Статьи

Перспективы гипермаркетов в Украине

Маркетинг-менеджер компании Astera делится своим видением развития формата "гипермаркет" в Украине. По мнению компании, у отечественных розничных операторов есть 2-3 года, чтобы встретить зарубежные гипермаркеты во всеоружии.

Согласно официальной статистике, объем розничной торговли в Киеве составляет 1,4 млрд дол., Украины - 7,6 млрд. дол. Для сравнения: в Москве этот показатель достигает 47 млрд дол., а в целом по России –142-147 млрд дол. Тем не менее, в 2005 году количество магазинов в Киеве увеличилось вдвое по сравнению с 2001 годом и составило около 5,3 тыс., из которых 2,1 тыс. - продовольственные, 3,2 тыс. - реализуют непродовольственные товары. Действующие в Киеве 120 супер- и гипермаркетов обеспечивают около 57% розничного товарооборота продовольственных товаров.

Однако уже сейчас рынок торговой недвижимости развивается в сторону укрупнения торговых форматов.  Украинские сети строят планы относительно строительства гипермаркетов в городах-миллионниках. В 2006 году крупнейшая торговая сеть в Западном регионе корпорация ПАККО намерена начать строительство трех новых гипермаркетов "Там-Там". Аналогичные планы озвучили компании "Інтермаркет", Fozzy Group, "Перекресток" и другие.

Однако, сегодня сетевые операторы все-таки отдают предпочтение формату супермаркета, объясняя это низкой насыщенностью данного сегмента рынка и невысокими рисками формата.

В отличие от супермаркета, гипермаркет может предложить потребителям широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, как правило, от 15 тыс. наименований. Это дает возможность устанавливать в гипермаркете более низкие цены, чем в других форматах розничной торговли, что, в свою очередь, гарантирует высокую посещаемость торгового объекта.

На сегодняшний день в Киеве функционируют 5 гипермаркетов площадью 8-10 тыс. кв.м. каждый: "Караван" (в ТРЦ "Караван MegaStore"), "Край" (в ТРЦ "Магеллан") и три гипермаркета Fozzy. В новых проектируемых торгово-развлекательных комплексах в Украине гипермаркету отводится роль сильного магнита для покупателей.

В структуре ТЦ гипермаркет выступает в качестве якорного арендатора, притягивающего в торговый центр посетителей. В отличие от супермаркета, гипермаркет привлекает посетителей значительно превышающим ассортиментом товаров повседневного и массового спроса по более низким ценам. Поскольку в Украине, население тратит более 50% своего дохода на продукты питания, гипермаркет представляет для них выгодные условия совершения покупок. Вместе с этим, якорные торговые сети обычно обладает известным брендом, имеет налаженную культуру обслуживания покупателей и технологию продаж.

Учитывая широкую зону охвата потребительской аудитории, наиболее целесообразно размещать гипермаркет в качестве якорного арендатора в торговых центрах типа окружной и региональный. Региональные и окружные торговые центры располагаются обычно вблизи стратегических магистралей, что удобно для организации достаточного паркинга и подъездных путей.  Площадь таких центров от 9 000 от 45 000 кв.м. может вместить гипермаркет от 3 тыс.кв.м. и более. Кроме того, широкий ассортимент товаров повседневного спроса и бытовых услуг позволяет операторам данных форматов торговых центров охватить потребительскую аудиторию как прилягающих районов, так и отдаленных округов.

В Западной Европе типичным "якорем" в ТЦ является продовольственный супермаркет либо гипермаркет. При этом сохраняется специфика национальных рынков, которая позволяет выделить три типа ТЦ с различными стратегиями относительно "якорей":

  • французский ТЦ – создается на базе гипермаркета, оператор которого, как правило, одновременно является и девелопером ТЦ;
  • английский ТЦ – девелопер сдает площади под якорных арендаторов нескольким крупным ритейлерам, как правило, супермаркету и большим специализированным магазинам, а также операторам развлечений;
  • немецкий ТЦ – "якорем" здесь служит гипермаркет либо универмаг при практическом отсутствии развлекательных "якорей".

Гипермаркет и торговый центр находятся в постоянном взаимодействии. При правильном позиционировании якорный гипермаркет привлекает в ТЦ других, более мелких арендаторов, ожидающих увеличить свою прибыль за счет соседства с известным оператором. В свою очередь, размещение гипермаркета в крупном торговом центре гарантирует ему приток дополнительных покупателей, которые приходят из других зон ТЦ.

Если же говорить о гипермаркете, как отдельно-стоящем торговом объекте, то однозначно определить пути его развития сложно. Это связанно со сложностями в конкурировании гипермаркета со специализированными магазинами, дополняющими ассортимент гипермаркета дополнительными непродовольственными товарами.

В западных странах гипермаркет является одним из наиболее активно развивающихся торговых форматов. Возникновение гипермаркетов в Европе связывают с переходом от магазинов с обслуживанием за прилавком к возникновению супермаркетов и небольших магазинчиков. Среди наиболее известных владельцев гипермаркетов в Европе выделяются Сarrefour (823 магазина в сети), Leclerc (391), Auchan (321), Casino (299), Cora (78). 

В процессе своего развития гипермаркеты ориентируются на потребности потребителей. В борьбе за увеличение зоны охвата потребителей, гипермаркеты стремятся предоставить максимально широкий ассортимент товаров, включающий не только продовольственные товары, но и бытовую технику, мебель, электротовары, одежду, книги, видео продукцию и прочее. Поэтому на западе площадь гипермаркетов может превышать 20 тыс.кв.м. Располагаются такие торговые форматы  обычно на окраинах города рядом с большими дорогами.

Активно развиваются гипермаркеты не только на западе, но и в России. Первые зарубежные торговые сети пришли в Россию в 1997г., когда в Москве открылся Ramstor. Сейчас в России активно работают не только гипермаркеты западных сетевиков, но и российские – "О’Кей", "Мосмарт", "Седьмой континент", "Перекресток" и др.

В Украине и России действующие гипермаркеты представляют, в основном, продовольственную продукцию и занимают площадь около 5-10 тыс.кв.м. Тем не менее, западная тенденция к расширению ассортимента гипермаркета просматривается в новых украинских и российских проектах строительства Торговых центров, в которых гипермаркет выступает в роли якорного арендатора.

На протяжении последних лет в структуре розничного товарооборота в Украине просматривается стабильная тенденция превышения уровня продовольственных товаров над непродовольственными  (в 2005 г. 56,5% к 43,5%), разрыв между которыми продолжает увеличиваться. Такое повышение спроса на продовольственные товары вызывает наблюдаемый сегодня процесс укрупнения сетевых операторов розничной торговли, а также появление новых игроков из числа иностранных ритейлеров.

4 место Украины в ежегодном индексе розничной торговли Kearney по итогам 2005 года свидетельствует о том, что Украина становится все более привлекательной для западных ритейлеров. Вакантный украинский рынок розничной торговли направляет в свою сторону интересы многих иностранных ритейлеров и, прежде всего, российских либо международных, работающих на российском рынке, а также провоцирует активное расширение позиций уже представленных на этом рынке Billa, Metro и российских "Патэрсона", "Перекрестка" и "Пятерочки".

Западные операторы гипермаркетов предпочитают работать в двух форматах – как якорный арендатор в составе крупного торгового или торгово-развлекательного центра или как отдельно-стоящее здание гипермаркета. Например, Real - один из форматов компании Metro Group, строит мини-ТЦ площадью 30 тыс.кв.м., в которых размещает гипермаркет площадью12-15 тыс. кв. м. и торговые галлереи.

Аналогично Real работает французская сеть гипермаркетов Auchan. Тем не менее, в Украине на сегодняшний день удерживается приоритет организации гипермаркетов в структуре торгового центра. В 2008 году, как планируется, состоится долгожданное открытие турецкой сети гипермаркета Ramstor в составе ТРК "Мега".

Несмотря на ожидания и интерес крупных международных сетевых операторов к рынку Украины, пока что на нашем рынке практически нет иностранцев. Это связанно с нестабильностью законодательной базы в Украине и высоким становым риском. Иностранных операторов удерживает также непрофессионализм и неразвитость торгового рынка Украины. Свой приход в Украину сетевики связывают с открытием строящихся сейчас крупных торговых объектов, что произойдет в течении 2-3 лет.

В условиях отсутствия конкуренции на рынке недвижимости Украины каждый торговый формат работает в своей нише и не ощущает особого давления с появлением новых торговых форматов. Говорить о конкуренции между форматами розничной торговли можно в случае, когда зона охвата потребителей у нескольких объектов пересекается. Однако в Украине, где ощущается острая нехватка торговых объектов, такое явление мало вероятно.

На рынке розничной торговли функционируют следующие форматы:

  • Экспресс-магазины (Розничный формат, обеспечивающий удобство быстрой покупки и соответствующий сегодняшнему образу жизни покупателя. Торговая площадь 150–200 кв. м., ассортимент – 2-3 тыс. наименований) Формат подходит для использования в местах с высокими покупательскими потоками: заправочные станции, аэропорт, ж/д вокзал, станции метро.
  • Магазин у дома (Самый распространенный формат для развития франшизы. Ассортимент: 3,5–10 тыс. наименований)
  • Дискаунтер (Магазин, предлагающий товары с минимальной торговой наценкой. Ассортимент 500–2500 позиций,  площадь – 300–1000 кв. м., месторасположение – в местах массовой застройки, покупатель с низкими доходами).
  • Супермаркет (Магазин, работающий по системе самообслуживания, предлагающий широкий ассортимент товаров 12–20 тыс. наименований, площадь – 3–10 тыс. кв. м. Месторасположение: в жилых районах, может находиться как в центре, так и на окраинах в спальных районах).
  • Экономный супермаркет (Упрощенный вариант классического супермаркета. Площадь – 1–3 тыс. м2. Ассортиментная матрица – 2–7 тыс. позиций. Месторасположение: в районах концентрированной жилой застройки. Покупатель – широкие слои с разными доходами).
  • Гипермаркет
  • Cash&сarry (Магазин, торгующий мелким и средним оптом для юридических и физических лиц. Площадь – 12–20 тыс. кв. м. Ассортимент – 20-40 тыс позиций. Месторасположение – вдали от центра, на пересечении транспортных путей).

Гипермаркет, как отдельный формат, может различаться в соответствии со спецификой ассортимента. В последнее время появляются специализированные гипермаркеты, торгующие одним из таких ассортиментных рядов, как продовольственные, строительные, мебельные, книжные, товары бытовой техники. Например, в Киеве популярным гипермаркетом строительных материалов является формат DIY OBI.

Наряду со специализированными форматами развиваются гипермаркеты с широким асортиментом продовольственных и непродовольственных товаров в одном формате.

В последнее время в мире наблюдается тенденция развития гипермаркетов на рынке собственных марок розничных сетей. Согласно исследованию компании ACNielsen розничных продаж товаров, которые ритейлеры продают под собственными торговыми марками, собственные марки растут во всем мире. Согласно данным исследования, в первом полугодии текущего года частные марки розничных сетей уже занимали 17% мировых продаж товаров повседневного спроса. Тем не менее, в России частные марки пока занимают очень маленькую долю рынка. Не смотря на то, что частные марки выпускают почти все российские продуктовые сети, потребители не доверяют качеству продуктов под частными марками и считают, что они дешево выглядят и предназначены для бедных.

Тем не менее, частные марки непременно будет развиваться в России и в Украине вместе с развитием розничных сетей. Ритейлеры постепенно убеждаются в экономической эффективности собственных марок и строят планы по увеличению доли данных товаров в структуре продаж. Так, "Перекресток" через два года хочет продавать 20% товаров под торговой маркой "Перекресток", а в планах "Пятерочки" и "Копейки" довести объемы продаж частных марок до 40–50%.

Внедрение собственных марок в Украине уже началось и по мере развития рынка розничной торговли и строительства гипермаркетов можно ожидать увеличение спроса на данный вид продукции. Сложившаяся ситуация напрямую зависит от экономического состояния страны. Сегодняшние невысокие темпы роста промышленности, недостаток мощностей в данной отрасли ограничивают возможности производства различных видов продукции в Украине.

Организация гипермаркетов требует соблюдения определенных норм и требований к помещениям:

  1. Место расположения. Наилучшим местом расположения гипермаркета являются окраины города либо участки вдоль объездных магистралей. Это связанно с техническими особенностями функционирования гипермаркета, реализовать которые в центре города сложно. Постоянный поток большого количества посетителей требует площадей для перемещения к торговому центру, разветвленной транспортной системы.
  2. Площадь. Торговая площадь гипермаркета должна быть не менее 3 тыс.кв.м. Для отдельных гипермаркетов площадь может составлять 8-40 тыс.кв.м.
  3. Паркинг. Гипермаркет отличается одной из самых больших паркоемностей. Высокая посещаемость данного торгового формата требует обширной парковки. Согласно европейским показателям, индекс парковки в гипермаркете должен составлять 4-6 м/мест на 100 кв.м. торговой площади.
  4. Технические характеристики. Наилучшее место расположение для гипермаркета в составе ТЦ – на 1 этаже. Очень важно грамотно продумать планировку объекта  для беспрепятственного передвижения посетителей по торговым зонам гипермаркета. Не менее важную роль в увеличении посещаемости гипермаркета играет организация системы навигации, а именно обустройство удобного выхода из гипермаркета к парковке, создание нормальной зоны погрзки-разгрузки.
  5. Ассортимент - 35–100 тыс. наименований, до 50% представленности категории non-food, в том числе бытовая техника и одежда.

Арендаторам гипермаркета обычно предоставляют дополнительные услуги, как организация строительных работ по индивидуальному проекту, предоставление складских помещений, проведение систем вентиляции, видеонаблюдение, охрана, централизованный вывоз мусора, предоставление погрузочно-разгрузочной зоны.

Приход на украинский розничный рынок формата гипермаркета несет в себе как положительные, так и отрицательные моменты. Наряду с пополнением местных бюджетов благодаря налоговым поступлениям зарубежных "сетевиков", появлением в области новых рабочих мест, улучшением инфраструктуры, наращиванием производителями оборотов и экономией покупателей на конкурентных ценах, розничный рынок в целом пожинает плоды глобализации – мелкие магазины разоряются, местные торговые сети теряют рентабельность.

Ольга Юдина
retailstudio.org

16.05.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Упаковка. Крой

Упаковка. Крой
Упаковка. Крой. Покупатель, стоя в магазине возле стеллажа, принимает решение о покупке за несколько секунд. В этой ситуации дизайн упаковки подсказывает, какой товар окажется купленным, а какой покроется пылью. Разработка дизайна упаковки является сплавом расчета и стиля, маркетинга и творчества и придает товару дополнительное конкурентное преимущество – индивидуальность. В издание вошли наиболее интересные и яркие проекты по дизайну упаковки, которые, несомненно, вдохновят на создание красочных, оригинальных и запоминающихся упаковок. Будучи осведомленным об инновационных материалах, новых способах печати и производства, дизайнер сможет грамотно выполнить проект в соответствии с жесткими технологическими требованиями производства.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.06.2025 - 06:28
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация