Статьи

Размером больше

Размером большеОбувным ритейлерам удалось потеснить вещевые рынки. Теперь им приходится конкурировать друг с другом, и эта борьба обещает быть гораздо более жесткой.
С 1 июня 2007 года новосибирская компания "Обувь России", развивающая сеть под брэндом "Вестфалика", начала продавать обувь в кредит. Единственное условие -- покупка не должна стоить меньше 3 тыс. руб. При этом компания берет на себя обеспечение всех кредитных издержек, то есть 10–12% от стоимости пары.

За оригинальным маркетинговым ходом стоит весьма прозаичная причина -- обострившаяся конкуренция в сфере обувного ритейла. "У меня есть ощущение, что у ритейлеров доходность падает и сокращается поток покупателей",-- делится наблюдениями генеральный директор компании Ralf Ringer Андрей Бережной. На самом деле, конечно, количество покупателей не уменьшается. Однако все они растворяются между множеством компаний, работающих на этом поле.

Обувной рынок -- один из самых непрозрачных, поэтому оценки аналитиков крайне противоречивы. По данным Discovery Research Group, в 2006 году его объем составил примерно $7,5 млрд, ИК "Финам" называет цифру $10 млрд, агентство "Экспресс-обзор" -- $17 млрд. Но все эксперты сходятся в одном: этот рынок очень сегментирован. Так, на долю крупнейших сетей (100 магазинов и более) приходится всего около 15% рынка. Правда, расстановка сил вскоре может измениться.

Вместо рынков

В 1990-х годах примерно 60% обувной торговли в России контролировали вещевые рынки. Сегодня на них приходится только треть рынка. Их долю отвоевали магазины-дискаунтеры наподобие "Центробуви" или "Ж". Секрет привлекательности нового формата прост: такие магазины предложили более высокий, чем на рынках, уровень сервиса (например, обеспечили комфортную примерку) при сопоставимых ценах -- стоимость пары обуви в пределах $80.

Магазины-дискаунтеры работают с торговой наценкой не больше 35%. В итоге их рентабельность не превышает 10% (для сравнения: этот показатель у бутиков -- например, Articoli, где ботинки стоят от $200,-- оценивается в 30%). Зато они имеют немалый оборот.

Дело в том, что бюджетные ритейлеры являются не только продавцами, но отчасти и производителями, на контрактной основе размещая заказы на российских, а чаще всего на китайских фабриках,-- это обеспечивает их нужным ассортиментным рядом по невысоким закупочным ценам. Продающаяся в дискаунтерах обувь, как правило, не рассчитана на долгую носку. Частая смена коллекций предполагает, что покупают ее на один-два сезона. Этот стандартный прием, перенятый российскими ритейлерами у западных коллег, заставляет потребителей регулярно возвращаться за новой покупкой.

Обувные дискаунтеры стараются максимально расширить ассортимент своих магазинов за счет различных аксессуаров: сумок, ремней, перчаток, зонтов и пр. Как отмечает директор по исследованиям Discovery Research Group Александр Болтавин, "многие потребители специально подбирают эти товары в тон друг другу". Сегодня побочные товары обеспечивают уже 10–15% оборота российских обувных ритейлеров, и, судя по всему, в будущем эта цифра только увеличится.

Удавшееся закрытие

Сеть магазинов "Ж" смогла многократно (по оценкам экспертов, на 200–400%) увеличить товарооборот в 2006 году, заявив о своем скором закрытии. В магазинах сети был объявлен режим "тотальной распродажи". А на специально созданном сайте Konec-j.ru можно было распечатать купон на получение дополнительной скидки. Полагая, что это на самом деле в последний раз, люди исправно ходили в "Ж" снова и снова. Однако к концу 2006 года из 17 магазинов закрылся только один, а основатель сети Илья Буздин с радостью объявил о начале новой акции "„Ж" возвращается!".

"На нашем рынке очень высокая конкуренция, поэтому нужно постоянно что-то придумывать, чтобы привлекать покупателей",-- соглашается представитель сети "Центробувь" Дмитрий Шилов. Эта сеть более консервативна в своих маркетинговых акциях. Однако помимо традиционной дисконтной программы (накопительные карты со скидкой 5% и 10%) она предлагает 13-го числа каждого месяца скидку на 13% и дисконт 30% на каждую последнюю пару коллекции.

Подобные акции не только привлекают покупателей в конкретный магазин, но и служат эффективным инструментом для повышения узнаваемости брэнда и, соответственно, расширения географии продаж.

Шаг в регионы

В настоящий момент увеличение товарооборота обувных ритейлеров происходит главным образом за счет открытия новых магазинов. Причем последние пару лет форпосты столичных обувных ритейлеров все чаще появляются в регионах, где компании, как правило, работают по франшизе. Например, та же "Центробувь" в июне 2007 года вышла на рынок Новосибирска, а из ее 236 точек за пределами Москвы и Московской области сейчас находится 136.

Экспансию в регионы осуществляют и участники рынка, работающие в среднеценовом сегменте (стоимость пары обуви в диапазоне $80–150). "С ростом покупательской способности населения растет доля среднеценовых магазинов",-- считает Александр Болтавин. По оценке руководителя отдела маркетинга сети "Терволина" Вадима Головкина, в настоящий момент магазины подобного формата контролируют около 32% рынка цивилизованной торговли (то есть чуть больше 20% рынка в целом).

Та же "Терволина", чей первый магазин появился в столице в 2000 году, в настоящий момент представлена более чем в 50 городах. Всего в сети работает около 100 салонов. Шесть из них (в Чите, Улан-Удэ, Пензе, Котласе, Сургуте и Истре) открылись по франшизе буквально в течение прошлого месяца.

Правда, бурное развитие сетей ограничивается дефицитом и дороговизной подходящих торговых площадей. Если раньше эта проблема была характерна для Москвы, то сегодня все чаще наблюдается и в других городах. "Сейчас арендная ставка составляет примерно $800 в год за 1 кв. м. Причем цены в Москве и регионах практически сравнялись. Мы готовили к открытию магазин в воронежском торговом центре, но отказались от него, потому что платить за аренду нужно было больше, чем в Москве",-- рассказывает Вадим Головкин. По его словам, если еще два года назад магазин площадью 200 кв. м можно было арендовать на год за $80 тыс., то сейчас это будет стоить в два-три раза дороже.

Впрочем, директор по маркетингу компании "Центр-Монарх" Елена Петрова считает, что такая тенденция справедлива только для крупных городов, таких как Ростов-на-Дону или Екатеринбург. В других можно открывать магазины со значительно более низкими затратами на аренду. Следовательно, определенный потенциал для роста еще есть.

Кроме того, в ближайшие годы в обувном ритейле, скорее всего, начнется процесс слияний-поглощений, как это случилось ранее в продуктовой или фармацевтической рознице. Предпосылки налицо. Хотя сам рынок весьма динамичен (с учетом инфляции он ежегодно прибавляет в денежном выражении 12–15%), крупнейшие сети развиваются еще быстрее, ежегодно увеличивая оборот свыше чем на 20%. А для их владельцев поглощение более слабых игроков -- самый верный способ заставить покупателей обуваться в нужном месте.

"Центробувь"

Компания, начинавшая в 1992–1996 годах с оптовой торговли обувью, сегодня превратилась в самого крупного российского ритейлера. В ее магазинах можно найти не только мужскую и женскую, но также детскую и спортивную обувь.

Выручка в 2005 году*: $65 млн
Выручка в 2006 году*: $117 млн

Стратегия: предложить покупателю цены как на вещевых рынках и вместе с тем более богатый ассортимент и высокий сервис.

Тактика: компания сосредоточилась на формате обувных супермаркетов-дискаунтеров большой площади -- 300 кв. м. Чтобы сэкономить на затратах на персонал и аренде складских помещений, обувь представляют в коробках на специальных палетах прямо в торговом зале. Компания активно формирует пул лояльных покупателей, давая им скидки по дисконтным накопительным картам (5% и 10%). Кроме того, в сети регулярно проводятся распродажи. Обувь из коллекций прошлого сезона стоит в магазинах от 500 руб.

Проблемы: реверансы в сторону потребителей приводят к невысокой рентабельности сети.

Результат: на сегодня сеть насчитывает 236 торговых точек и по этому показателю примерно в полтора раза превосходит ближайших конкурентов.

Новые цели: освоив центральный регион и Урал (компания представлена в 60 городах), "Центробувь" собирается активно развиваться в Сибири.

* экспертная оценка

"Эконика-обувь" (сеть "Эконика")

Компания всегда славилась своим пристрастием к громким именам. В 1996 году она вывела на рынок марку Alla Pugachova. В 2007-м известный итальянский дизайнер Джованни Мартини разработал для "Эконики" коллекцию весна-лето.

Выручка в 2005 году*: $50 млн
Выручка в 2006 году*: $60 млн

Стратегия: повысить рентабельность бизнеса.

Тактика: изначально компания развивалась как розничная сеть в среднеценовом сегменте. Однако в 2005 году вывела на рынок инновационный формат обувной розницы -- каскет. Это магазины с уютной обстановкой и ценами, близкими к премиальному сегменту. Однако в отличие от бутиков, большинство из которых монобрэндовые, каскеты "Эконики" являются мультибрэндовыми. В них представлены четыре эксклюзивные торговые марки (Alla Pugachova, Parmen, Aragona и De’Marche) и известные итальянские брэнды (например, Giovanni Martini). Сейчас каскетами являются 36 из 123 магазинов сети.

Проблемы: новый формат тяжело приживается на рынке. По данным конкурентов, после ребрэндинга проходимость в каскетах "Эконики" заметно снизилась, и даже повышение цен не спасло компанию от снижения выручки на конкретную точку.

Результат: "Эконика-обувь" остается вторым игроком на рынке.

Новые цели: к 2012 году "Эконика-обувь" планирует достичь оборота $500 млн и занять 10% обувного рынка. Количество ее магазинов должно увеличиться до 500.

"Юничел"

Челябинский обувной холдинг единственным из лидеров отрасли пришел в розницу не из дистрибуции, а из производства. Его фабрики работают в Челябинске, Оренбурге и Златоусте.

Выручка в 2005 году*: $40 млн
Выручка в 2006 году*: $47 млн

Стратегия: за счет большого объема реализации собственной продукции удерживать низкие цены.

Тактика: более 70% ассортимента магазинов под вывеской "Юничел" шьется на предприятиях холдинга. Компания сама разрабатывает дизайн обуви (до 700 моделей в год), обновляемость модельного ряда -- 65% в год. Позиционирует себя как недорогую (компания работает в нижнем ценовом сегменте) альтернативу качественной итальянской обуви. В 2005-м начала развивать сеть по франчайзингу. Однако пока не стремится на московский рынок (в столице у нее всего один магазин), предпочитая развиваться на Урале и в Сибири.

Проблемы: в настоящий момент наблюдается нехватка производственных мощностей. Если ситуация не изменится, доля собственной продукции в сети "Юничел" будет падать.

Результат: холдинг входит в тройку крупнейших производителей обуви, а сеть "Юничел", насчитывающая 160 фирменных магазинов, является самой крупной на региональном рынке.

Новые цели: по сравнению с целями конкурентов весьма скромны -- к 2009 году открыть всего 40 новых торговых точек.

"Центр-Монарх"

Ритейлер имеет одно из самых сильных дизайнерских бюро. Несмотря на то что обувь "Монарх" изготавливается в 11 странах, в том числе в Италии и Португалии, компания нарочито противопоставляет свою продукцию товарам европейских дизайнеров.

Выручка в 2005 году*: $18 млн
Выручка в 2006 году*: $33 млн

Стратегия: развиваться в России и Украине, осваивать новый формат магазинов обувь-холл, где будут представлены помимо собственных марок европейские брэнды.

Тактика: сеть распространяет в основном марки, разработанные собственным дизайнерским бюро: Monarch, Kaiser и Wildcat. Благодаря этому, как утверждают в самой компании, ее модели оптимально подходят для суровых условий российского и украинского климата и учитывают анатомические особенности местных потребителей. Несмотря на небольшую площадь (80–150 кв. м), магазины "Монарх" отличаются довольно широким ассортиментом -- примерно 700 моделей. Для увеличения объемов продаж сеть проводит дисконтную политику, в том числе принимая карты других систем, например, салонов "Дикси" в Санкт-Петербурге, "Престиж-клуба" во Владивостоке и социальные карты москвичей.

Проблемы: большие расходы на логистику из-за того, что магазины сети разбросаны по территории России и Украины.

Результат: сеть "Монарх" широко представлена не только на российском (106 магазинов), но и на украинском рынке (67 магазинов).

Новые цели: Открыть около десятка магазинов нового формата и большего размера (300 кв.м.) к весне 2008 года.

Дарья Черкудинова
Секрет фирмы

19.06.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

20.12.2025 - 18:01
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация