", – отметил заместитель председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы В.Р. Мединский, выступая на конференции "Российская реклама в условиях законодательных ограничений". И вот, к грядущему юбилею документу грозит кардинальное обновление. По словам начальника управления Федеральной антимонопольной службы С.Ф. Котова, 15 ноября 2004 г. была утверждена концепция нового закона, подготовленная антимонопольным ведомством и Минэкономразвития по поручению правительства. 1 марта 2005 г. проект должен быть внесен на рассмотрение в кабинет министров.
Впрочем, если недовольство властных структур относится больше к несоответствию закона современным экономическим реалиям (в нем полностью отсутствует, например, такое актуальное понятие, как спам, занимающий сегодня едва ли не половину всего e-mail трафика, и не затрагиваются проблемы "зонтичных" брендов), то игроки рынка имеют немало претензий к нынешним нормам документа. Наиболее серьезных корректив, по мнению рекламистов, требуют статьи о финансовой и социальной рекламе, о запрете использовать образы детей в рекламе не детских товаров, об этических нормах и, конечно же, об алкоголе.
Положение о рекламе финансовых услуг было написано под влиянием краха "МММ" и на сегодняшний день сильно устарело, считает генеральный директор ассоциации рекламодателей В.А. Желнин. Дело в том, что и сам закон "О рекламе" появился по указу Бориса Ельцина именно после того, как по стране прокатилась волна банкротств финансовых компаний. Так что на тот момент достаточно суровое отношение к подобного рода учреждениям было вполне объяснимо. Однако сегодня, в условиях бурного развития потребительского кредитования, требования данной статьи закона нуждаются в пересмотре, полагают участники рынка.
Запрет на использование детских образов, оправданный для "вредных" категорий товаров, распространяется фактически и на товары для всей семьи, продолжает В.А. Желнин. Поэтому ячейка общества в правильной, с точки зрения закона, рекламе получается какой-то ущербной – бездетной. А между тем, с точки зрения социального влияния рекламы, о котором так много говорится представителями власти, логичнее было бы, наоборот, демонстрировать рекламной аудитории полноценную, большую и дружную семью. Так что и эта норма просит корректировки.
"Социальной рекламе, которой по закону положено не менее 5% эфирного времени, реально отдается не более 1%", – подчеркнул в своем выступлении Мединский. Но проблема в данном случае заключается еще и в том, что соответствующая статья в пресловутом законе слишком расплывчата, отсутствует даже само четкое и однозначное определение понятия "социальная реклама", парирует исполнительный директор Союза создателей социальной рекламы в рекламном законодательстве И.В. Збронжко. Потому и подается зачастую под видом таковой реклама, скорее, коммерческая, которая, тем не менее, производится и размещается на правах социальной, то бишь бесплатно.
Так же туманна статья под №8 – "Неэтичная реклама". Практически все вводимые ею ограничения, по сути, являются оценочными и в большинстве своем весьма сложны в правовом применении, признает заместитель начальника управления ФАС России С.А. Пузыревский. Иными словами, они слишком подвержены субъективной трактовке, на чем и ломают копья производители рекламы и те, кто по долгу службы контролирует их деятельность. "Но избежать оценочных категорий в регулировании рекламной деятельности практически невозможно, поскольку сфера эта все-таки творческая, а значит по самой природе своей довольно субъективная", – сетует представитель антимонопольного ведомства. "Так давайте уберем эту статью вообще, а вместо нее введем запреты, которые легко установить, например, табу на использование в рекламе бранных слов", – предлагает в ответ В.А. Желнин.
В идеале, полагают представители рекламного сообщества, этические вопросы вообще должны решаться путем саморегулирования отрасли. Законы о рекламе, подобные российскому, существуют только в странах СНГ и бывшего соцлагеря, а в развитых государствах реклама контролируется внутрикорпоративными органами. "Да, если саморегуляторы на рынке присутствуют, у государства нет объективной причины ограничивать рекламную деятельность иными способами", – соглашается Пузыревский. Беда лишь в том, что "отсутствие или недостаточная эффективность подобных организаций в России вызывает у законотворцев желание прописать необходимые ограничения в соответствующем законе". Попытки внедрить международные стандарты в нашей стране имели место быть, но они не увенчались успехом, напомнил председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по рекламе Б.А. Школьников.
Увы, в этих заявлениях представителей государственных и близких к ним структур есть немалая доля правды. Неспособность отечественных рекламных организаций регулировать деятельность коллег наиболее ярко проявилась в отношении самой свежей и болезненной раны на теле российской рекламы – "запрета на пиво". Еще до принятия закона многие аналитики отмечали, что пивовары отчасти сами виноваты в своих проблемах, ибо агрессивной и зачастую вызывающей рекламой настроили против себя значительную часть общества. Тем не менее, профессиональные ассоциации отрасли не смогли обуздать производителей пенного напитка и соответствующих рекламных кампаний.
Бесспорно, некоторые из положений новорожденного документа выглядят абсурдно и, как уверяют "делегаты от рекламы", на практике их будет сложно исполнить. Однако, по словам первого заместителя председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы Ю.Г. Медведева, пивовары были приглашены к обсуждению данного законопроекта, но проигнорировали это приглашение. "Будем честны, – представители рекламного сообщества "прохлопали ушами" закон о пиве, а теперь кричат: "Мы все равно не будем его выполнять", – констатировал В.Р. Мединский (отметив при этом, что сам тоже далеко не во всем согласен с обсуждаемым документом). Но более разумным решением сейчас, полагает депутат, является не бойкотирование закона, а попытки столь же законным путем исключить из него "неподходящую" норму.
Как бы то ни было, тот резонанс, который получила ситуация, сложившаяся вокруг принятия пресловутого запрета на рекламу пива, может принести определенную пользу. Она расшевелила рекламный рынок, и, возможно, теперь и законодатели, и рекламисты, и журналисты будут более активно и вдумчиво участвовать в процессе разработки новых законов. К сожалению, творцы рекламы и законотворцы все еще не очень хорошо слышат друг друга. Первые обвиняют власти в том, что, решая нравственные проблемы, они забывают об индустриальных, вторые парируют, что рекламисты прикрываются экономической целесообразностью, как щитом, далеко не всегда оправданно. Но, по крайней мере, и те и другие уже демонстрируют готовность к диалогу. А значит, есть шанс, что за несколько месяцев, оставшихся до введения нового закона "О рекламе" (а это, судя по всему, уже неизбежно), им удастся достичь взаимопонимания и обновленный документ окажется приемлемым для всех сторон.
Екатерина Трофимова

10.12.2004

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

19.12.2025 - 10:24
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация