Статьи

Корт здесь неуместен

Корт здесь неуместенО шестизначных заработках теннисистов, наслышаны, наверное, все, кто хоть как-то интересуется спортом. Однако не менее внушительными доходами могут похвастаться, скажем, футболисты, баскетболисты и хоккеисты. Но в отличие от них теннисистам, чтобы быть богатыми, можно играть не то чтобы очень хорошо.

Откровенно говоря, можно даже играть плохо. Более того, случалось, что можно было вообще не играть и все равно неплохо зарабатывать.

"Прыгать должны только мячики"

Давным-давно, в незапамятные времена, лет этак 30 назад, спортсмены воспринимались совсем не так, как сейчас. Тогда, за редким исключением, считалось, что спортсмен предназначен для потения, сопряженного с беганием, киданием и подниманием тяжестей, забиванием мячей и шайб, посыланием в нокаут соперника и т. д. В этом в общем-то нет ничего обидного. В конце концов, есть же, например, сантехники, которые созданы для устранения засоров и прокладывания прокладок. Но к сантехникам очередь из представителей, скажем, парфюмерных компаний, жаждущих заключить с ним договор и заплатить миллион-другой долларов, не выстраивается. Все потому, что их, сантехников, по телевизору не показывают. А вот спортсменов, и особенно теннисистов, показывают часто. И они этим пользуются на полную катушку. Некоторые доходят до того, что забывают о своем призвании и профессиональном долге и превращаются в то, что англичане называют celebrity. В переводе на русский это значит "знаменитость", но английский вариант все же более многозначен.

В теннисе в роли такой celebrity, о которой все знают, что она знатная спортсменка, но почти никто не помнит почему, до сих пор пребывает Анна Курникова. До ее появления в теннисном мире во второй половине 90-х годов прошлого века теннисисткам приходилось вкалывать по-черному, чтобы скопить свой миллион. Им как-то в голову не приходило, что можно обойтись и без этого, достаточно просто грамотно эксплуатировать свои внешние данные. Не всем, конечно, и в докурниковскую эпоху в женском теннисе иногда попадались довольно красивые девушки. Первой на ум приходит Габриэла Сабатини. Помнится, то, что она выпустила собственную линию парфюмерии, шокировало мир спорта. Но Сабатини, надо признать, все же была переходным вариантом. Ведь жгучая аргентинская красавица не только внешностью торговала, а еще и играла на очень высоком уровне - 27 побед на турнирах WTA и два выхода в финалы соревнований Большого шлема. И вот за такие достижения Сабатини получила в общей сложности что-то около $8,8 млн. А духи Gabriela у нее так и не пошли. Не клюнул потребитель. И все потому, что Сабатини, как и многие другие, неправильно подошла к решению задачи. Курникова же ее ошибки учла и довела искусство зарабатывания денег вне корта до совершенства.

Спортивные результаты Анны Курниковой, прямо скажем, не впечатляют. За свою недолгую карьеру она не выиграла ни одного турнира в одиночном разряде. Титулы россиянка получала только в паре, но это было не так уж и трудно, учитывая, что играла она вместе с самой Мартиной Хингис, в свое время лучшей теннисисткой мира. Неудивительно, что за всю карьеру Курникова на корте заработала лишь чуть больше $3,6 млн. Для сравнения: только в прошлом году первая ракетка мира Жюстин Энен получила в качестве призовых больше $5 млн.

Но у Анны Курниковой есть другие козыри. Во-первых, она довольно миленькая блондинка. Можно долго доказывать, что брюнетки с шатенками ничуть не хуже, но потребитель-мужчина, особенно западный, благодаря голливудской промывке мозгов длиною в век на первое место ставит именно блондинок. Так что всем юным леди-неблондинкам, намеревающимся попытать счастья на теннисном поприще, рекомендуется срочно записаться к стилисту на перекраску. Во-вторых, Курникова не просто блондинка, а скандальная блондинка. Неплохой сюжет для СМИ: в ответ на безобидный вопрос русского журналиста на русском языке возмутиться и заявить что-то из серии "моя твоя не понимай" - мол, обращайтесь ко мне только по-английски. А еще Анна Курникова умудрилась то ли выйти, то ли не выйти замуж за двух звезд мирового хоккея - Павла Буре и Сергея Федорова. Причем, судя по сообщениям газет, чуть ли не одновременно за обоих. История с хоккеистами, правда, оказалась уткой, но зато Курникова вышла замуж за Энрике Иглесиаса. А еще устраивала скандалы в аэропортах по разным поводам. Однажды, к примеру, ее отказались пускать в салон первого класса с карликовым пинчером - история попала на полосы всех газет мира.

Не сказать, что журналисты относились к Анне Курниковой очень хорошо, но потребитель, читая отчеты в газетах, старательно вбивал в поисковой строке браузера: Anna Kournikova photo. В какой-то момент этот запрос стал самым популярным во всемирной паутине. И тут, конечно, рекламодатели оставаться в стороне уже не могли. Предложения рекламных контрактов посыпались на Курникову, как снег поздней осенью. Что только она не рекламировала. В списке значатся, к примеру, курорты Паттайи ($150 тыс. за фотосессию) и игровые приставки Xbox (сумма контракта держится в тайне). В год Курникова только на рекламе делала до $15 млн. Лучше всего запомнилась кампания бюстгальтеров Multiway Bra ($38 штука), там слоган был замечательный: "Прыгать должны только мячики". Но шутки шутками, а Курникова, которая теннис покинула уже больше пяти лет назад, до сих пор остается знаменитостью. И не каким-то пропахшим нафталином динозавром, а весьма востребованной celebrity. Вот что значит правильно подать себя.

Главное - изюминка

Некоторые теннисистки пытались повторить путь Курниковой - с разной степенью неуспеха. Скажем, Елена Докич. Но надо признать, что большинство теннисисток все же стараются ставить во главу угла собственно теннис. И, как выясняется, это получению рекламных контрактов не только не мешает, а даже помогает. Самый яркий пример - Мария Шарапова. Внешние данные у нее, может, даже более впечатляющие, чем у Курниковой. Но она ведь еще и теннисистка великолепная - выиграла три турнира Большого шлема. И если на корте Шарапова редко получает больше $2 млн в год, то побочная деятельность приносит ей десятки миллионов долларов. У нее имеется соглашение с Motorola на $5 млн. Контракт с американской парфюмерной компанией Parlux Fragrances Inc. еще на $5 млн. Есть несколько договоров на меньшие суммы. В результате теперь Мария Шарапова зарабатывает за год более $23 млн и в прошлом сезоне в списке самых высокооплачиваемых спортсменов заняла 51-е место. Выше нее там нет ни одной спортсменки, только спортсмены. И это далеко не предел. Еще три года назад потенциал россиянки как бренда оценивался в $300 млн за следующие десять лет. Но теперь будет справедливо скорректировать эту оценку в сторону увеличения хотя бы на 50%.

Или взять сестер Уильямс. Винус и Серена были изначально, в смысле еще до своего рождения, задуманы как теннисные проекты. Их папа Ричард Уильямс недавно рассказал, что как-то раз смотрел по телевизору теннисный матч. Игра его не впечатлила. "Но потом диктор заявил, что победительница получила $60 тыс., и я решил, что нам в семье нужны свои теннисистки. Все имевшиеся у меня на тот момент дети для теннисной секции уже не подходили по возрасту. И тогда я решил произвести новых и первым делом выкинул все противозачаточные таблетки жены",- поведал Ричард Уильямс.

За свою решимость Ричард Уильямс был вознагражден сполна. Винус и Серена оказались настолько мощными теннисистками, что какое-то время собирали практически все значимые трофеи. Конечно, это принесло им довольно много денег, Винус и Серена заработали на корте уже больше $18 млн каждая. Но попутно сделали в десять раз больше. Там было все - от выпуска собственных линий одежды до рекламы ноутбуков. Однако секрет ошеломительного успеха не только в спортивных качествах сестер. У них ведь есть еще и изюминка: они темнокожие. А это уже можно продать, подав под соусом беспрецедентного теннисного успеха для социальной группы афроамериканок.

Правило изюминки работает и в мужском разряде. Правда, продать публике теннисиста, главное достоинство которого, скажем, длинные красивые ноги, как-то затруднительно. Вот и приходится мужчинам выкладываться на корте. К примеру, Роджер Федерер, лучший, по мнению многих, теннисист в истории. На корте только в прошлом году он заработал больше $10 млн, а за карьеру набралось уже больше $39 млн. Кстати, к концу года Федерер наверняка улучшит казавшийся незыблемым рекорд Пита Сампраса - $42 млн за карьеру. Но чисто теннисные деньги для него пусть и существенная, но лишь одна из статей дохода. В год на рекламе Федерер делает до $30 млн и будет делать дальше, пока остается лучшим в мире. Здесь изюминка - именно статус сильнейшего.

Бывают и другие варианты. Можно вспомнить Андре Агасси. Американец никогда не считался бесспорно лучшим. Но это был шоумен, что неудивительно для уроженца Лас-Вегаса. Это же он сначала женился на очередной последней девственнице Голливуда Брук Шилдс, чем сломал себе карьеру. Потом развелся с ней, сошелся со Штеффи Граф и опять заиграл как бог. Или Марат Сафин. Его лучшие годы в теннисе, видимо, уже позади. Но то, с каким воодушевлением он швыряет ракетки, как бешено вращает глазами, как ругается с судьями, приводит публику в восторг. Или новая звезда мирового тенниса Новак Джокович. Ну выиграл он Australian Open, и что тут особенного? Его каждый год кто-нибудь выигрывает. Но ведь серб - настоящий артист, его пародии на Шарапову, Рафаэля Надаля, Энди Роддика пользуются огромным успехом. А это опять же изюминка, которую грамотный менеджер способен превратить в капитал.

Впрочем, подавляющему большинству теннисистов свою "фишку" найти не удается. Не всем это дано. И тогда приходится биться за свои "нереальные" деньги только на корте. Причем это удел не только каких-то серых середнячков. Та же Жюстин Энен или, скажем, Светлана Кузнецова или Николай Давыденко - игроки, без сомнения, великолепные. Но кому это интересно в мире, где правят бал блондинки и скандалисты?

АФСАТИ ДЖУСОЙТИ
КоммерсантЪ

13.03.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

20.12.2025 - 16:51
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация