Торговые центры: встреча поколений
Появление в Новосибирске торговых центров формата shopping mall оказало на новосибирскую промтоварную розницу влияние более многозначное, чем ожидалось перед стартом этих проектов. И аналитики, и операторы, работающие в прежних привычных форматах, с некоторой опаской ожидали, что новорожденные гиганты радикально изменят конфигурацию ритейла. Главным образом за счет того, что «задавят» операторов прежнего поколения.
В реальности же сюжет оказался не столь фатальным. Эффект первых недель работы моллов несколько затмил реальные последствия. И эти последствия можно беспристрастно изучить только сейчас, весной. От изменения конкурентной среды больше всего пострадали торговые центры первой генерации, а классические универмаги, наоборот, продемонстрировали редкую «живучесть»
«Мы наблюдали отток в ноябре-декабре, когда моллы только что открылись, - говорит директор ТД «Галерея «МАКСИМА« Татьяна Зайко. - Но тогда расклад сил было сложно оценить - объективности мешал сам стартовый, презентационный ажиотаж. У наблюдателей был соблазн принять эмоциональную картину за экономическую. Сейчас же, когда экстаз первого знакомства прошел, когда новые торговые центры вросли в будни, ситуация выглядит иначе. Уже к марту наша аудитория практически восстановилась, завсегдатаи вернулись».
Однако наряду с торговыми центрами, сохранившими свою аудиторию или быстро восстановившими ее после краткого «зимнего шока», есть и объекты, серьезно пострадавшие от изменения контекста. К устойчивым проектам сами участники рынка отнесли ЦУМ и Галерею «МАКСИМА», а вот торговый центр «Флагман» получил статус «жертвы перемен».
«Флагман», так же как «Зеленые купола», «Премьер» и другие торговые центры первой генерации, довольно сильно пострадал от изменения конкурентной среды, - констатирует генеральный директор компании «Реафан« Сергей Сошкин. - Вокзальная магистраль, которая несколько лет была главной торговой улицей города, сейчас потеряла этот статус. Она достаточно оживленная, но не настолько, чтобы гарантировать успех всем операторам».
Место ТЦ «Зеленые купола» в «жертвенном списке» еще более однозначно. По большому счету, обошлось даже без пришествия шопинг-моллов. «Появление «Ройял Парка» в соседях просто поставило формальную точку, - отмечает генеральный директор ТД «Калининский» Роман Трунов. - Что же касается «Зеленых куполов«, то этот ТЦ нуждается в кардинальной реконцепции. Впрочем, оставим этот вопрос на усмотрение его собственников».
Из всех крупных промтоварных форматов «домеговской» поры наибольшую «живучесть» продемонстрировали классические универмаги - ЦУМ, ГУМ, Торговый дом «Калининский», Галерея «МАКСИМА», «Синтетика».
Так, Татьяна Зайко убеждена, что классический европейский fashion store - формат с высокой средовой устойчивостью. «Думаю, нам помогло то, что мы не отступаем от концепции классического модного универмага англо-германского типа, универмага с единым управлением, - говорит госпожа Зайко. - Он более мобилен и пластичен, нежели торговый центр, чьи ассортиментные направления поделены между арендаторами. К тому же у классического универмага режим посещения плотнее, чем у загородного молла вроде «Меги».
«Наше положение в городском ритейлерском контексте особо не изменилось, - соглашается директор отдела маркетинга ЗАО «ЦУМ «Новосибирск« Татьяна Баженова. - Думаю, это связано с определенной устойчивостью концепции. ГУМ - другой случай, это по сути универмаг межрайонного масштаба. В межрайонной ипостаси он существовал довольно долго, и открытие новых моллов это принципиальным образом не изменило. На ГУМ повлияют скорее новые торговые центры, обступающие его со всех сторон».
Торговый дом «Калининский» тоже планирует конвертировать нынешнюю стабильность в концептуальный рост. «В ходе запланированной будущей реконструкции мы будем развивать наш торговый дом в многофункциональный торгово-развлекательный комплекс, - объясняет Роман Трунов. - Кроме торговой зоны, мы хотим ввести зону семейного отдыха. Появится у нас и зрелищный компонент. Изменится и архитектурный облик универмага. Впрочем, новая концепция как раз сейчас находится в разработке, и оглашать ее детали пока не буду».
Если для средних торговых центров залогом жизнеспособности становится концептуальный и физический рост, то для малых ТЦ эксперты называют самым перспективным вектором концептуальную «упругость». «Наш способ существования в новом, меняющемся контексте - фокусирование концепции предложения, - говорит заместитель генерального директора компании «Синтетика-ПС» Евгений Можаев. - Малый универмаг при попытке объять необъятное неизбежно проигрывает большим торговым центрам. Малому и среднему ТЦ нужны концентрация, фокусировка, некоторое выделенное предложение, которое позволило бы ему отличаться и от собратьев по формату, и от больших ТЦ. У нас есть достаточно хорошо обжитая концептуальная ниша - магазин семейного, «эмоционального« ассортимента: подарки, белье, комнатная обувь, премиумное мыло ручной работы. И новые арендаторские кандидатуры мы тоже рассматриваем именно в свете этой концепции - уютные, обаятельные товары, создающие позитивное настроение».
Специфика новосибирской ситуации в том, что все торговые комплексы вынуждены делить «один и тот же пирог». «Такой массовой и стабильной волны приезжих, как в Москве, в Новосибирске нет, - объясняет Роман Трунов. - Покупательский ресурс ограничен: и старые, и новые ТЦ перераспределяют между собой аудиторию».
10.04.2008











Комментарии
Написать комментарий