Статьи

Отраслевой интернет-портал – эффективный инструмент маркетинга предприятия

Отраслевой интернет-портал – эффективный инструмент маркетинга предприятия

Сегодня говорят: «Нет в Интернете - нет в бизнесе». Практические все серьезные компании уже имеют корпоративные web-ресурсы. Но привлечь и удержать посетителя на них очень сложно.

И здесь на помощь приходит эффективный инструмент маркетинга, рекламы, PR и брендинга - отраслевой или тематического интернет-портал.

Доказательства его эффективности - в статье участника сообщества.

С наступлением информационной эпохи самым актуальным и влиятельным стал фактор информации и ее обмена. В связи с этим большое значение придается сети Интернет. Присутствие в информационном поле, благодаря сети Интернет является сегодня не только критическим фактором успеха, но и необходимым условием нормальной работы любой организации или института. Сегодня говорят: «Нет в Интернете - нет в бизнесе»! Практические все серьезные компании сегодня уже имеют корпоративные web-ресурсы. Количество сайтов в сети Интернет растет астрономическими темпами и все сложнее и сложнее становится компаниям бороться между собой за внимание посетителей собственных web-ресурсов и будущих потребителей товаров и услуг. Привлечь и удержать посетителя корпоративного сайта очень сложно. И здесь на помощь приходит такой эффективный инструмент маркетинга, рекламы, PR, брендинга, как разработка компанией отраслевого или тематического Интернет-портала.

Маркетинговые функции отраслевого Интернет-портала

Отраслевой или тематический Интернет-портал выполняет целый ряд важных для предприятия производствеено-коммерческих функций. Наиболее весомыми являются все же маркетинговые функции Интернет-проекта. Тезисно эти функции можно определить следующим образом:

  • Интернет-портал - PR- и рекламная площадка предприятия, собственный медиа-канал и информационный носитель подконтрольный предприятию.
  • Интернет-портал - торговая площадка (сеть интернет-магазинов, электронная биржа), виртуальный канал товаропродвижения.
  • Интернет-портал - инструмент для сбора маркетинговой информации (статистика, опросы, комментарии, отзывы).
  • Интернет-портал - инструмент развития отраслевой базы данных предприятия (контактные данные, указываемые при регистрации).
  • Интернет-портал - инструмент продвижения продукции и услуг предприятия.
  • Интернет-портал - инструмент увеличения узнаваемости и лояльности к бренду, формирования образа предприятия, как лидера и интегратора рынка.
  • Интернет-портал - инструмент внутреннего маркетинга (поиск и подбор персонала, формирование кадрового резерва).
  • Интернет-портал - инструмент развития персонала и корпоративной культуры компании (привлечение сотрудников к работе с системой управления, освоение культуры «новой экономики»).
  • Интернет-портал - инкубатор отраслевых идей (обсуждения на форуме, публикация предложений, объявление конкурса на поиск решений).
  • Интернет-портал - фактор развития внешнеэкономических связей предприятия (сбыт, снабжение, инвестиции, кооперация).

Разумеется, это не все, а только самые главные функции Интернет-портала. Возможности и роль web-ресурсов быстро растет по мере развития сетевых технологий, созревания аудитории. Но уже можно сказать, что даже имеющихся возможностей, которые дарит нам Интернет достаточно, чтобы реализовывать на практике самые смелые маркетинговые и бизнес-идеи.

Бизнес-модели в Интернете

Какие же есть модели коммерциализации или извлечения пользы и выгоды из разрабатываемого отраслевого Интернет-портала? Основные бизнес-модели здесь следующие:

  • Рекламная модель (размещение платной баннерной или контекстной рекламы, заказных статей, презентаций, обзоров, анонсов).
  • Арендная модель (аренда интерактивных сервисов портала: мини-сайтов, Интернет-магазинов, галерей).
  • Абонентная модель (взимание платы для получение по рассылке специальной информации, за доступ к спецразделам портала, за возможность использования ценных для посетителей функций: размещение вакансий, предложений, объявлений).
  • Комиссионная модель (получение процентного дохода по заключенным, благодаря порталу сделкам).
  • Торговая модель (продажи: начиная от деловой литературы и исследований, заканчивая реальными товарами).
  • Консалтинговая модель (заказы на сбор и мониторинг информации, на маркетинговые исследования).
  • Модель экономии (уменьшение затрат и расходов благодаря оптимизации многих бизнес-процесов).
  • Коммуникативная модель (организация канала интерактивных взаимоотношений с общественностью - PR, инвесторами - IR, органами государственного управления - GR).
  • Партнерская модель (совместное продвижение и реализация взаимовыгодных проектов и программ).
  • Социальная модель (получение, благодаря реализации web-проекта, значительного социального, экологического, нравственного или духовного эффекта).
  • Данные модели не должны исключать друг друга, а наоборот они могут прекрасно совмещать и дополнять одна другую, максимально комплексно используя потенциал Интернет-портала.

Этапы и стадии разработки отраслевого Интернет-портала

При запуске сложного Интернет-проекта важно соблюсти условия поэтапности и комплексности. Как подтверждает практический опыт автора статьи, именно игнорирование той или иной стадии в разработке и развитии web-ресурсов чаще всего вызывает проблемы в работе всего проекта. Основные стадии, через которые должен проходить любой Интернет-проект следующие:

  • Системные маркетинговые исследования.
  • Разработка концепции Интернет-портала, креативной идеи и стратегии web-ресурса.
  • Выбор и регистрация правильного домена, приобретение надежной хостинг-площадки.
  • Проектирование структуры web-сайта, подготовка прототипа ресурса (общей блок-схемы всех разделов и страниц).
  • Проектирование макета титульной страницы сайта (блоки, их размещение).
  • Разработка графического решения и дизайн титульной страницы веб-сайта.
  • Проектирование макетов внутренних страниц сайта, разработка дизайна внутренних страниц сайта. Создание необходимых графических элементов.
  • Верстка страниц (HTML-кодирование страниц сайта, создание статической версии сайта).
  • Программирование функциональности сайта. Установка, настройка и отладка системы управления контентом и программных модулей. Доработка и оптимизация функциональных модулей и компонентов.
  • Размещение и настройка веб-сайта на сервере.
  • Тестирование бета-версии веб-сайта. Внесение поправок и доработка.
  • Начальное заполнение веб-сайта контентом.
  • Разработка руководства по эксплуатации портала и работе с системой управления контентом (CMS).
  • Обучение администратора будущего ресурса работе с порталом и системой управления, вопросам оптимизации и продвижения сайта.
  • Запуск веб-сайта под доменом. Тестирование, испытание системы в работе, исправление ошибок.
  • Продвижение, регистрация в основных поисковых системах и каталогах.

Некоторые из вышеперечисленных стадий разработки и создания сайта можно объединить между собой, а в некоторых случаях, наоборот, выделить промежуточные или подстадии. Самое главное при этом не забыть о поэтапности и комплексности при проектировании web-ресурса.

Генеральные и интегральные линии Интернет-проекта

Иногда задается вопрос: «На каких стадиях в Интернет проект логичнее приглашать маркетологов и аналитиков, креаторов, а на каких технических исполнителей и разработчиков»? И чаще всего допускается ошибка, когда роль маркетологов и аналитиков в проекте по разработке web-ресурса считается оконченной после проведения маркетинговых исследований. Точно также и о специалистах по поисковой оптимизации вспоминают только тогда, когда пришло время продвижения ресурса. Поэтому автор статьи заостряет внимание на том, что разработку web-сайта нужно на протяжении всех вышеперечисленных стадий вести комплексно. Красными ленточками сквозь все стадии разработки сайта идут бок о бок такие важные аспекты web-мастеринга, как:

  • Постоянное и всестороннее исследование рынка, аудитории и всех внутренних вопросов сайта и отношений к ним потенциальных посетителей web-ресурса и потребителей бизнес-продуктов.
  • Креатив, творческая разработка элементов сайта на всех без исключениях стадиях цикла создания web-ресурса, а не только на стадии концепции и дизайна.
  • Поисковая оптимизация web-сайта (SEO) должна начинаться с момента предварительных маркетинговых исследований и проектирования ресурса и не прекращаться до закрытия проекта и ликвидации сайта.
  • Удобство для посетителей и пользователей web-сайта, поиска информации, навигации и всех интерактивных сервисов (Usability: User Centered Design - дизайн, ориентированный на пользователя).
  • Инновационный подход в разработке и развитии тематического или отраслевого Интернет портала. Подход выражается в постоянном и непрекращающемся развитии абсолютно всех составных элементов проекта: «Живет только то, что развивается»!
  • Стратегия разработки и создания web-ресурса. Часто бывает так, что команда Интернет-проекта отвлекается и уходит в сторону от генеральной линии, забывая о поставленных перед порталом целях и тех задачах, которые web-ресурс должен выполнить.
  • Человеческий фактор! Очень часто «лидеры» проектов забывают о том, что работа в проекте должна быть интересной не только им самим, но и каждому члену команды проекта. В этом причина неудач и провалов огромного количества web-порталов.
  • Гармония внешних и внутренних интересов. От полноты согласования интересов всех, как прямых или непосредственных, так и косвенных и потенциальных участников всех системы и всех ее надсистем зависит уровень синергии в реализации Интернет-портала. Чем больше заинтересованных в проекте лиц, организаций, компаний, тем больше присутствует возможность содействия и взаимовыгодного партнерства.

Это не полный список всех аспектов web-разработки, которая в какой-то степени похожа на ювелирное мастерство: чем больше количество аспектов учитывает команда проекта, тем многограннее, как бриллиант, становится наше творение в Интернете.

Типовая структура отраслевого Интернет-портала

Приведенная ниже информационная структура не является универсальной, а публикуется автором статьи только в качестве примера с разрешения заказчика, для которого она была разработана. Созданию наиболее эффективной структуры, максимально отвечающей потребностям проекта, всегда предшествуют системные исследования структуры отрасли, потребностей предприятий и организаций, актуальных отраслевых проблем.

Новости отрасли. Раздел привлекает внимание посетителей сконцентрированным и собранным в одном месте новостным материалом, посвященным отрасли.

Отраслевая аналитика. Более важной и глубокой чем новостная информация является аналитика: результаты исследований, мнения независимых экспертов, тенденции развития отрасли.

Отраслевое законодательство. Информация об изменениях в действующей по отношению к предприятиям отрасли нормативно-правовой базе также приветствуется посетителями.

Календарь мероприятий в отрасли. Раздел позволит посетителям сэкономить свое время, которое раньше выделялось для мониторинга отраслевых выставок, конференций, деловых форумов.

Полезные публикации. Размещение актуальных статей специалистов и экспертов отрасли, информации, содержащей практические материалы привлечет определенное количество посетителей, в том числе через поисковые системы.

Каталог компаний и фирм. Благодаря каталогу предприятий Интернет-портал классифицирует и структурирует всех участников отрасли, помогая посетителям с помощью системы поиска или рубрикатора быстро найти, интересующую его организацию.

Каталог товаров и услуг. Каталог бизнес-продуктов может как независимым сервисом, так и быть функционально связанным с каталогом предприятий и обеспечивать еще большие удобства для Интернет-пользователя в получении необходимой информации.

Каталог деловых предложений. Обмен коммерческими, инвестиционными, кооперационными предложениями - это еще одна важная функция отраслевого web-ресурса.

Раздел «Кто есть кто»? Энциклопедия персоналий придает порталу немного справочного характера и элемент небольшой интриги, если имеется еще и возможность голосовать за уровень популярности игроков отрасли.

Каталог полезных ссылок. Это могут быть ссылки на тематические сайты, полезные участникам отрасли, это могут быть ссылки на предприятия и организации, а также ссылки на другие отраслевые порталы и партнеров Интернет-проекта.

Анонсы отраслевых СМИ. Возможность при посещении портала пробежаться и по заголовкам новых выпусков тематических и отраслевых газет и журналов, новостных лент других ресурсов придает порталу информационную универсальность и полноту.

Отраслевая фотогалерея. Особенно интересен данный раздел и сервис для отраслей, связанных с решением графических и визуальных задач (строительство, архитектура, дизайн, изобразительное искусство).

Карьера в отрасли (вакансии и резюме). Раздел дает возможность привлечь внимание к порталу не только существующих игроков, но и потенциальных кандидатов на работу в организациях и компаниях отрасли.

Отраслевая библиотека. Сервис дает возможность увеличить информационную привлекательность ресурса благодаря наличию на сайте специализированной литературы, книг, статей, стандартов, инструкций, методик.

Энциклопедия отраслевых терминов. Раздел больше необходим для посетителей-клиентов отрасли, которым часто довольно сложно ориентироваться в специализированной лексике и особенностях отраслевой терминологии.

Архив файлов для скачивания. Данный сервис предоставляет доступ к бесплатному отраслевому программному обеспечению, архивам полезных материалов по прошедшим в отрасли мероприятиям.

Открытки отраслевой тематики. Это с одной стороны возможность участникам и игрокам отраслевого бизнеса поздравить друг друга с профессиональными праздниками, а с другой стороны - инструмент самопродвижения и самораскрутки портала.

Отраслевой юмор. Раздел дает психологическую разрядку и возможность отдохнуть благодаря чтению профессиональных анекдотов, историй, веселых рисунков и карикатур. Как, говорится: «В каждой шутке есть только доля шутки»!

Отраслевой форум. Наличия форума в рамках Интернет-портала - это преимущество как при работе с постоянными посетителями, так и с точки зрения поисковой оптимизации web‑ресурса.

Отраслевой информер. Разработка отраслевого информера в виде компактного баннера, несущего в себе полезную и нужную ежедневно информацию, помогает продвижению портала: данный баннер со ссылкой на него устанавливают администраторы других web-ресурсов.

Отраслевые блоги. Блоги экспертов по различным животрепещущим вопросам также увеличивают интерес к ресурсу, как со стороны самих профессиональных экспертов, так и со стороны постоянных посетителей сайта.

Отраслевой чат. Сервис имеет смысл запускать на web-ресурсе, только в случае достаточного для его нормального функционирования уровня посещаемости со стороны целевой аудитории. В этом случае чат даст еще одно функциональное преимущество для своих постоянных посетителей.

Данный перечень можно еще долго дополнять всевозможными сервисами, разделами, подразделами. Все зависит от технических и возможностей команды Интернет-проекта, правильности организации ее работы, а также от нужд, потребностей и запросов потенциальных посетителей ресурса.

Советы эксперта

Некоторые практические рекомендации по разработке отраслевого или тематического Интернет-портала, с учетом накопленного опыта автора статьи:

Разработка полноценного отраслевого Интернет-портала - это длительная по времени работа, которая занимает 6 и более месяцев. Поэтому нами предлагается на время разработки самого портала на его домен можно повесить какой-либо из готовых функциональных блоков, например, форум и начать его заполнение и постепенное продвижение. Это позволит эффективно использовать время ввода проекта в эксплуатацию.

Разработка Интернет-портала со всем комплексом его функциональных возможностей - сложная работа, которая может затянуться надолго, если вести нескончаемую работу по шлифовке всех шероховатостей проекта. Поэтому, исходя из нашего практического опыта разработки web-ресурсов, нами предлагается выводить Интернет-портал в сеть для полного доступа посетителей поэтапно и по-блочно по мере разработки и готовности подпроектов (ресурс уже может функционировать в сети, если готов хотя бы, например, каталог компаний, а затем постепенно привинчиваются другие блоки - биржа труда, торговая площадка и так далее). Это позволяет быстро получить обратную связь с пользователями, не затягивать запуск всего проекта и вести работы по продвижению и популяризации web-ресурса.

Лидерство и мастерство. Специализируясь на проектировании и разработке крупных корпоративных web-ресурсов и Интернет-порталов, автор данной статьи в своей консалтинговой практике часто встречает одну из самых распространенных ошибок в построении работы с Интернет-проектами. Заключается эта ошибка в «неквалифицированном лидерстве», когда руководитель Интернет-проекта познакомился из литературы или на курсах и тренингах по лидерству с методиками управления командой, но из-за недостаточности технологических умений и навыков не является авторитетом для своих соратников. В этом случае зарождается множество подводных камней и узких мест в проекте: от недопонимания, до игнорирования поставленных задач. Рекомендация автора: возглавлять Интернет-проект должен web-мастер, одинаково ориентирующийся во всех аспектах проектирования, отлично представляющий реализацию всех стадий разработки, пользующийся непоколебимым авторитетом и обладающий харизмой лидера.

Всех ошибок реализации web‑проекта избежать просто не возможно, самое главное при этом - учиться на ошибках, делать правильные выводы, корректировать свою работу и продолжать идти вперед с постоянством цели. Нельзя не согласиться со словами Соичиро Хонды, сказанными в свое речи во время получения почетной докторской степени в Мичигане в 1974 году: «Фактически успех - это только 1 процент вашей работы, а остальные 99 процентов - это неудачи». Поэтому главное - идти вперед, пробовать, извлекать опыт и пользу из своих ошибок, быстро оправляться после неудач и непрерывно совершенствовать свою работу. Тогда разрабатываемый Интернет-портал действительно станет настоящим и эффективным инструментом в системе маркетинга компании.

Андрей Жалевич
e-xecutive.ru

30.09.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.04.2024 - 04:45
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация