Outdoor-на-Дону

Административный центр Ростовской области, порт пяти морей, крупный промышленный, научный и культурный центр юга страны, важный узел транспортных магистралей. Основан в 1749 г. на правом берегу Дона в 46 км от впадения реки в Азовское море. Объем валового регионального продукта Ростовской области в 2006 г. - 336,7 млрд руб. Площадь Ростова-на-Дону составляет порядка 354 кв. км. Население на 2004 г. - 1,062 млн человек. Средняя зарплата - 11 105 руб. Количество рекламных поверхностей на тысячу жителей - 7,5.
В прошлом году объем индустрии наружной рекламы Ростова-на-Дону, по оценке компании «ЭСПАРАналитик», составил более $20 млн, прирост по сравнению с 2005 г. - около 25%. Как и во многих городахмиллионниках, в Ростове-на-Дону наружная реклама лидирует в общем объеме медиарынка. По словам Натальи Теплинской, коммерческого директора компании «Альбион», лидерство наружки неудивительно.
- Ростовна-Дону - южный город на берегу реки. Ростовчане - народ подвижный, любят проводить свободное время вне дома, за городом, - объясняет Наталья Теплинская. - Например, левый берег Дона - это большая зона отдыха, которая действует независимо от времени года. Да и по цене наружная реклама местным клиентам более доступна, чем остальные медиа.
Распродажа поверхностей
В пятерку лидеров по количеству поверхностей в Ростове-на-Дону входит два национальных и три локальных оператора. На первом месте News Outdoor Russia (NOR), в активе которой 774 поверхности, на втором - питерский «Постер» с 591 поверхностью, далее идут «Альбион» - 454, «Глобус» - 431 и «Южная столица» - 313 сторон.
В последнее время федеральные игроки заметно усилили свои позиции в городе. NOR контролирует около 14% отрасли, «Постер» - 11%, Gallery - 3%. К примеру, в середине 2006 г. «Постер» через принадлежащую ему ростовскую компанию «Форт Медиа» приобрел у одного из крупнейших локальных операторов, компании «Резон», сеть из 100 рекламоносителей. Сеть включает билборды и 18 щитов ситиформата (1,8х1,2 м) и охватывает деловой и исторический центр, въезды и выезды в город и спальные районы. Официально сумма сделки не разглашалась, но, по оценкам экспертов, она составила $1-1,5 млн. Часть своих конструкций 6х3 м «Постеру» продал крупный ростовский контрактор «Рим 5». Три крупнейших местных оператора вместе занимают 22% отрасли. Всего же в Ростове-на-Дону работает около 200 компаний, занимающихся установкой и изготовлением наружной рекламы.
Марина Михайлова, генеральный директор компании «Ремарк», отмечает, что за 2006-2007 гг. сдали свои позиции большинство мелких операторов, владевших сетями по 10-30 поверхностей. Это связано с тем, что в начале года местными властями было принято постановление о значительном повышении муниципального сбора. Тут же выросли расценки на размещение. Многие рекламодатели долго привыкали
к новым ценам и размещаться не спешили. Ослаблением позиций воспользовались крупные федеральные и местные операторы. Среди самых активных покупателей участники отрасли называют NOR и «Медиа Микс». Например, сейчас, по данным Марины Михайловой, переговоры о продаже части своей сети из 30 конструкций ведет локальный оператор «Рембрандт».
- Из местных компаний покупательскую активность проявляет только «Глобус», - добавляет Наталья Теплинская. - А, скажем, компании «Вепоз», «Ремарк», «Южная столица», «Дилайт», пытаясь сохранить свои позиции в отрасли, занимаются главным образом модернизацией сетей.
Стандартный спрос
Без учета перетяжек сегодня в Ростове-на-Дону насчитывается порядка 5500 рекламных поверхностей. Для сравнения: в 2006 г. их было 4500. В общем объеме лидируют щиты 6х3 м - их количество в 2007 г. достигло почти 4000. Второй по значимости сегмент - ситиформат, таких конструкций в городе около 900. Пилларов и крупных форматов в Ростове-на-Дону 221 и 163 поверхности соответственно. За 2007 г. заметно выросло количество ситибордов: если в 2006 г. их было только 18, то сейчас уже 112. Как отметил региональный директор NOR Антон Балашов, динамические конструкции в городе развиваются и администрация стимулирует это развитие.
По данным Натальи Теплинской, пилларами в Ростове владеют только Gallery и NOR. Большинство настенных панно принадлежит местным операторам, остальные форматы распределены в равных долях.
Новый формат пытается развивать компания «Резон». В прошлом году оператор продал свою сеть щитов и на вырученные средства модернизировал собственные рекламные конструкции. Благодаря этому в центре города появились первые сменные ситиборды и роллеры. Совсем недавно NOR установила в центре Ростова-на-Дону собственные ситиборды.
- Для компании экономически более выгодно содержать один ситиборд, чем пять щитов 6x3 м, поскольку в этом случае снижаются транспортные затраты, уменьшается объем монтажных работ и стоимость затрат на энергоносители, - комментируют в «Резоне» свою стратегию развития.
Сегодня в активе компании 14 ситибордов и 24 роллера. По наблюдениям Марины Михайловой, спрос на новые форматы пока невелик: установленные компанией «Резон» ситиборды заполняются с трудом и большей частью за счет местных рекламодателей. Ситиборды «Южной столицы» на 50% заполнены собственной рекламой. Участники отрасли считают, что роллеры и ситиборды эффективны на улицах с плотным транспортным и пешеходным потоком, рядом со светофорами и остановками. Перспективу нового формата операторы видят в том, что он совмещает в себе достоинства как ситиформата, так и 6х3 м и его более крупных сородичей. В отличие от дисплеев ситиформата ситиборд ориентирован на восприятие не только пешеходами, но и автомобилистами. При этом он дешевле и компактнее электронных дисплеев.
Еще одна тенденция - снижение количества поверхностей за пределами города.
- Мы избавились от большинства своих поверхностей в области, поскольку они очень плохо продаются, - рассказывает Марина Михайлова. - Сегодня в нашем активе всего 10 носителей, размещенных на трассах области. Если их и заказывают, то только локальные рекламодатели. Как правило, заполняемость поверхностей на дорогах области не превышает 40%.
Что же касается перетяжек, то этот сегмент контролируют две компании - МУП «Русэлтранс» (140) и «Дизайнцентр» (180). По словам Марины Михайловой, в отличие от роллеров спрос на перетяжки в городе очень высок.
Золотой ценник
До 2007 г. цены на ростовскую наружку стабильно росли не более чем на 10% в год. Но в 2007 г. они резко рванули вверх. По оценке Дмитрия Паршикова, директора компании «Резон», рост составил 30%.
Причин столь стремительного скачка две. Вопервых, в Ростове-на-Дону были введены новые коэффициенты престижности на размещение рекламных конструкций на улицах города. Их величина зависит от улицы, на которой располагается носитель. Так, если раньше в центре города наивысший коэффициент составлял 2,5, то теперь 6. Вовторых, вдвое увеличился К2 - с 0,1 до 0,2. В итоге уже к марту 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. цены выросли на 30-35%. Операторам еще повезло: ранее мэрия предлагала депутатам установить коэффициент 0,3. Но областная Ассоциация рекламных агентств выступила против такого повышения, ссылаясь на то, что коэффициент 0,3 снизит рентабельность бизнеса.
- Теперь нерентабельные улицы стоят столько, сколько раньше стоили самые рентабельные, - сетует Марина Михайлова.
Рост цен для небольших участников отрасли, которые работают на долгосрочных контрактах, стал серьезной проблемой. Удержать рекламодателей в таких условиях могут только сильные игроки с большим багажом рекламных площадей, уверены эксперты. В итоге многие мелкие владельцы сетей вынуждены уйти из бизнеса.
Сегодня размещение на щите 6х3 м в центре города обойдется рекламодателю примерно в 24 000 руб. в месяц, на призме 6х3 м - 17 000-21 000 руб., ситимониторы (динамические мультимедиа) и роллерные установки 1,8х1,2 м стоят 4500-6000 руб., настенные панно - 600 руб./кв. м, суперсайты 15х5 - до 100 000 руб., 12х4 - до 60 000 руб., ситиборды 4х3 - 15 000 руб., пилоны 3,0х1,4 - 8000 руб. На окраинах цены ниже, порой в два раза. В области щит 6х3 м стоит 12 000-13 000 руб. Цены на перетяжки колеблются в пределах 450-900 руб./сутки. Изготовление рекламного баннера обойдется в 120-130 руб./кв. м.
Как рассказывают эксперты, в городе есть несколько улиц, на которых трафик оптимален для размещения рекламных конструкций. При этом все интересные рекламодателям трассы уже плотно заставлены и втиснуться с новой поверхностью на них фактически невозможно. Среди перспективных направлений называют проспект Стачки, проспект Нагибина, проходящий мимо огромного развлекательного центра, проспект Шолохова, расположенный в районе аэропорта. Подъездные пути к городу тоже можно назвать успешными в плане продаж. Однако на данный момент у рекламщиков возникла одна проблема: на полгода закрыт на ремонт Ворошиловский мост - главный въезд в город. В результате около 60 конструкций остались в мертвой зоне.
Место в дефиците
Передел в пользу федеральных операторов привел к тому, что крупнейшие рекламодатели, ранее работавшие напрямую с местными компаниями, начали переводить заказы в сетевые московские фирмы. Например, компания «ВиммБилль-Данн» недавно отозвала свои outdoor-бюджеты из региона и отдала их столичным операторам.
По данным Дмитрия Паршикова, в клиентском листе у федеральных и крупных местных операторов преобладают национальные бренды. Средние локальные игроки сотрудничают в основном с региональными рекламодателями. Национальные клиенты предпочитают крупных операторов по нескольким причинам: в их руках сосредоточена большая часть поверхностей, техническое состояние конструкций и качество поклейки у них выше. К тому же у федералов более гибкая система скидок при выкупе большого объема поверхностей. Доля локальных рекламодателей стабилизировалась, покупают они чаще по однойдве стороны, в то время как национальные - по 30-40.
Согласно данным «ЭСПАР-Аналитик», по объемам рекламных бюджетов, затрачиваемых на наружную рекламу, в Ростове-на-Дону лидируют сотовые операторы, пивные компании, сети бытовой техники. Лидером в первом полугодии является компания «Мегафон» - ее outdoor-бюджет составил около $700 000. Пивоваренная компания «Балтика» с $507 000 - на втором месте. В целом в первой десятке крупнейших рекламодателей города значатся компании с бюджетом $160 000-300 000. У локальных рекламодателей бюджеты на наружку скромнее. Самым крупным заказчиком является торговая сеть «Поиск», ее бюджет составляет $129 000. В списке крупнейших местных клиентов индустрии наружной рекламы - банки, торговые фирмы, риэлторы.
В среднем поверхности в Ростове-на-Дону заняты на 85%. Но если в 2003-2006 гг. спрос на наружную рекламу превышал предложение, то в 2007 г. из-за резкого скачка цен многие рекламодатели уменьшили свои объемы размещения. Минувшим летом заполняемость рекламоносителей в городе составляла около 70%.
- Впрочем, с наступлением осеннего сезона ситуация болееменее выровнялась и заполняемость приблизилась к 100%, - комментирует Наталья Теплинская. - Это стало возможно в том числе благодаря росту доли политической рекламы накануне выборов. Федералы бронируют поверхности на 2008 г. уже сейчас, локальные клиенты заказывают места за 1-3 месяца до кампании.
Помимо цен рекламодатели называют еще ряд проблем, связанных с развитием ростовской наружки. Виталий Панчехин, начальник отдела рекламы компании «Мегафон - Северный Кавказ», отмечает усиливающийся дефицит мест под размещение конструкций.
- В местах массового скопления потребителей сосредоточено немыслимое количество наружной рекламы всех видов, - сетует Виталий Панчехин. - Чтобы избежать имиджевых потерь, мы вынуждены размещаться либо на вновь установленных носителях, которые еще не затерялись в общей массе, либо на конструкциях очень крупного формата. Однако этих поверхностей в городе становится все меньше.
Город перегружен рекламой, и в особенности страдает от этого так называемый красный, или золотой, квадрат Ростова-на-Дону (ул. Большая Садовая - пр-т Ворошиловский - ул. Красноармейская - пр-т Буденновский).
- Надеемся, что со временем в городе появятся регуляторы, которые смогут навести порядок в наружной рекламе в центральной части города, - говорит Виталий Панчехин. - Это позволит не только разгрузить городское пространство, но и облегчит восприятие рекламы как таковой.
Административный лимит
В 2007 г. власти Ростова-на-Дону выпустили ряд ограничивающих документов, повлиявших на развитие наружной рекламы в городе. В частности, были изменены условия и сроки аренды рекламных площадей. Новый закон «О рекламе» дает возможность заключать договоры с региональным управлением по наружной рекламе сроком на пять лет. Сделать это можно только на условиях конкурса или аукциона. Под поправки подпадают договоры не только на крупные, но и на мелкие объекты вплоть до уличных указателей. В результате, считают эксперты, шансов выиграть в этих аукционах больше у лидеров отрасли и федеральных компаний, чем у небольших локальных операторов.
C 15 августа 2006 г. вступил в действие запрет ГИБДД на размещение растяжек на центральных улицах и проспектах Ростова-на-Дону: Б. Садовой, Шолохова, Буденновском и Ворошиловском. В итоге на этих улицах было демонтировано более 150 объектов наружки. По подсчетам специалистов, в результате нововведения операторы потеряли около 1,3 млн руб.
В 2007 г. власти взяли курс на вывод из центральной части города крупных форматов и статичной рекламы. Центр Ростова-на-Дону - это старый город с узкими улицами и высоким уровнем озеленения. В 2006-2007 гг. здесь было демонтировано около 150 рекламных щитов, а улицы шириной менее трех метров полностью очищены от рекламных носителей. По наблюдениям Натальи Теплинской, в последнее время в золотом квадрате все конструкции заменяются на призмадинамические, а установка новых носителей в центре практически невозможна.
По словам Андрея Соколенко, начальника отдела контроля управления по наружной рекламе Ростова-на-Дону, отрасль регулируется постановлением мэра от 22 декабря 2006 г. № 1475 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на установку рекламных конструкций». На вопрос о цели сокращения конструкций в центральной части города он ответил, что это происходит в рамках программы, включенной в генплан развития Ростова-на-Дону.
Еще один документ, регулирующий ростовскую наружку, недавно выпустила администрация Ростовской области. Он рекомендует предпринимателям оформлять вывески, указатели, информационные таблички и другие средства наружной информации исключительно на русском языке. Рекомендации содержатся в постановлении об использовании государственного языка при размещении наружной рекламы от 27 июля 2007 г. В документе отмечается, что при указании фирменного наименования предприятия в наружной рекламе наряду с русским языком также допускается использование иностранных языков, но только при условии, что это соответствует фирменному наименованию, указанному в уставе предприятия. Как пояснила Марина Михайлова, постановление вынуждает операторов получать справки от своих клиентов о том, что бренд заказчика согласно уставным документам необходимо писать на иностранном языке.
В прошлом году объем индустрии наружной рекламы Ростова-на-Дону, по оценке компании «ЭСПАРАналитик», составил более $20 млн, прирост по сравнению с 2005 г. - около 25%. Как и во многих городахмиллионниках, в Ростове-на-Дону наружная реклама лидирует в общем объеме медиарынка. По словам Натальи Теплинской, коммерческого директора компании «Альбион», лидерство наружки неудивительно.
- Ростовна-Дону - южный город на берегу реки. Ростовчане - народ подвижный, любят проводить свободное время вне дома, за городом, - объясняет Наталья Теплинская. - Например, левый берег Дона - это большая зона отдыха, которая действует независимо от времени года. Да и по цене наружная реклама местным клиентам более доступна, чем остальные медиа.
Распродажа поверхностей
В пятерку лидеров по количеству поверхностей в Ростове-на-Дону входит два национальных и три локальных оператора. На первом месте News Outdoor Russia (NOR), в активе которой 774 поверхности, на втором - питерский «Постер» с 591 поверхностью, далее идут «Альбион» - 454, «Глобус» - 431 и «Южная столица» - 313 сторон.
В последнее время федеральные игроки заметно усилили свои позиции в городе. NOR контролирует около 14% отрасли, «Постер» - 11%, Gallery - 3%. К примеру, в середине 2006 г. «Постер» через принадлежащую ему ростовскую компанию «Форт Медиа» приобрел у одного из крупнейших локальных операторов, компании «Резон», сеть из 100 рекламоносителей. Сеть включает билборды и 18 щитов ситиформата (1,8х1,2 м) и охватывает деловой и исторический центр, въезды и выезды в город и спальные районы. Официально сумма сделки не разглашалась, но, по оценкам экспертов, она составила $1-1,5 млн. Часть своих конструкций 6х3 м «Постеру» продал крупный ростовский контрактор «Рим 5». Три крупнейших местных оператора вместе занимают 22% отрасли. Всего же в Ростове-на-Дону работает около 200 компаний, занимающихся установкой и изготовлением наружной рекламы.
Марина Михайлова, генеральный директор компании «Ремарк», отмечает, что за 2006-2007 гг. сдали свои позиции большинство мелких операторов, владевших сетями по 10-30 поверхностей. Это связано с тем, что в начале года местными властями было принято постановление о значительном повышении муниципального сбора. Тут же выросли расценки на размещение. Многие рекламодатели долго привыкали
к новым ценам и размещаться не спешили. Ослаблением позиций воспользовались крупные федеральные и местные операторы. Среди самых активных покупателей участники отрасли называют NOR и «Медиа Микс». Например, сейчас, по данным Марины Михайловой, переговоры о продаже части своей сети из 30 конструкций ведет локальный оператор «Рембрандт».
- Из местных компаний покупательскую активность проявляет только «Глобус», - добавляет Наталья Теплинская. - А, скажем, компании «Вепоз», «Ремарк», «Южная столица», «Дилайт», пытаясь сохранить свои позиции в отрасли, занимаются главным образом модернизацией сетей.
Стандартный спрос
Без учета перетяжек сегодня в Ростове-на-Дону насчитывается порядка 5500 рекламных поверхностей. Для сравнения: в 2006 г. их было 4500. В общем объеме лидируют щиты 6х3 м - их количество в 2007 г. достигло почти 4000. Второй по значимости сегмент - ситиформат, таких конструкций в городе около 900. Пилларов и крупных форматов в Ростове-на-Дону 221 и 163 поверхности соответственно. За 2007 г. заметно выросло количество ситибордов: если в 2006 г. их было только 18, то сейчас уже 112. Как отметил региональный директор NOR Антон Балашов, динамические конструкции в городе развиваются и администрация стимулирует это развитие.
По данным Натальи Теплинской, пилларами в Ростове владеют только Gallery и NOR. Большинство настенных панно принадлежит местным операторам, остальные форматы распределены в равных долях.
Новый формат пытается развивать компания «Резон». В прошлом году оператор продал свою сеть щитов и на вырученные средства модернизировал собственные рекламные конструкции. Благодаря этому в центре города появились первые сменные ситиборды и роллеры. Совсем недавно NOR установила в центре Ростова-на-Дону собственные ситиборды.
- Для компании экономически более выгодно содержать один ситиборд, чем пять щитов 6x3 м, поскольку в этом случае снижаются транспортные затраты, уменьшается объем монтажных работ и стоимость затрат на энергоносители, - комментируют в «Резоне» свою стратегию развития.
Сегодня в активе компании 14 ситибордов и 24 роллера. По наблюдениям Марины Михайловой, спрос на новые форматы пока невелик: установленные компанией «Резон» ситиборды заполняются с трудом и большей частью за счет местных рекламодателей. Ситиборды «Южной столицы» на 50% заполнены собственной рекламой. Участники отрасли считают, что роллеры и ситиборды эффективны на улицах с плотным транспортным и пешеходным потоком, рядом со светофорами и остановками. Перспективу нового формата операторы видят в том, что он совмещает в себе достоинства как ситиформата, так и 6х3 м и его более крупных сородичей. В отличие от дисплеев ситиформата ситиборд ориентирован на восприятие не только пешеходами, но и автомобилистами. При этом он дешевле и компактнее электронных дисплеев.
Еще одна тенденция - снижение количества поверхностей за пределами города.
- Мы избавились от большинства своих поверхностей в области, поскольку они очень плохо продаются, - рассказывает Марина Михайлова. - Сегодня в нашем активе всего 10 носителей, размещенных на трассах области. Если их и заказывают, то только локальные рекламодатели. Как правило, заполняемость поверхностей на дорогах области не превышает 40%.
Что же касается перетяжек, то этот сегмент контролируют две компании - МУП «Русэлтранс» (140) и «Дизайнцентр» (180). По словам Марины Михайловой, в отличие от роллеров спрос на перетяжки в городе очень высок.
Золотой ценник
До 2007 г. цены на ростовскую наружку стабильно росли не более чем на 10% в год. Но в 2007 г. они резко рванули вверх. По оценке Дмитрия Паршикова, директора компании «Резон», рост составил 30%.
Причин столь стремительного скачка две. Вопервых, в Ростове-на-Дону были введены новые коэффициенты престижности на размещение рекламных конструкций на улицах города. Их величина зависит от улицы, на которой располагается носитель. Так, если раньше в центре города наивысший коэффициент составлял 2,5, то теперь 6. Вовторых, вдвое увеличился К2 - с 0,1 до 0,2. В итоге уже к марту 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. цены выросли на 30-35%. Операторам еще повезло: ранее мэрия предлагала депутатам установить коэффициент 0,3. Но областная Ассоциация рекламных агентств выступила против такого повышения, ссылаясь на то, что коэффициент 0,3 снизит рентабельность бизнеса.
- Теперь нерентабельные улицы стоят столько, сколько раньше стоили самые рентабельные, - сетует Марина Михайлова.
Рост цен для небольших участников отрасли, которые работают на долгосрочных контрактах, стал серьезной проблемой. Удержать рекламодателей в таких условиях могут только сильные игроки с большим багажом рекламных площадей, уверены эксперты. В итоге многие мелкие владельцы сетей вынуждены уйти из бизнеса.
Сегодня размещение на щите 6х3 м в центре города обойдется рекламодателю примерно в 24 000 руб. в месяц, на призме 6х3 м - 17 000-21 000 руб., ситимониторы (динамические мультимедиа) и роллерные установки 1,8х1,2 м стоят 4500-6000 руб., настенные панно - 600 руб./кв. м, суперсайты 15х5 - до 100 000 руб., 12х4 - до 60 000 руб., ситиборды 4х3 - 15 000 руб., пилоны 3,0х1,4 - 8000 руб. На окраинах цены ниже, порой в два раза. В области щит 6х3 м стоит 12 000-13 000 руб. Цены на перетяжки колеблются в пределах 450-900 руб./сутки. Изготовление рекламного баннера обойдется в 120-130 руб./кв. м.
Как рассказывают эксперты, в городе есть несколько улиц, на которых трафик оптимален для размещения рекламных конструкций. При этом все интересные рекламодателям трассы уже плотно заставлены и втиснуться с новой поверхностью на них фактически невозможно. Среди перспективных направлений называют проспект Стачки, проспект Нагибина, проходящий мимо огромного развлекательного центра, проспект Шолохова, расположенный в районе аэропорта. Подъездные пути к городу тоже можно назвать успешными в плане продаж. Однако на данный момент у рекламщиков возникла одна проблема: на полгода закрыт на ремонт Ворошиловский мост - главный въезд в город. В результате около 60 конструкций остались в мертвой зоне.
Место в дефиците
Передел в пользу федеральных операторов привел к тому, что крупнейшие рекламодатели, ранее работавшие напрямую с местными компаниями, начали переводить заказы в сетевые московские фирмы. Например, компания «ВиммБилль-Данн» недавно отозвала свои outdoor-бюджеты из региона и отдала их столичным операторам.
По данным Дмитрия Паршикова, в клиентском листе у федеральных и крупных местных операторов преобладают национальные бренды. Средние локальные игроки сотрудничают в основном с региональными рекламодателями. Национальные клиенты предпочитают крупных операторов по нескольким причинам: в их руках сосредоточена большая часть поверхностей, техническое состояние конструкций и качество поклейки у них выше. К тому же у федералов более гибкая система скидок при выкупе большого объема поверхностей. Доля локальных рекламодателей стабилизировалась, покупают они чаще по однойдве стороны, в то время как национальные - по 30-40.
Согласно данным «ЭСПАР-Аналитик», по объемам рекламных бюджетов, затрачиваемых на наружную рекламу, в Ростове-на-Дону лидируют сотовые операторы, пивные компании, сети бытовой техники. Лидером в первом полугодии является компания «Мегафон» - ее outdoor-бюджет составил около $700 000. Пивоваренная компания «Балтика» с $507 000 - на втором месте. В целом в первой десятке крупнейших рекламодателей города значатся компании с бюджетом $160 000-300 000. У локальных рекламодателей бюджеты на наружку скромнее. Самым крупным заказчиком является торговая сеть «Поиск», ее бюджет составляет $129 000. В списке крупнейших местных клиентов индустрии наружной рекламы - банки, торговые фирмы, риэлторы.
В среднем поверхности в Ростове-на-Дону заняты на 85%. Но если в 2003-2006 гг. спрос на наружную рекламу превышал предложение, то в 2007 г. из-за резкого скачка цен многие рекламодатели уменьшили свои объемы размещения. Минувшим летом заполняемость рекламоносителей в городе составляла около 70%.
- Впрочем, с наступлением осеннего сезона ситуация болееменее выровнялась и заполняемость приблизилась к 100%, - комментирует Наталья Теплинская. - Это стало возможно в том числе благодаря росту доли политической рекламы накануне выборов. Федералы бронируют поверхности на 2008 г. уже сейчас, локальные клиенты заказывают места за 1-3 месяца до кампании.
Помимо цен рекламодатели называют еще ряд проблем, связанных с развитием ростовской наружки. Виталий Панчехин, начальник отдела рекламы компании «Мегафон - Северный Кавказ», отмечает усиливающийся дефицит мест под размещение конструкций.
- В местах массового скопления потребителей сосредоточено немыслимое количество наружной рекламы всех видов, - сетует Виталий Панчехин. - Чтобы избежать имиджевых потерь, мы вынуждены размещаться либо на вновь установленных носителях, которые еще не затерялись в общей массе, либо на конструкциях очень крупного формата. Однако этих поверхностей в городе становится все меньше.
Город перегружен рекламой, и в особенности страдает от этого так называемый красный, или золотой, квадрат Ростова-на-Дону (ул. Большая Садовая - пр-т Ворошиловский - ул. Красноармейская - пр-т Буденновский).
- Надеемся, что со временем в городе появятся регуляторы, которые смогут навести порядок в наружной рекламе в центральной части города, - говорит Виталий Панчехин. - Это позволит не только разгрузить городское пространство, но и облегчит восприятие рекламы как таковой.
Административный лимит
В 2007 г. власти Ростова-на-Дону выпустили ряд ограничивающих документов, повлиявших на развитие наружной рекламы в городе. В частности, были изменены условия и сроки аренды рекламных площадей. Новый закон «О рекламе» дает возможность заключать договоры с региональным управлением по наружной рекламе сроком на пять лет. Сделать это можно только на условиях конкурса или аукциона. Под поправки подпадают договоры не только на крупные, но и на мелкие объекты вплоть до уличных указателей. В результате, считают эксперты, шансов выиграть в этих аукционах больше у лидеров отрасли и федеральных компаний, чем у небольших локальных операторов.
C 15 августа 2006 г. вступил в действие запрет ГИБДД на размещение растяжек на центральных улицах и проспектах Ростова-на-Дону: Б. Садовой, Шолохова, Буденновском и Ворошиловском. В итоге на этих улицах было демонтировано более 150 объектов наружки. По подсчетам специалистов, в результате нововведения операторы потеряли около 1,3 млн руб.
В 2007 г. власти взяли курс на вывод из центральной части города крупных форматов и статичной рекламы. Центр Ростова-на-Дону - это старый город с узкими улицами и высоким уровнем озеленения. В 2006-2007 гг. здесь было демонтировано около 150 рекламных щитов, а улицы шириной менее трех метров полностью очищены от рекламных носителей. По наблюдениям Натальи Теплинской, в последнее время в золотом квадрате все конструкции заменяются на призмадинамические, а установка новых носителей в центре практически невозможна.
По словам Андрея Соколенко, начальника отдела контроля управления по наружной рекламе Ростова-на-Дону, отрасль регулируется постановлением мэра от 22 декабря 2006 г. № 1475 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на установку рекламных конструкций». На вопрос о цели сокращения конструкций в центральной части города он ответил, что это происходит в рамках программы, включенной в генплан развития Ростова-на-Дону.
Еще один документ, регулирующий ростовскую наружку, недавно выпустила администрация Ростовской области. Он рекомендует предпринимателям оформлять вывески, указатели, информационные таблички и другие средства наружной информации исключительно на русском языке. Рекомендации содержатся в постановлении об использовании государственного языка при размещении наружной рекламы от 27 июля 2007 г. В документе отмечается, что при указании фирменного наименования предприятия в наружной рекламе наряду с русским языком также допускается использование иностранных языков, но только при условии, что это соответствует фирменному наименованию, указанному в уставе предприятия. Как пояснила Марина Михайлова, постановление вынуждает операторов получать справки от своих клиентов о том, что бренд заказчика согласно уставным документам необходимо писать на иностранном языке.
Реклама. Outdoor Media
27.11.2007
Комментарии
Написать комментарий