Хватит ходить в жертвах!
Что такое современная реклама? Способ продвижения товаров и услуг для обогащения производителей? Или средство, приносящее комфорт в жизнь потребителей? Может, она все-таки способна быть инструментом духовного обогащения людей? Деятели культуры и искусства выступили против рекламистов на круглом столе "Реклама и культура. Помощники или антогонисты?". Advertology.Ru с интересом наблюдал за спором.
Реклама в основе своей ориентируется на сферу досуга, то есть является компонентом массовой культуры. "Король желтой прессы" Уильям Рандольф Херст еще в 1927 году четко сформулировал интересы "массового человека":
- самосохранение: ешьте, пейте, делайте и покупайте то-то – и будете в добром здравии и отличном настроении;
- любовь и размножение. Эта тема учит быть неотразимыми, умело обольщать лиц другого пола с помощью косметики, парфюма, шампуней и средств против прыщей, заботиться о сухих попках малышей.
- тщеславие. Реклама филигранно играет на этом чувстве, превращая товары в символы престижа, подчеркивая, что приобретение той или иной вещи или пользование определенными услугами способствует самоутверждению и превосходству над другими.
Однако зачастую популяризируется не лучший вкус. Реклама корыстна и властно диктует нам, что красиво, что безобразно, что хорошо и что плохо. Сейчас граница между подлинным искусством и простым развлечением стирается: стандарты искусства постепенно заменяются фальшивыми критериями псевдоискусства. Интеллектуалы озабочены примитивизацией культуры.
На телевидении – в большинстве своем засилье пошлых и рекламных роликов. Способна ли реклама обогащать нашу культуру, а не низводить ее до уровня "культуры" первобытных людей?
По мнению Игоря Буренкова, директора дирекции общественных связей ООО "Первый канал", сегодняшняя социальная реклама пока в зачаточном состоянии и не получает достойного резонанса. В основном у нас действуют зарубежные фонды, которые представляют программы не всегда актуальные для российского общества.
Должна присутствовать смешанная система заинтересованности. Существует ряд компаний, желающих превратить социальную рекламу исключительно в государственную "вотчину", надеясь получить госбюджеты. Во всем мире государство участвует в реализации программ социальной рекламы наряду с частными фондами и общественными организациями. Социальная реклама – одна из составляющих гражданского общества, и не стоит об этом забывать!
Евгений Герасимов, депутат Московской Городской Думы, признает, что социальная реклама очень быстро сходит с экранов телевидения. Реклама в основном ориентируется на сферу досуга. Влияет на многое и формирует стиль будущей жизни. А особенно воздействует на молодое поколение. Поэтому ее содержание крайне важно. Если мы уйдем от содержания, то будет появляться то, что появляется – разнузданность и пошлость.
Реклама не только покрывает брандмауэры, стены, надвитринные козырьки, нависает перетяжками, она отнимает еще и пространство, отведенное пешеходам, в самых людных местах перегораживая тротуары тумбами, всякого рода стендами, экранами, панно, "шалашиками". Бизнес чувствует себя хозяином в городе. И все же хотелось бы, чтобы этот "хозяин" умело совмещал свои интересы с интересами горожан. К тому же, бизнесмены ведь тоже люди, те же горожане... Центральная историческая часть Москвы должна принадлежать культурной социальной рекламе, а не всяким пылесосам "отсосу лучше всех!".
На вопрос "Снимались ли вы в рекламе?", Надежда Бабкина заявила, что рекламирует колбасу, которую абсолютно невозможно есть (продукция "Клинского комбината"). Но это – ее личный заработок. А социальная реклама – явление значимое и должно быть визуально ярким и привлекательным. Для крупных культурных мероприятий наружная реклама – действенный метод привлечения зрителей. В этом певица убедилась лично – развешанные по всему городу перетяжки "Надежда Бабкина. Юбилей. 30 лет коллективу" – одобрил сам Путин. Да и в театре собрался аншлаг.
Пора брать ответственность за свою жизнь в свои руки и совершенно четко ее позиционировать! Человек, прежде всего, воспринимает глазами. Любой, по улице ходящий, подойдя к тумбе "Московской афишы", сразу видит, куда может пойти и где отдохнуть.
Не надо бить себя в грудь и кричать, какие мы все патриоты – надо действовать! Реклама и культура в современном мире помогают друг другу – это информационное обеспечение роста нашей духовности и повышение уровня культуры общества. Культурные деятели – артисты – выполняют не только развлекательную функцию и президентскую программу по патриотическому воспитанию. А инициаторы социальных проектов – вечных просители. Да что ж это за общество такое?! Мы должны четко спозиционировать свой национальный дух, национальное соцветие. И в этом огромная роль возлагается на рекламу! На позитивную рекламу! Что сегодня многие знают о русской культуре, об обрядовости – ничего! Благодаря социальным программам это можно исправить.
Народная артистка внесла предложение – просить Правительство Москвы принять постановление о безвозмездной рекламе мероприятий культуры и искусства на территории столицы. Фольклор и национальные традиции сегодня "не в формате" телевидения, даже на канале "Культура". Кого мы выращиваем?!
Кто сегодня отстаивает русскую самобытность? В нашей стране созданы многочисленные культурные национальные общества и фонды, направленные на возрождение и сохранение языка и культуры различных государств, нет только отстаивающего русскую национальную идею. А состояние общества далеко не идеально. И борьба стала еще острее.
Наша страна – единственная в мире имеет свою национальную культуру. Но сейчас упорно выхолащивается российская история, дающая примеры духовного возрождения нации. Дети из-под палки поверхностно изучают классику, а разве можно развить мышление без знакомства с глубинами отечественной философской мысли, воплощенной в произведениях Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова, Салтыкова-Щедрина... По этой же причине вы никогда не услышите с экрана телевизора откровенного разговора на эту тему, любая попытка привлечь внимание общественности к сути проблемы – вырезается из видеозаписи. Ведь большинство СМИ имеют покровителей за океаном.
Александр Митрошенков, вице-президент "Академии российского телевидения", отметил, что за последние 8 лет практически "сожрано" детское телевидение. По данным TNS Gallup, на "Первом канале" – 3% детского телевидения (по лицензии – в 5 раз больше), на "России" – 2%, на "НТВ" – 0,8%
Когда был принят закон, по которому стали полностью изымать спонсорство и рекламу из детского телевидения, каналы из экономических соображений стали уничтожать детское ТВ. 2007 год Москва объявила годом Ребенка, поэтому специальная программа поддержки детских проектов просто необходима.
Борис Грачевский, художественный руководитель народно любимого киножурнала, долго сетовал, что представляет новый "Ералаш" – исключительный 50-минутный продукт, огромный детский праздник, а рекламных плакатов в столице и не видно! Да и документальный фильм "Прелюдия для детства с оркестром", продюсером которого являлся Грачевский, о программе эстетического воспитания и приобщения детей к классической музыке, реализуемой в Краснодаре, не взял ни один канал – "не формат".
Иосиф Кобзон, депутат Госдумы, председатель Комитета ГД по культуре, сообщил, что уже 7 лет пылится на полке закон "О нравственности". При принятии во втором чтении Закона "Об ограничении рекламы сексуально-эротической продукции в СМИ" постигла та же участь. перед началом пленарного заседания у входа в Госдуму стояла армия бомжей с плакатами "РУКИ ПРОЧЬ ОТ СЕКСУ!"
Не принимается и закон "О меценатстве"… Сочинский детский фестиваль "Кинотаврик", проходящий в ноябре в дни школьных каникул, показывается лишь в новостном блоке "Первого канала" и фрагментно на "России". Даже Президент не вмешивается в политику каналов, мотивируя: "Вы когда-нибудь слышали, чтобы я вмешивался в дела телевидения?".
Можно долго рассуждать про негативное отношение россиян к рекламе. До сих пор существует внеэкономический образ мышления людей, не привыкших понимать, что у них есть более мощный инструмент в виде государственного контролера, который придет и оштрафует. Реклама – катализатор бизнеса, экономического успеха и деятельности. И самое главное – индикатор развития рынка и экономики страны. А у нас шоу бизнес смотрится инвестиционно не привлекательной территорией.
Почему без рекламы не живет ни одно СМИ? Реклама – важнейший экономический ресурс и инструмент финансовой стабильности и независимости СМИ. Причем, чем популярнее СМИ, тем больше туда будет идти рекламодателей. И, по законам экономики, чем популярнее по количеству аудитории то или иное произведение искусства – драматического, кинематографического – это должно привлекать деньги рекламодателей. Для потребителя реклама – информационный инструмент права выбора. И потребитель от этого становится опытнее и лучше живет.
Какова же социально-экономическая роль рекламы? Реклама должна иметь гуманитарно-просветительскую функцию – нести культуру в массы. И об этом забывать нельзя.
Advertology.Ru
15.03.2007
Комментарии
Написать комментарий