Звуки музыки

Индустрия звукозаписи стремительно превращается в цифровой бизнес, и многих это превращение ставит в тупик. Одни эксперты считают, что объемы продаж музыки через интернет не могут компенсировать ослабление интереса к компакт-дискам, другие утверждают, что к 2010 году на них будет приходиться не меньше четверти всех музыкальных продаж в мире. Одни с грустью замечают, что число треков, покупаемых обладателями mp3-плееров, слишком мало, другие указывают на то, что благодаря новым музыкальным форматам возродился интерес к забытым жанрам вроде классической музыки. Одни пугают "зверствами" музыкальных пиратов, другие бесстрашно ищут новые рынки. А между тем индустрия цифровой музыки развивается и явно не собирается останавливаться на достигнутом.
Звук вокруг
Выигрывает в результате потребитель: к его услугам круглосуточные магазины с неисчерпаемым запасом музыки всех стилей, направлений и… форматов. На сайтах вроде iTunes, YouTube и им подобных любой желающий может скачать музыку для плеера, видеоклип или рингтон.
Потребитель создает будущее индустрии – индустрия создает новый образ потребителя. Потребителю нужны новые формы доступа к музыке – он их получает: скачивает синглы, видеоклипы и рингтоны, буквально окружая себя музыкой. Индустрия ищет новые информационные каналы – ими становятся социальные сети вроде MySpace, которые не только содействуют продвижению новых продуктов, но и сами становятся их источником за счет контента, создаваемого пользователями. Социальные сети – настоящий клад для звукозаписывающих компаний (но, конечно, при условии тщательного контроля над объемами распространения музыки). Что уж говорить о маленьких независимых лейблах, для которых социальные сети – возможность заявить о себе.
Из всего разнообразия цифровой музыкальной продукции больше всего на слуху мобильный контент. Короткие рингтоны уходят в прошлое: сегодня большинство обладателей мобильных телефонов предпочитают риалтоны (они же мастертоны, они же тру-тоны) – оригинальные записи песен. При этом плата за мобильный контент часто интегрирована с абонентскими платежами – очень удобно для молодой аудитории, которой не всегда доступны финансовые операции с кредитными картами. Следующим шагом стало появление телефонов со встроенным mp3-плеером, однако рынок оказался к ним не готов: подавляющее большинство обладателей таких телефонов предпочитают слушать музыку в плеере. Посмотрим, каких успехов добьется IPhone – создатели возлагают на него большие надежды.
Самое свежее "изобретение" гораздых на выдумки продавцов музыки – рингбэк, или мелодия, которую звонящий слышит вместо гудка. Продажи рингбэков составляют пока 3% от мировых цифровых музыкальных продаж, но их доля на музыкальном рынке стремительно растет, особенно в Китае и США. В старушке-Европе к ним привыкают медленней, однако музыкальные продюсеры уже оценили возможности продвижения новых песен.
Стремление к популярности заставляет музыкантов "плясать под дудку" слушателей. Последние не хотят платить неизвестно за что и предпочитают покупать не альбомы, а отдельные треки, предварительно скачав и прослушав фрагменты. Да и просто музыка уже неинтересна – куда более перспективным контентом становится видео (как с точки зрения потребительского интереса, так и с точки зрения возможностей рекламы). Это уже оценили Yahoo, MTV и YouTube, а вслед за ними – и исполнители, которые стали снимать больше клипов специально для распространения через интернет и мобильные телефоны. Чем сильнее влияние новых технологий, тем сильнее меняется музыкальный бизнес.
Не полагаясь на существующие сервисы, содержание которых пополняется зачастую стихийно и бесконтрольно, рекорд-компании создают свои музыкальные порталы. Например, MusicBox Video – проект Sony BMG, - или MusiVidz от Universal. Помимо "стандартного набора" - всевозможных аудио- и видеофайлов, доступных для скачивания и обмена, - зарегистрированным пользователям предоставляется эксклюзивный контент – интервью, фотографии и видеозаписи концертов. Для тех, кто боится запутаться во всем этом многообразии, звукозаписывающие компании выпускают электронные каталоги. Для тех, кто уже ничего не боится, они переиздают в цифровом формате "хорошо забытое старое". Например, Universal в ближайшие несколько лет планирует разместить в интернете 10 тыс. раритетных музыкальных альбомов.
Кто все это скачивает? Согласно результатам исследования, проведенного агентством Jupiter, самыми активными потребителями цифрового музыкального контента являются владельцы iPod, из них 16% готовы платить за треки и делают это не реже раза в месяц. Похоже, обладание плеером стимулирует интерес к легальному потреблению музыки. Неплохо, если учесть, что продажи плееров постоянно растут – в 2006 году по всему миру было продано 120 млн, из них три четверти на базе флэш-накопителя, остальные на базе HDD. Возможности современных плееров ограничены только вместимостью и количеством поддерживаемых форматов. Но ведь прогресс ещё никто не отменял?
Здоровый рост
За 2006 год объемы продаж цифровой музыки увеличились вдвое. Лидер музыкальной интернет-торговли iTunes продал за прошедший год более миллиарда треков (с начала своего основания в 2003 году – более двух миллиардов треков). В США год был отмечен мобильным бумом: музыкальный мобильный контент через интернет начали продавать Verizone и Cingular, а к лету 2007 года ожидается открытие сайта в поддержку уже нашумевшего iPhone.
На европейские страны приходится около 20% мировых продаж цифровой музыки, причем флагманами по-прежнему остаются Соединенное Королевство, Франция, Германия, Италия и Испания. Относительно медленная экспансия цифрового музыкального бизнеса объясняется высокими тарифами на передачу данных и недостаточно широким распространением сетей третьего поколения (обеспечивают высококачественную передачу речи, изображений, мультимедиа-контента, а также доступ в интернет и обмен данными между мобильным телефоном и компьютером – заодно улучшают качество сервиса сетей второго поколения). Однако онлайновые цифровые сервисы в Европе очень популярны, и компаний, работающих в этой сфере, больше, чем в США. В Соединенном Королевстве 2006 год отмечен 53 млн треков, скачанных через интернет, и 2,2 млн альбомов, проданных в цифровом формате. Лидером на рынке является мобильный оператор "3", на долю которого приходится 70% 3G-подключений и 75% продаж мобильного музыкального контента. В Германии рост рынка цифровой музыки был скорее умеренным: количество скачиваний музыки из интернета достигло 24 млн (по сравнению с 19 млн в 2005 году). Главными препятствиями для более интенсивного роста стали возможности нелегального копирования и распространения музыки, а также недостатки обеспечения взаимодействия сетей и упорное нежелание потребителей осваивать онлайновые платежи через кредитные карты. Во Франции лидером среди онлайновых сервисов стал сайт iTunes. Другие популярные сайты – eMusic, запущенный в сентябре 2006 года, и Fnac, расширивший в ноябре линейку сервисов. В секторе мобильных услуг лидируют Musiwave и SFR, отмечающие рост беспроводных скачиваний – а общее число скачиваний достигло 300 тыс. в месяц. В Италии и Испании большая часть продаж цифровой музыки приходится на мобильный контент. Особенно отличается Италия: здесь популярность телефонов со встроенным плеером и любовь итальянцев к музыкальным "наворотам" сочетается с достаточной распространенностью 3G-технологий.
В Азии сосредоточены 25% мировых продаж цифровой музыки. Среди лидеров рынка – Япония, Индия, Южная Корея и Китай. В Японии распространение 3G-технологий, популярность мобильных телефонов последнего поколения и высокая "культура потребления" цифровой музыки привели к тому, что 90% рынка занимает мобильный контент. Операторы связи – среди них NTT DoCoMo, KDDI и Sofbank – в сотрудничестве со звукозаписывающими компаниями активно продают оригинальные музыкальные треки и видеоклипы. Объемы продаж музыки через интернет в 2006 году в Японии достигли 22 млн, и главными игроками на этом рынке являются iTunes, Mora, HMV и Napster. Одним из самых быстрорастущих рынков беспроводной связи в мире остается Индия – около 10 тыс. скачиваний музыки и видео ежедневно. В 2006 году был запущен сайт Soundbuzz, предоставляющий музыкальный и видеоконтент для мобильных телефонов. Южная Корея – уникальная страна, в которой продажи цифровой музыки превышают продажи CD (до 57%). Мобильные операторы предоставляют владельцам телефонов разнообразный контент с помощью популярных сервисов – MelOn, Dosirak и MusicOn. А в мае 2006 года компания Warner Music Korea объявила о создании совместного предприятия с оператором связи SK Telecom. Наконец, Китай: здесь рынок еще не велик, однако темпы его развития впечатляют – более 430 млн абонентов плюс активное расширение сети широкополосного интернета. Станет ли Китай привлекательным рынком для продавцов цифровой музыки, зависит от того, какие меры предпримет китайское правительство для защиты интеллектуальной собственности.
В Латинской Америке рынок находится на ранней стадии развития – сказываются недостаточное распространение широкополосного интернета, отсутствие привычки к онлайн-платежам и деятельность пиратов. Тем не менее, успехи Бразилии, Мексики и Аргентины выглядят многообещающе. В Мексике к третьему кварталу 2006 года количество скачиваний достигло 9 млн несмотря на то, что в стране не хватает сетей третьего поколения и телефонов, поддерживающих музыкальный контент. В Бразилии же 90% рынка приходится на долю как раз "мобильной" музыки – ее можно скачать на одном из 20 сайтов, два из которых были запущены в прошедшем году (Terra, UOL). В Аргенитине рынок растет умеренными темпами, хотя за период с июля 2005 года по июль 2006 объем продаж увеличился вчетверо.
Похитители музыки
Сегодня индустрия цифровой музыки находится в самом начале пути. 2006 год открыл звукозаписывающим компаниям новые источники доходов. Среди них – реклама на музыкальных сайтах и продажи музыкальной техники (ведь за покупкой, например, mp3-плеера неизбежно следует покупка музыкального контента). Рекорд-компании продолжают фокусироваться на том, что получается у них лучше всего – поиске, маркетинге и лицензировании, – используя весь цифровой инструментарий для освоения новых рынков. Их уже не пугает дурная слава таких традиционно "пиратских" стран, как Китай или Россия.
Тем временем рынок превращается в поле битвы. В 2006 году судебные иски были поданы против 30 тыс. нелегальных распространителей музыки. При этом бизнес, борющийся за прозрачность и легальность, оказывается между молотом и наковальней. С одной стороны, самый простой и эффективный способ борьбы с пиратством – "отлучение" от интернета лиц с дурной репутацией. С другой стороны, интернет считается свободной территорией, где любые запреты и меры пресечения часто воспринимаются как проявления цензуры и антисоциальные действия.
Хуже всего дело обстоит с пресловутыми социальными сетями. Царящий в них "разгул анархии" вызывает серьезное беспокойство у звукозаписывающих компаний. Последние готовы признать право социальных сетей на существование при условии соблюдения прав интеллектуальной собственности. Так, ряд лэйблов рекомендовали YouTube внимательнее отслеживать видео, охраняемое авторским правом.
Нередко в интернете можно найти еще не изданные записи, украденные прямо из студии. Не проходит и нескольких часов после финального мастеринга, на заводе ещё не началась штамповка дисков – а новый альбом уже "гуляет" по сети. Например, "Love" - альбом ремиксов Beatles, - записывавшийся в обстановке полной секретности, появился в интернете "всего" за 36 часов до официального релиза. И это – большая удача! Бывает и хуже.
Скорее всего, эта война будет вечной. Но отчаиваться, пожалуй, не стоит: в конце концов, желание заполучить заветные файлы свидетельствует о неугасающей любви человечества к музыке. А значит, в мире найдется место и музыкальному бизнесу.
E-xecutive
05.03.2007
Комментарии
Написать комментарий