Статьи

Время порталов

Украинский рынок интернет-контента только формируется, однако компании, которые сейчас захватят на нем лидерство, в ближайшие годы могут рассчитывать на стабильно высокие доходы.
"Прихожу к выводу, что существует негласный сговор агентств, размещающих рекламу в Интернете, - говорит директор по маркетингу компании "Мета" Алексей Чуксин. - Например, вчера мы общались с крупным рекламодателем, и в конце разговора он спросил: "А вы нам отчет предоставите?". Оказалось, что агентство, с которым эта компания сотрудничала раньше, не предоставляло полной информации по размещению рекламы, а в качестве отчета о проделанной работе предлагало только перечисление форматов вышедшей рекламы, а также картинки сайтов, на которых она выходила. Никакого анализа или просто отчета о ходе и, главное, о результатах кампании предоставлено не было". С подобной ситуацией сталкивались многие рекламодатели: они не могут контролировать работу агентств, а также полноценно использовать все маркетинговые возможности, которые предоставляет Интернет.

Реклама - основной источник доходов компаний, которые наполняют Всемирную сеть, создают интернет-газеты, справочные и поисковые системы, игры и многое другое. В Украине рынок интернет-контента только зарождается, на нем много непрофессионалов. Поэтому отношения между его участниками пока нельзя назвать цивилизованными и прозрачными. Но этот рынок стремительно развивается.

В Киеве Интернетом пользуются тридцать процентов жителей - это тот уровень, когда Сеть становится полноценной средой общения. Немало пользователей и в других крупных городах страны: все больше людей хотят общаться, покупать товары и получать различные информационные услуги, не выходя из квартиры или офиса. Спрос рождает предложение, поэтому в Интернете появляются новые магазины, площадки для общения и информационные порталы. Если раньше украинский интернет-сегмент наполняли в основном энтузиасты, то теперь создание сайтов и различных сервисов стало у нас выгодным занятием. На этом рынке уже появились свои лидеры. Но пока еще есть место и для новичков.

Вторая волна.

Первая глобальная волна интернет-бизнеса завершилась в 2001 году и ознаменовалась крахом многих компаний, связанных со Всемирной паутиной. Этот кризис задел и Украину: тогда были закрыты несколько крупных интернет-порталов. Один из самых ярких примеров - "АтласУА": в 2000 году чешская компания вложила в развитие этого проекта сотни тысяч долларов, но через два года вынуждена была свернуть бизнес. Тогда же был закрыт портал "Воля", а один из бывших лидеров - "УКРОП" - теперь влачит жалкое существование. "Эти проекты опередили свое время. Они создавались в расчете на массовый спрос в условиях, когда доступ в Интернет нельзя было назвать популярным", - говорит Алексей Чуксин.

На западе интернет-бизнес, пережив спад, вновь стал возрождаться примерно год назад. За это время в Сети появилось множество новых интернет-сервисов, а с ними - и неосвоенных ниш. Инвесторы снова готовы вкладывать деньги в новые проекты. Так, в прошлом году корпорация Hellman&Friedman за 1,1 млрд долларов приобрела компанию DoubleClick, которая долгое время не могла оправиться от кризиса. Успешнее всего дела идут у поисковой системы Google: в прошлом году доходы компании превысили шесть миллиардов долларов, а общая стоимость ее активов за последние четыре года выросла почти в сто двадцать раз.

Вторая волна интернет-бизнеса затронула Украину гораздо сильнее: на этом рынке уже появились новые проекты, а немногочисленные "долгожители" осваивают новые ниши. Так, поисковая система "Мета" превратилась в портал. "Если мы останемся просто поисковиком, мы будем отставать от глобальных брендов. Поэтому мы начали вводить дополнительные сервисы - это стало нашим конкурентным преимуществом. Мы видим, что люди ищут, и на основе этих данных можем определить те функции, которые будут востребованы", - сказали "Эксперту" в компании. "Впервые знакомясь с возможностями Всемирной сети, люди часто испытывают неуверенность. Мы помогаем преодолеть этот барьер. Интернет должен быть добрым, домашним, своим. Человеку здесь должно быть комфортно", - считает советник председателя наблюдательного совета одного из ведущих украинских провайдеров - "УкрНет" - Михаил Иртлач. Год назад эта компания решила развивать свой сайт, добавляя в него новые сервисы, и постепенно превращает его в информационный портал. Если раньше на сайте был только почтовый сервис (пользователь мог завести электронный почтовый ящик, чтобы принимать и отправлять электронную почту), то теперь к нему добавились новости, курсы валют, рейтинги политиков и многое другое. Количество посетителей сайта увеличилось в несколько раз, в результате выросли и доходы от продажи рекламы.

В тройке лидеров находится и входящий в медиахолдинг КP Media портал Bigmir. Этой весной из-за разногласий с руководством компанию покинули двенадцать человек, в том числе и основные генераторы идей - Андрей Танчик и Максим Хомутин (они создали собственный портал, который за полгода сумел войти в двадцатку наиболее популярных украинских ресурсов). Однако смена команды не помешала владельцу КP Media Джеду Сандену успешно провести размещение 20% акций холдинга (в марте компания продала конвертируемые облигации в размере 10% акций на сумму 5,5 млн долларов, а в июле осуществила размещение еще 10% акций на ту же сумму на ПФТС). Покупателями ценных бумаг KP Media стали европейские и американские портфельные инвесторы. Привлеченные средства будут направлены в том числе и на создание новых сайтов.

В будущем многообразие сервисов позволит порталам оценивать потребности интернет-пользователей и предлагать рекламу, которая наверняка их заинтересует. К примеру, поинтересовался пользователь телепередачами об автомобилях или написал другу в электронном письме о желании купить авто - и сразу же получил рекламу автодилеров. Содержание его письма проанализировала почтовая система. По такому принципу уже работают некоторые западные порталы.

Не то и не там.

Зайдя на любой сайт, пользователь вместе с полезной информацией увидит и несколько рекламных картинок - баннеров. Они и являются основным источником доходов интернет-порталов: за тысячу показов рекламодатель платит от трех до пятнадцати долларов (зависит от размеров баннера и популярности портала).

По данным Всеукраинской рекламной коалиции, в прошлом году объем рынка интернет-рекламы составил 2,5 млн долларов. Однако эксперты считают эту цифру заниженной, поскольку в ней не учтена политическая реклама. По их мнению, объем этого рынка - четыре миллиона долларов, а в нынешнем году он может вырасти до семи миллионов. Свою рекламу в украинском Интернете размещают около двух тысяч компаний. Крупнейшие рекламодатели - мобильные операторы, производители и продавцы электроники, автодилеры, банки, компании по недвижимости. Сейчас в украинском Интернет-сегменте существует более сотни тысяч сайтов. По данным поисковой системы "Мета", компании размещают рекламу не более чем на двух сотнях сайтов. Лидерами являются порталы, обладающие большим количеством различных ресурсов, - на них пользователи проводят много времени.

В Украине доля интернет-рекламы в общем объеме рекламного рынка пока не превышает 0,3%, тогда как в соседней России этот показатель составляет 0,9%, а в США - 5,8%. Тем не менее, в ближайшие годы рекламодатели вряд ли откажутся от традиционных носителей в пользу Интернета. Это может произойти только после того как на долю интернет-рекламы будет приходится не меньше 1% общего объема рынка. По мнению Алексея Чуксина, взрывной рост рынка произойдет не раньше 2008 года - тогда доходы от интернет-рекламы превысят 20 млн долларов.

В Украине основной проблемой, тормозящей развитие интернет-бизнеса, остается небольшое количество пользователей: в основном, это жители крупных городов. Украина сильно проигрывает большинству стран и по рекламным бюджетам в пересчете на одного посетителя Сети: сейчас рекламодатели платят меньше доллара на абонента, тогда как в России - пять долларов, а в США - сто двадцать долларов.

Негативно влияет на рекламный рынок и низкий уровень качества. По мнению директора компании UaMaster Евгения Шевченко, больше половины рекламных кампаний проводятся в украинском Интернете с грубыми ошибками. Так, большинство агентств продают рекламодателям показы, не вникая в суть рекламного предложения и не анализируя, заинтересован ли пользователь в этой рекламе. Такие показы оправданы, если реклама нацелена на широкую аудиторию, если ее задача - сформировать имидж и повысить узнаваемость марки. Но, как правило, такая реклама малоэффективна. К примеру, нет смысла показывать баннеры киевского магазина зарубежным пользователям. Иногда агентства выстраивают кампанию без медиапланирования, размещая баннеры на сайтах, которые дают наибольшие агентские проценты.

Результата можно достичь, обратившись к целевой аудитории. Сейчас в Украине такую контекстную рекламу в основном предлагают поисковые системы, к примеру, реклама парфюмерных магазинов показывается только тем пользователям, которые искали в Сети слово "духи". По словам Чуксина, контекстную рекламу могут использовать даже небольшие компании, поскольку ее минимальная стоимость - это всего несколько десятков долларов. Сейчас на долю контекстной рекламы приходится всего 5% от общего объема рынка интернет-рекламы, но уже в ближайшее время она может вырасти до 10%.

Эротика не поможет.

Размещая рекламу, компании в первую очередь ориентируются на популярность сайта. Самый простой способ оценить ее - посмотреть данные рейтинговых систем. Принцип их работы прост. Внизу странички сайта, принимающего участие в рейтингах, размещается кнопка-счетчик с названием системы. Когда пользователь заходит на такую страничку, во время загрузки кнопка сообщает об этом рейтинговой системе. Чтобы привлечь наибольшее количество посетителей, а значит, и рекламодателей, многие интернет-ресурсы используют различные схемы. Например, параллельно с серьезными новостями подается развлекательная информация, часто - эротического толка. Некоторые рейтинговые системы пытаются с этим бороться, так, сайты "Обозреватель" и MigNews несколько раз выводились ими из категории "Новости" в категорию "Эротика" (хотя потом их все же вернули обратно).

По словам главного редактора интернет-газеты ProUA Олекса Шалайского, в западных странах используют совершенно иную тактику - там нет открытых рейтингов. Рекламные агентства покупают информацию об аудитории интернет-сайтов у специальных исследовательских служб, которые проводят не только сбор статистических данных, но и опросы общественного мнения. В Украине рекламодатели пока что больше доверяют рейтингам, но первые шаги к цивилизованному рынку уже сделаны. Так, несколько украинских сайтов, решивших не привлекать посетителей эротикой, объединились в группу "Чистый Интернет". Они также выступают за создание и поддержку рекламных агентств, определяющих популярность не по рейтингам, а с помощью мониторинга. "Поскольку агентства можно переубедить только через их карман, мы будем всячески помогать тем рекламистам, которые смогут предложить на рынке новые технологии оценки ресурсов, что повлияет на существующие агентства, и в итоге на все интернет-ресурсы", - заявил Шалайский.

Украинский рынок интернет-контента становится все более цивилизованным, в ближайшие два года повысится его прозрачность и профессионализм его участников. Лидеры этого рынка смогут привлекать крупные рекламные бюджеты, а меньшим компаниям придется либо искать новые ниши, либо сворачивать свою деятельность. Но у создаваемых сейчас сайтов еще есть шанс занять одно из призовых мест на этом быстрорастущем рынке.

Герман Богапов
Эксперт Украина

09.10.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

20.12.2025 - 13:24
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация