Статьи

И у черта и у Бога на одном, видать, счету ...

И у черта и у Бога на одном, видать, счету ...

Сказка - всегда обещает слушателю или скатерть самобранку, или ковер самолет, или сапоги скороходы. Одним словом, полное "по щучьему велению". Не напоминает ли это вам обещание: "У вас все будет сухо и не будет перхоти"? Рекламу вполне можно рассматривать как современную сказку, рисующую нам картинки красивой жизни, которую большинство и воспринимает как сказку. Реклама так же просто решает все проблемы насущные, как и народная (или авторская - например, сказки Пушкина) фантазия.

Я не буду ударяться в этнографический, литературоведческий и психологический анализ сказки. И рекламы тоже. Я возьму узкий аспект, показавшийся мне любопытным. Он присутствует и в сказочных и в рекламных текстах и образах. Это тема Божественного и дьявольского (в сказках немного шире - там присутствуют еще языческие персонажи: Баба Яга, Леший, Кощей …). Высших и низших сил.

Русская сказка, являясь одной из форм выражения русского духа и менталитета, закладывает в детские головы определенную систему ценностей. Реклама же использует эти заложенные в детстве ценности в своих меркантильных интересах. Проследим за этой тенденцией на примере заявленной темы.

Во первых, русская культура в основе своей иронична, даже несмотря на отдельные сверхсерьёзные течения в литературе и сверхстрогие каноны в изобразительном искусстве. Серьезно говорить о не чистой силе не позволяет некоторая суеверность. Ведь серьезность - это допущение страха. А ирония - борьба со страхом. Как говорится, над чем смеемся - того не боимся. Вот почему политические анекдоты в свое время карались, ведь если человек смеется - значит, не боится и, значит, не уважает. Смех - противоядие от страха. Вот и высшие силы, способные вызвать страх, подаются в рекламе в ироничном, эмоционально заниженном варианте - кому ж еще летать на швабре, как не черному существу с горбатым носом (рис. 1)?

Вот и Ангел, не пользуясь крыльями, подобно смертным шагает по железнодорожным путям (рис. 2). Во вторых, наша культура всегда допускала соседство хорошего и плохого. И то и другое имеет право на жизнь - в русских сказках практически нет "неразбавленных" героев или "кромешных" злодеев: русалка красива, но коварна, Домовой и Леший могут помогать и могут вредить (как ведь договоришься!), Баба Яга зла, но путника накормит, напоит и баньку истопит.

Наблюдается как бы взаимопроникновение высшего и низшего. Нет стопроцентно хорошего и нет стопроцентно плохого - все зависит от того, с какой стороны посмотреть. Вот и рекламист посмотрел на средство массовой информации с разных сторон (рис. 3).

В третьих, русская культура (может, в том числе и в силу некоторой суеверности) всегда была иносказательна, символична. Например, нельзя было домового называть иначе, как Хозяин - а то рассердится. И никто не узнает уже как на старославянском языке назывался медведь - языковеды полагают, то это эвфемизм "мёд ведающий", иносказательное называние хозяина леса, чтобы не вызвать гнев духа убиенного на охоте медведя. Читающий сказку понимает, что Жар Птица - символ удачи, ворон - символ мудрости, Кощей олицетворял скупость, а огнедышащий Змей Горыныч - зло вообще. Петух - Божья птица, оттого так боится ее крика вся нечисть.

В рекламе тоже не надо объяснять, что "дьявольская" приправа - это крепкая приправа (рис. 4), что "дьявольская мощь" - это впечатляющая мощь (рис. 5), что "Дьявольская" красота неотразима: "BIOCELL... И дьяволу не нужна ваша душа... Ему будет нужно ваше тело!!!" (реклама программы салона красоты) и очень опасна для мужчин (рис. 6). В противовес ей "ангельская" красота божественна и непорочна (рис 7).

Из символичности вытекает еще одна особенность - недосказанность. Нет нужды говорить прямо, если мы прекрасно понимаем намеки. Ведь символ - тоже намек, свернутая мысль. Право развернуть ее предоставляется каждому, в соответствии с его уровнем культуры и жизненным опытом. (Рис. 8)

Предупреждаю возможный вопрос читателя: автор в исходных рас суждениях упоминал языческую нечисть, а в рекламных образцах показал исключительно христианскую тематику.

Отвечаю. Поскольку в современной культуре в силу общепонятности христианских символов выражением противостояния добро зло служат образы ангельские, Божественные и дьявольские, сатанинские, то и в рекламе мы видим в основном эти образы. Смысл от этого не меняется.

22.10.2004

на печать


Комментарии

dvoe
22.10.2004 10:30 | сообщение #1
 

Это же никакой не рекламист,
и не про масс-медиа.
Это же Бидструп.
Как можно так????
и текста что-то маловато.
(извините, плз, уважаемый автор)

kry
22.10.2004 12:21 | сообщение #2
 

Уважемый dvoe это не просто Бидструп. Это использование его работы для рекламы газеты "Известия". Там адресочек внизу приляпан :) (я ен уверена, что Бидструп об этом знал)

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

22.12.2025 - 20:39
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация