Статьи

Еще раз о пользе исследований

Еще раз о пользе исследованийДля успешного ведения бизнеса и принятия грамотных управленческих решений компания должна обладать информацией о рынке и своем потребителе.
Откуда же получить такую информацию? Можно, конечно, положиться на собственную интуицию и опыт, но такой подход вряд ли приведет компанию к процветанию – ведь правильность принятых решений зависит от точности имеющейся информации. Рано или поздно практически любая компания сталкивается с необходимостью проведения маркетинговых исследований.

Маркетинговые исследования – это обратная связь компании с рынком, ее потребителем, одно из основных средств борьбы за рынок. Они помогают получить ответы на многие вопросы, в том числе:

  • Какие товары и услуги продавать?
  • Где, сколько и по какой цене продавать?
  • Кто основные конкуренты? Что они предлагают? В чем их сильные и слабые стороны?
  • Кто потребители компании? Что они предпочитают?

Любое маркетинговое исследование начинается с формулирования проблемы и целей исследования. Это очень важный этап, так как от того, насколько правильно сформулирована проблема, зависит успех исследования.

Дальше компания должна решить, может ли она своими силами провести такое исследование (например, если речь идет о сборе общей информации о рынке) или ей необходимо привлечение профессионалов – независимого исследовательского агентства.

В случае обращения в агентство компании необходимо сформулировать бриф или техническое задание на маркетинговое исследование, в котором, помимо описания целей и задач, должны быть указаны предмет исследования (что будет изучаться: конкретные товары/услуги, имидж компании, эффективность рекламы и т. п.), объект исследования (определенная группа потребителей, конкуренты и т. п.), география (в каких городах будет проводиться исследование), форма предоставления результатов (нужен ли компании полный отчет с презентацией или достаточно файла с результатами исследования). Бриф может быть подготовлен в письменной форме или передан устно, при личной встрече с представителем агентства.

После получения брифа исследовательское агентство помогает компании определить метод проведения исследования. Существуют следующие основные методы:

  • качественные исследования – получение глубинной информации, объяснение причин того или иного взгляда, восприятия потребителя, ассоциаций с маркой/продуктом. Отвечают на вопросы: "Почему? Как? Зачем?" Проводятся в основном путем групповых дискуссий (фокус-групп) или глубинных интервью;
  • количественные исследования – массовые опросы потребителей/клиентов по структурированной анкете, которые помогают получить количественные, статистически значимые результаты и ответить на вопросы: "Сколько? Как часто?" Проводятся в основном путем личных или телефонных интервью;
  • кабинетные исследования – получение информации из открытых источников (например, в органах государственной статистики, в Интернете, из газет и журналов). Данный метод применим, когда речь идет об общей информации о рынке, его текущем состоянии, основных игроках, объемах производства, импорта и т. п.;
  • панельные исследования – регистрация продаж, покупок (постоянная группа магазинов или потребителей предоставляют данные о своих продажах или покупках);
  • "вымышленный покупатель" – проверка качества работы, например, продавцов, и ее оценка по заранее оговоренным характеристикам в результате анонимных визитов в магазины.

Итак, есть проблема, поставлены цели и задачи исследования, определен метод, с помощью которого можно будет достигнуть поставленных целей. Что дальше? Дальше компания и/или агентство выясняют, есть ли уже готовые, ранее проведенные исследования, отвечающие (полностью или частично) поставленным требованиям. Следует оговориться, что речь идет о собственных или синдикативных исследованиях, проводимых агентствами по своей инициативе, результаты которых не являются собственностью исключительно заказчика. Если такие исследования проводились, то компания может ограничиться покупкой этих данных. Плюсы – уменьшение временных и финансовых затрат: данные у компании будут в течение максимум одной недели, а стоимость готового отчета в несколько раз ниже стоимости заказа собственного исследования (может колебаться от 500 до 5–6 тыс. дол. США). Минусы – невозможность получить ответы на все интересующие вопросы ввиду отсутствия учета специфики компании-заказчика.

Если никаких готовых (не эксклюзивных) данных нет или они полностью не решают проблем компании, необходимо проведение заказного (эксклюзивного) исследования. Преимущества такого исследования заключаются в том, что оно разрабатывается специально для данной компании, с учетом ее требований и специфики, а их результаты позволят ответить на все поставленные вопросы. Недостатки – относительная дороговизна (как правило, заказное исследование стоит не менее 4-5 тыс. дол. США) и длительность проведения (не менее трех-четырех недель).

Рассмотрим возможные исследования на примере программ лояльности. Компания Х планирует запустить программу лояльности в своих магазинах. Какую информацию она должна собрать, для того чтобы программа оказалась успешной?

Во-первых, перед запуском программы (а лучше еще до ее разработки) необходимо провести предварительное исследование среди покупателей своего магазина (количественный опрос). Цели проведения: определение отношения покупателей к магазину, частота покупок, причины выбора магазина, отношение к дисконтным картам и программам лояльности, текущее пользование такими картами и программами (возможно в других магазинах/компаниях), оценка используемых программ лояльности, удовлетворенность и лояльность покупателей, заинтересованность в программах лояльности. Исследование может проводиться путем личных интервью непосредственно в магазине. Результаты исследования помогут компании понять текущее отношение покупателей к магазину, уровень их удовлетворенности и лояльности (с выделением различных сегментов по лояльности, а также с выявлением наиболее слабых мест в работе магазина, требующих улучшения в первую очередь), а также то, насколько их привлекает идея введения программы лояльности в магазине.

Затем, после разработки возможных вариантов программы лояльности, можно провести тестирование полученных концепций. Делается это при помощи групповых дискуссий (качественное исследование) с покупателями магазина. Желательно собрать не менее трех-четырех групп. По результатам этого этапа исследования компания сможет понять, в чем заключаются преимущества и недостатки каждого варианта программы, и выбрать наиболее приемлемую с точки зрения покупателей концепцию.

На третьем этапе, после запуска программы лояльности можно протестировать ее эффективность. Для этого снова проводится количественный опрос покупателей по анкете, схожей с анкетой предварительного (первого) этапа. То есть в ходе проведения опроса мы вновь выясняем отношение покупателей к магазину, частоту совершения покупок, причины выбора этого магазина, отношение к новой программе лояльности, оценку этой программы, замеряем их удовлетворенность и лояльность данному магазину. Очень важно сохранить преемственность вопросов, с тем чтобы можно было сравнить полученные результаты с данными предварительного исследования. Такое сравнение позволит оценить эффективность введенной программы лояльности, то есть определить, насколько эта программа повлияла на отношение покупателей к магазину, улучшила ли их удовлетворенность и повысила ли их лояльность.

Подобное исследование должно проводиться периодически (например, один раз в квартал или два раза в год), для того чтобы отслеживать эффективность программы лояльности и вовремя принимать необходимые меры.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что маркетинговые исследования – это неотъемлемая часть жизни современной компании, без них невозможно представить успешное ведение бизнеса в непростых условиях российской действительности.

Елена Морковина
loyalty.info

07.06.2007

на печать


Комментарии

Прохожий.
07.06.2007 9:59 | сообщение #1
 

"А Волга впадает в Каспийское море..."
Не надоело банальности писать?
А тем более публиковать

Карташов Алексей
07.06.2007 12:35 | сообщение #2
 

Чаще само исследование стоит дороже чем пилотный локальный проект.
Результаты исследования противаречат показателям пилотного проекта.
Если исследования стоят дороже чем пилотный проект, не стоит их проводить, если наоборот, стоит задуматься над своими инвестициями.

24.04.2011 16:44 | сообщение #3
 

Честно говоря, название обещает какие-то конкретные примеры и результаты - пользу от конкретных исследований. Тем более, что автор представляет компанию, вроде как имеющую "современное представление о программах привлечения и поощрения постоянных клиентов". ОДНАКО УВЫ - цитаты из первых глав учебников по маркетингу для студентов 1-го курса. И никакой прикладной направленности.
Зачем эта статья? Чтобы просто подписаться под ней?

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

19.12.2025 - 04:52
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация