Статьи

"Бесплатные продажи". Как с этим жить?

"Бесплатные продажи". Как с этим жить?

Если бесплатный товар является завуалированной взяткой, размер этой взятки обязательно вырастет пропорционально количеству компаний, борющихся за этого потребителя. От бесплатных «продаж» никуда не деться. И если это так, то нет смысла отрицать или бороться с этим, надо научиться извлекать пользу из этой ситуации.

В 2001 году знаменитый стратег Майкл Портер опубликовал статью «Стратегия и Интернет». Суть статьи сводилась к анализу того, как Интернет влияет на знаменитые «5 сил Портера», действующие на рынке. На первый взгляд, статья написана давно и, спустя почти 10 лет, не актуальна. На самом деле, все совсем не так.

Я хочу объяснить сегоняшнюю, или даже завтрашнюю, важность этой гипотезы, на примере одной из сил Портера и разобрать, какие изменения она претерпевает в связи с появлением Интернета и какое влияние оказывает на продажи.

В своей статье Портер говорит о быстром и мощном усилении власти главной силы рынка, покупателя, обусловленном появлением Интернета. Почему? Потому что потребитель теперь:

  1. может получить исчерпывающую информацию о вашем товаре. Вполне возможно, придя к вам обсудить покупку, он будет обладать большей информацией, нежели вы сами.
  2. может получить исчерпывающую информацию о заменителях вашего товара.
  3. может найти все фирмы предлагающие товар, подобный вашему. Причем не только в вашем городе, но и в другой стране. Конкуренция становится глобальной.
  4. может купить этот товар у того, кто предлагает более выгодные условия не только в вашем городе, но и за рубежом. Например, англичанам выгоднее покупать дорогую электронику в Америке, даже с учетом пересылки и разтаможки, товар все равно обойдется дешевле. И это только один пример.

Для меня очевидно, что «устаревшая» концепция Портера рассказывает нам об обозримом будущем российского потребительского рынка.

Вместе с тем, Портер не указал одну очень серьезную черту усиления власти потребителя, которая проявляется довольно активно уже сегодня. Я говорю о бесплатных продуктах, о «халяве, сэр». Появление бизнес-модели «бесплатного продукта» во многом связано с началом широкого использования Интернета в бизнесе. Именно тогда в сети началась массовая раздача бесплатных продуктов с целью привлечения большого количества посетителей сайтов, без определенной и работающей структуры перевода этих посетителей в покупателей.

Вы наверняка сталкивались с ситуацией, когда фильм или музыкальный диск только еще аннонсируется, а ваш сын или дочь уже посмотрели его или послушали музыкальную новинку, скачав их из Интернета. Причем, они искренне недоумевают, когда ты говоришь, что собираешься купить этот фильм или музыку. Зачем? Ведь это можно получить бесплатно! Компании, производящие видео- и музыкальную продукцию уже давно бьются с пиратством в Интернете, однако эта битва заранее проиграна.  Если есть потребность в получении бесплатного продукта в Интернете, она будет удовлетворена так или иначе.

Мы как-то и не заметили, что появлось новое поколение потребителей, которые привыкли получать многие серьезные ценности бесплатно и убеждены, что именно так и должно быть.

Другая ситуация, знакомая всем предпринимателям: компании-продавцы ломают головы, чтобы выдумать очередной «бесплатный подарок» для своих клиентов с целью выделиться, обогнать конкурентов и продать товар.

Ситуация в сегодняшняем бизнесе такова: конкуренция платных товаров превратилась в конкуренцию бесплатных товаров  и сервиса!

Думая об отношениях продавца и клиента, мне вспоминается давно-давно прочитанный афоризм: «Мягкость не делает врага другом, а лишь увеличивает его притязания». Конечно, покупатель - не враг, но почуяв свою силу и вашу уязвимость, он не может удержаться от соблазна использовать ситуацию в свою пользу. Клиенты начинают требовать все новые и все более ценные «подарки», которые обходятся все дороже и дороже продавцам, разъедая их маржу прибыли.

Если бесплатный товар является завуалированной взяткой, размер этой взятки обязательно вырастет пропорционально количеству компаний, борющихся за этого потребителя.

Кратко суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод: практически все модели продаж имеют или в недалеком будущем будут иметь основным своим элементом бесплатный сопутствующий товар или сервис. И поскольку с ростом конкуренции главные товары и сервисы будут все больше сближаться по своим основным параметрам, единственным различием будет ценность бесплатного сопутствующего элемента, который и будет определять конечное предпочтение потребителя. Выиграет тот, кто бесплатно предоставит наибольшую ценность в обмен на покупку своего основного товара по цене ниже и равной конкурирующему товару.

От бесплатных «продаж» никуда не деться. И если это так, то нет смысла отрицать или бороться с этим, надо научиться извлекать пользу из этой ситуации.

Показательны два подхода производителей музыкальной продукции в Интернете. Одни музыканты борются с пиратством и бесплатным распространением своей музыки. Другие, особенно малоизвестные музыканты, выкладывают в Интернете свои новые альбомы бесплатно, тем самым приобретая нужную им популярность.  Самое интересное, что и те, и другие основной доход получают от концертов. В первом случае мы видим борьбу с потребителем (музыкант с остервенением рубит сук, на котором сидит) в которой страдает имидж музыканта и посещаемость концертов.  Во втором - завоевание расположения слушателя за счет бесплатного продукта и создание положительного имиджа, который в дальнейшем «монетизируется» в проданных на концерт билетах.

Я различаю две стороны применения бизнес-модели «бесплатной продажи».

  1. Бесплатный продукт или сервис для привлечения большего количества новых клиентов.
  2. Бесплатный продукт или сервис для победы над конкурентами.

Вариант номер 1. Использование бесплатного продукта в качестве маркетингового инструмента - техника неоднократно использованная и успешная. Бесплатный товар здесь играет несколько ролей.

Во-первых, реклама с предложением бесплатного товара или сервиса более результативна.
Во-вторых, бесплатный продукт создает имидж продавца, как специалиста по решению проблем клиента.
В-третьих, бесплатный продукт служит предметом обмена на данные клиента для последующей коммуникации.

Прежде чем начать использовать эту модель, следует ответить самому себе на следующие вопросы:

  1. Какую серьезную проблемы нашего клиента мы сможем решить за счет бесплатного продукта, который будем ему предлагать?
  2. Когда потенциальный клиент принял наше предложение получить наш бесплатный товар или сервис в обмен на предоставление его контактной информации, что за этим следует?

Если решено идти по этому пути, то у нас должна быть готова схема перевода потребителей бесплатного продукта в покупателей недорогого продукта и затем - в разряд потребителей дорогого продукта. Самое основное в этом варианте - существенная ценность бесплатного продукта для потребителя. Это «цепляет» внимание клиента, создает правильное первое впечатление, побуждает обменять контакную информацию на возможность получить этот продукт. Впрочем, и бесплатный, и недорогой, и дорогой продукты - три звена одной цепи: это набор качественных товаров или сервиса, предоставляемых фирмой.

Что касается варианта номер 2, то в этом случае также будет выгодно выстроить долговременные отношения с клиентом. Поэтому  бесплатные продукты или сервис должны быть как можно более длительного или возобновляемого пользования, чтобы клиент был «привязан» к нам достаточно долго. Бесплатный продукт должен создавать базу для длительных отношений, которые исключают или сводят к минимуму возможность «внедрение» конкурента.

И в том, и в другом варианте конечная цель - установление долгосрочных партнерских взаимовыгодных отношений с клиентом, что благотворно сказывается на бизнесе. Цель остается прежней, меняется средство ее достижения, имя которому - «халява».

Олег Павлов
Advertology.Ru

13.05.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

21.12.2025 - 15:10
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация